Как вызвать интерес детей к математике?

На этот вопрос постарались ответить участники семинара, организованного в Каспийске для учителей математики Управлением образования города и Академией «Каспий». Хайрула Мурзаев директор СОШ 12, тепло поприветствовал участников семинара. Он отметил, что коллектив школы рад принять гостей, учителей математики, которые пришли на мероприятие, чтобы поделиться своим опытом работы. Он выразил огромную благодарность Академии «Каспий», его директору Магомеду Идрисовичу Абакарову, а также физико-математическому факультету ДГПУ, его представителю на семинаре, профессору Мадриду Абдулаевичу Гаджимурадову. Хайрула Набиевич пожелал участникам семинара успешной и плодотворной работы.

С вступительным словом к собравшимся обратился Магомед Абакаров. Он подчеркнул, что большой резонанс среди педагогической общественности имеет реализуемая в настоящее время академией «Каспий» программа «Педагогическое наследие Дагестана».

На круглых столах, семинарах, конференциях поднимаются проблемы сегодняшнего образования, причем, традиции прошлого увязываются с новациями. Как говорится, неизвестное в известном. Среди целей и задач программы – это: вовлечение в программу широкого круга научной, образовательной, общественности;  пропаганда наследия выдающихся дагестанских ученых-педагогов, практических учителей-новаторов; обмен опытом работы, результатами исследований.

По мнению Абакарова, организаторы мероприятий хотят, чтобы люди получили нужные для них знания. Вот почему подбираются участники семинаров, круглых столов, эксперты так, чтобы каждый смог поучаствовать и помочь другому. А затем выводы будут использованы в профессиональной подготовке учителей на базе Академии.

Нынешний семинар, по словам Магомеда Идрисовича, посвящен памяти Шихалиева Ханали Шихалиевича, доктора педагогических наук, профессора Дагестанского государственного педагогического университета, основателя научной школы «Совершенствование содержания и методов обучения математике в школе и вузе». Под личным руководством Шихалиева защищены 9 кандидатских диссертаций в 1998 — 2006 годах. Им написаны монографии: 1. «Интенсификация обучения математике в школе». 2. «Об альтернативном подходе к разработке школьного курса математики». Ханали Шихалиев — Отличник народного образования РФ, Отличник просвещения СССР, Заслуженный учитель РД, Заслуженный работник высшей школы РФ.

Затем участники семинара приступили к реализации повестки дня.

Выступление Мадрида Гаджимурадова, завкафедрой высшей математики, было посвящено теме «Решение стереометрических задач с использованием векторно-координатного метода». Вначале он рассказал о состоянии преподавания геометрии в школе. Он отметил, что по итогам ЕГЭ можно сделать вывод, что геометрические задачи относятся к повышенному уровню сложности. Как показывают их ежегодные результаты, успешное решение этих задач возможно только при систематическом изучении курса. Геометрические задачи под номерами 13 и 16 решают в основном те, кто претендуют на более высокие баллы. К примеру, задание №13 проверяет сформированность наглядных представлений в стереометрических фигурах. Оба задания содержат два пункта – на доказательство и на вычисление. Решаемость этих задач меньше одного процента. Сегодня за решение геометрических задач дают не два, как раньше, а три балла. Низкий процент выполнения геометрических задач говорит о сохраняющихся системных недостатках в преподавании геометрии.

На взгляд ученого, одной из причин является то, что учителя на уроках решают в основном задачи на вычисление, а не требуют доказательств теорем. О том, что ситуация с преподаванием математики у нас сложная говорят не только результаты ЕГЭ, но и результаты международных исследований. По их итогам Россия занимает только 36 место из 70 стран, которые участвовали в исследовании. Руководством страны поставлена задача к 2030 году – войти хотя бы в первую десятку стран. Это очень сложная задача, необходимо внести изменения и в методику, и в содержание преподавания.

На прошлой неделе в МГУ проходил съезд учителей математики и преподавателей вузов. Многие из выступавших выражали недовольство состоянием преподавания математики как в школе, так и в вузе. Уменьшилось количество часов на основные математические дисциплины по сравнению с программами 20 летней давности. На геометрию, алгебру, матанализ выделяется в два раза меньше часов, отсюда страдает качество знаний студентов. К примеру, после поступления на первый курс (кстати говоря, мы сейчас принимаем всего одну группу вместо пяти ранее) проводятся проверочные контрольные работы. Из 25 студентов на положительную оценку пишут 3-4 человека. Выясняется, что многие студенты вообще не проходили геометрию в школе.

Интересно и наглядно транслировала свой собственный педагогический опыт Егана Курбанова, член ДРОО «Учитель года», учитель математики и физики МБОУ «Лицей №22» г. Махачкалы, старший преподаватель кафедры профессиональных дисциплин международного колледжа информационных технологий IThub, отличник образования РД, призер республиканского этапа конкурса «Учитель года 2021».

Она поделилась своими мыслями по заявленной теме: «Заметила, что геометрию дети не понимают и не любят. В этой ситуации мне самой надо повысить уровень подготовки. У меня был вначале страх того, что я не так подаю предмет. Вот тут важна компетентность учителя, его умение увлечь ученика. Я сегодня хочу говорить о том, как поставить эксперимент на уроке математики. В прошлом году я выпустила 92 ученика, три 11 класса и я про ЕГЭ знаю много, про те проблемы, с которыми сталкиваются дети. Теперь я имею опыт подготовки на одном уроке и базовых, и «профильников».

Я согласна с Мадридом Абдулаевичем, что самому учителю надо самосовершенствоваться. В 2021 году я была на съезде математиков в Сочи. Мне также часто приходится выезжать на курсы учителей в МГУ и МФТИ. Это очень полезные курсы. Надо также участвовать в конкурсах профессионального мастерства…». Более подробно она рассказала об эксперименте в 9 классе.

Выступающие, учителя математики, говорили — о повышении уровня квалификации учителя для осуществления качественного образования в условиях перехода на новые федеральные стандарты; положительном опыте подготовки к ЕГЭ и ОГЭ; организации кружков по математике; формах и методах работы с разными возрастными категориями учащихся; проблемах и перспективах дистанционного обучения; использовании ИКТ при обучении решению задач; инновационных технологий на уроках математики.

Эти вопросы осветили: учитель МБОУ «Каспийская гимназия им. Героя РФ Магомедтагирова А.М.» Малина Шихвердиева, учитель МБОУ «СОШ №1» Зульфия Гамидова, учитель МБОУ «СОШ №3 им. Гаджибекова» А.И. Анжела Маммадаева. В принятом проекте резолюции участники семинара отметили актуальность состоявшегося обсуждения и взаимную заинтересованность в обмене опытом образовательных учреждений региона в вопросе развития интереса обучающихся к изучению математики. Затем состоялось вручение сертификатов, совместное фотографирование.

 

Эдуард Эмиров