Нам в жизни часто встречаются династии военных. И это объяснимо. Дети привыкают к гарнизонной жизни, играют с такими же ребятами, как и они, дома постоянно слышат разговоры старших о службе в армии. У них формируется желание быть в этой профессии, как и их родители. Они ощущают, что она им по душе и очень знакома. Осознанно идут в нее и хорошо служат, защищая Родину. Профессия, скажем прямо, не легкая, очень ответственная , но они подготовлены с детства к ней. Можно встретить династии учителей, врачей, а вот династий художников, модельеров, артистов встречаешь реже. Тут должен быть врожденный талант. Без него, извините, ничего не получится, как бы ты этого не хотел.

Гулейле Омахановой звезды предписали талант, трудолюбие, настойчивость и само­стоятельность в решении задач, терпение и силу стойко выно­сить курьезы жизни. Козерог — земной знак. Следовательно, пофрядок и чувство ответственнос­ти для него обязательны. Нуж­но еще добавить, что Гулейла — зачинщик всего нового, она — первый дагестанский закрой­щик, модедьер. Возле дверей ее ателье за­казчики выстраивались в очередь. Все, что она кроила, иде­ально сидело на фигуре. Каждый скроенный костюм выгля­дел женственно, соблазнительно и не стеснял движений. В ее моделях женщина всегда разная: то она вся летящая в воз­душных шелках, романтичная, то строго-деловая в скромном изящном наряде, но всегда, в любом образе — женщина-загадка. Гулейла впервые в Дагестане создала Театр моды, ко­торый весьма успешно выступал на сценах театров и своими красочными демонстрациями собирал полные залы зрителей. С ее участием шел первый аукцион моды, шоу-показ с после­дующей распродажей моделей. Она — организатор первых передач на ТВ «Мода и нравы».

Она — первая женщина-предприниматель в мире бизнеса и моды, открыла малое предприятие «Гала», где успешно тру­дятся самые мало защищённые слои насе­ления: женщины, инвалиды, молодежь. Она первая в Дагестане открыла мо­дельное агентство «Гала — модес», стала дипломанткой первого фестиваля юга России. Воспитанница ее модельного агентства впервые вошла в десятку самых красивых девушек Северного Кавказа и в двадцатку российских красавиц.

Прилагательное «первая» всегда появляется рядом с фа­милией Омаханова. Она расскажет о превратностях моды, о том, что нас ждет в новом сезоне.

 

Гулейла, в силу своей профессии модельеры должны опережать моду, иначе ничего не получится…

— Да, конечно, мы живем не в настоящем времени. Тут вопрос стоит конкретный — либо ты знаешь все о том, что будут носить в будущем, либо ты безнадежно опоздал, а мо­жет быть, и совсем отстал от модного экспресса. Все нор­мальные люди сейчас думают, что надеть осенью, зимой. Может кто-то подумает уже и о весне, а модельеры вычерчивают силуэты модной одежды на год-два вперед. В самом начале весны обычно на мировых подиумах показывают коллекции для следующей зимы. Вот так-то. Немного другие мерки и понятия времени.

 

При таком ритме работы необходим хороший отдых.

— Это слишком большая роскошь для дизайнера. Да и как можно освободить мозг от мыслей? Художник, модельер, дизайнер творит вне зависимости от времени года, дня, ночи. Он постоянно что-то чертит, прилаживает, обдумывает и, толь­ко хорошо осмыслив, представив в реальности, начинает пе­реносить все на бумагу, потом на ткань и лишь по окончании работы видит, что получилось. А в это время в голове рожда­ются уже новые идеи.

 

Ты хочешь сказать, что хлеб модельера нелегок?

— В одной из передач Татьяна Михалкова очень точно выразилась по этому поводу. Она сравнила модельера с пчелкой, которая трудится и день и ночь, чтобы получить каплю меда. Модельер не профессия, а стиль жизни. Если ты им стала — ни на что другое у тебя не хватит времени.

 

Что, и на семью?

— Часто и на семью. Редко мужчина выдерживает посто­янно отсутствующий взгляд жены и невпопад брошенные ответы. Она же вся в своем творчестве.

 

Гулейла, давай поподробнее разберемся в моде: кто, что и как?

— Модельеры вынашивают новые идеи. После опреде­ленных усилий их творения появляются на подиуме.

 

Покоряя сердца зрительниц и опустошая кошельки?

— В понятии мода нужно четко разделить следующее. Говоря о создании моды необходимо иметь представление о «высоком шитье» на примере Haute couture . Эти творения представляются в единственном экземпляре, принадлежат очень знатным кутюрье. При их разработке не используются выкройки. К моде имеют косвенное отношение. Они дают мысль дизайнерам. А сама мода присутствует только там, где есть массовость моделей. Глядя на модели «высокого шитья», главной целью которых является непохожесть на других, за­даешься вопросом, кто же осмелится надеть все это?

 

Чем экстравагантнее модель, тем лучше?

— Да, так как они не предназначены для ношения. Это про­изведения искусства. Разве такое можно надеть на улицу? Ко­нечно же, нет. Ему место в музее. Только единицы, с опреде­ленными коррективами, попадают в руки модельеров, которые работают «на поток». Они и становятся достоянием моды. Но тут меняется как их название, так и предназначение.

 

Это, наверное, уже будут модели prKt-a-porte?

— Да, в переводе с французского они звучат как «пригод­ные для ношения».

 

Это и есть модные модели?

— Даже самые последние, самые удачные модели стано­вятся поистине модными только тогда, когда их будут носить все, для кого работают модельеры. И именно этот фактор решает судьбу той или иной модели. Будет на нее спрос — значит это модно, нет — соответственно, работа модельера равна нулю.

 

А я считала, что законодателями мод являются моде­льеры, дизайнеры.

— Они предлагают, а решаете вы, потребители. Был та­кой случай. В 1969 году ряд американских фирм попытались вернуть моду на макси-юбки для молодежи. Запрудили мага­зины новым товаром, рекламу запустили, но, увы, ничего не вышло. Эту моду потребитель в то время не принял.

 

При обсуждении моды одним из первых возникает воп­рос длины юбки?

— XX век войдет в историю моды как время ярчайших перемен в пропорциях и формах. В годы первой мировой войны юбки стали укорачивать­ся, чтобы женщинам удобнее было работать. Во время вто­рой мировой войны не было роскошных тканей, да и про­стых выпускалось мало. И в Великобритании, и в США выш­ли указы, регламентирующие ширину и длину юбок. Было ограничено количество складок, чтобы сэкономить матери­ал. Но как только окончилась война, уже осенью 1945 года длина юбок, платьев резко опустилась, несколькими годами позже юбки стали шире. Чтобы сшить такую, требовалось немыслимое количество ткани. Все эти годы шла тенденция к изменению юбки. К 50-ым годам длина достигла щиколот­ки. Однако к середине 50-ых годов юбка снова стала подни­маться. К 65-му году появились мини-юбки, оголившие коле­ни. Это стало сенсацией. Мини-юбка прочно воцарилась на мировой арене. Правда, длина до колен, чуть выше или чуть ниже, остается по-прежнему популярной. Такие юбки, как в 50-е годы, могут быть очень широкими, расклешенными, собранными у талии, в складку, плиссированными, многоярус­ными, многослойными. Длинные юбки остаются прерогати­вой торжественной, вечерней моды.

 

А какому цвету ткани ты отдаешь предпочтение? Ка­кой сама носишь?

— Я люблю все цвета. Их носишь в зависимости от вре­мени года, от настроения. Естественно, можно сказать, что белый цвет — это король среди всей гаммы.

 

Ты всегда элегантна, видна архитектурность линий моделей, какому стилю ты поклоняешься?

— Одного какого-то стиля тоже нельзя придерживаться. Сегодня ты берешь образ деловой женщины, значит твой ко­стюм соответствует этому имиджу, а завтра у тебя приподня­тое настроение, тебе хочется романтики, ты соответственно одеваешься. Необходимо отметить, что мода на показную роскошь и бряцание золотом прошла. Излишняя оголенность, панельная мода уже всем надоела. Все-таки женщина долж­на оставаться загадкой, только тогда к ней пробуждается ин­терес.

 

Гала, а как ты относишься к тому, что надевает сейчас определенная часть дагестанской молодежи?

— Это ужасно. У каждого народа есть свои национальные костюмы. Они складывались веками. Эти костюмы всегда модны. Зачем носить костюм, который уродует женщину, да и который предназначен для другого климата. Он необходим в пустыне, там, где пески и нужно спрятаться от них? Не понимаю. В таких одеждах женщина похожа на черную ворону.

 

Обе твои дочери (и Сабрина, и Сибилла) — художницы. Но лишь Сибилла в данный момент реализовывает себя. Ее модели отличаются совмещением сдержанной формы кроя с роскошной фактурой ткани, великолепной вышивкой, выпол­ненной в стиле 19 века, настроение ее коллекции легкое, эле­гантное, шикарное и в то же время просматривается моло­дежная непосредственность, бесшабашность. Ты видишь в дочери свое продолжение или это совершенно другое?

Она совершенно другой художник. Она — не я, и это меня радует. Уверена, что каждый человек должен быть индивидуальным. По-особому раскрываться, реализовывать себя. Иначе было бы не интересно.

 

Какое будущее ты ей пророчишь?

— Время покажет, что из нее получится. Но сегодня она занимается любимым делом, в ней есть свое «Я». Упорство, с которым она утверждается, заметно в каждой ее модели. Увлекается росписью по ткани. Сибилла не ищет легких путей. Ее фирменным при­емом стала отделка с использованием всех видов плетения тесьмы, бахромы, из шнуровки и самых разнообразных ма­териалов. Она в своих моделях соединяет совершенно разно- фактурные материалы, и они обретают гармонию, форму. Я помню, ты сама очень любила экспериментировать с кроем и элементами конструкции, что помогало тебе добиться дина­мики, движения в моделях. А Сибилла с упоением работает вручную над всевозможными отделками. На конкурсе «Золо­тая молния» в Ростове-на-Дону известный кутюрье отметил коллекцию Сибиллы. «Явно выделялась мыслью, оригиналь­ностью, мастерством исполнения и коллекция Сибиллы Омахановой из Махачкалы», — так пишет журнал «Красота без границ» (статья «Юдашкин остался доволен»).

 

Да, ее модели хотят носить. А это самое важное в ра­боте дизайнера. Гулейла, раньше, во времена наших бабушек, костюм у дагестанки был продуман с ног до головы. Что сейчас делается нашими модельерами в этом направлении?

— Женщина и в Париже, и в Махачкале — женщина. Ей присуще желание быть модно и красиво одетой. Наша, дагес­танская женщина, по-особенному красива. Выделять что-то из мировой моды специально для дагестанок нет смысла. Мода везде одна. Но не стоит забывать свой менталитет, свои корни. Вся мода зиждется на национальном костюме: покрой, инте­ресные конструктивные приемы, декор, рукоделие. В Дагеста­не у каждой народности есть свое, исконное, свой традицион­ный костюм. Мы — одна из уникальных стран. Каждая нацио­нальность имеет свой колорит, свою этническую культуру, ис­торию. Если эту культуру будем нести не мы, то кто же? Даге­станские модельеры просто обязаны в своих моделях исполь­зовать дагестанскую эстетику. Вот тогда мы не будем подражателями чужого и внедрим свое национальное богатство, тог­да и Европа сможет взять что-то наше себе на вооружение.

 

Да, кстати, у тебя и внучка Тэлли тоже художник-модельер?

— Она окончила художественное училище им. Джамала с отличием, училась в классе Анны Джетере. Потом отучилась в московском институте им. Косыгина, также получила диплом с отличием по специальности конструктор изделий легкой промышленности, художник-модельер. Она увлеклась росписью по ткани, сейчас ее привлекает живопись. Девочка трудится, создала три коллекции, выиграла Грант Правительства, сложа руки не сидит и это меня радует.

 

Гулейла, пару слов о планах на ближайшее будущее…

— Я не очень люблю делиться ими, так как долго вынаши­ваю, а потом сразу претворяю в жизнь. Просто хочу пожелать всем исполнения желаний. А мы все знаем, что если очень хотеть чего-то, то это обязательно исполнится. На прощание скажу — будьте индивидуальны. Индивидуальность ценится всегда!

 

Эмма Тыщенко