Нам в жизни часто встречаются династии военных. И это объяснимо. Дети привыкают к гарнизонной жизни, играют с такими же ребятами, как и они, дома постоянно слышат разговоры старших о службе в армии. У них формируется желание быть в этой профессии, как и их родители. Они ощущают, что она им по душе и очень знакома. Осознанно идут в нее и хорошо служат, защищая Родину. Профессия, скажем прямо, не легкая, очень ответственная , но они подготовлены с детства к ней. Можно встретить династии учителей, врачей, а вот династий художников, модельеров, артистов встречаешь реже. Тут должен быть врожденный талант. Без него, извините, ничего не получится, как бы ты этого не хотел.
Гулейле Омахановой звезды предписали талант, трудолюбие, настойчивость и самостоятельность в решении задач, терпение и силу стойко выносить курьезы жизни. Козерог — земной знак. Следовательно, пофрядок и чувство ответственности для него обязательны. Нужно еще добавить, что Гулейла — зачинщик всего нового, она — первый дагестанский закройщик, модедьер. Возле дверей ее ателье заказчики выстраивались в очередь. Все, что она кроила, идеально сидело на фигуре. Каждый скроенный костюм выглядел женственно, соблазнительно и не стеснял движений. В ее моделях женщина всегда разная: то она вся летящая в воздушных шелках, романтичная, то строго-деловая в скромном изящном наряде, но всегда, в любом образе — женщина-загадка. Гулейла впервые в Дагестане создала Театр моды, который весьма успешно выступал на сценах театров и своими красочными демонстрациями собирал полные залы зрителей. С ее участием шел первый аукцион моды, шоу-показ с последующей распродажей моделей. Она — организатор первых передач на ТВ «Мода и нравы».
Она — первая женщина-предприниматель в мире бизнеса и моды, открыла малое предприятие «Гала», где успешно трудятся самые мало защищённые слои населения: женщины, инвалиды, молодежь. Она первая в Дагестане открыла модельное агентство «Гала — модес», стала дипломанткой первого фестиваля юга России. Воспитанница ее модельного агентства впервые вошла в десятку самых красивых девушек Северного Кавказа и в двадцатку российских красавиц.
Прилагательное «первая» всегда появляется рядом с фамилией Омаханова. Она расскажет о превратностях моды, о том, что нас ждет в новом сезоне.
Гулейла, в силу своей профессии модельеры должны опережать моду, иначе ничего не получится…
— Да, конечно, мы живем не в настоящем времени. Тут вопрос стоит конкретный — либо ты знаешь все о том, что будут носить в будущем, либо ты безнадежно опоздал, а может быть, и совсем отстал от модного экспресса. Все нормальные люди сейчас думают, что надеть осенью, зимой. Может кто-то подумает уже и о весне, а модельеры вычерчивают силуэты модной одежды на год-два вперед. В самом начале весны обычно на мировых подиумах показывают коллекции для следующей зимы. Вот так-то. Немного другие мерки и понятия времени.
При таком ритме работы необходим хороший отдых.
— Это слишком большая роскошь для дизайнера. Да и как можно освободить мозг от мыслей? Художник, модельер, дизайнер творит вне зависимости от времени года, дня, ночи. Он постоянно что-то чертит, прилаживает, обдумывает и, только хорошо осмыслив, представив в реальности, начинает переносить все на бумагу, потом на ткань и лишь по окончании работы видит, что получилось. А в это время в голове рождаются уже новые идеи.
Ты хочешь сказать, что хлеб модельера нелегок?
— В одной из передач Татьяна Михалкова очень точно выразилась по этому поводу. Она сравнила модельера с пчелкой, которая трудится и день и ночь, чтобы получить каплю меда. Модельер не профессия, а стиль жизни. Если ты им стала — ни на что другое у тебя не хватит времени.
Что, и на семью?
— Часто и на семью. Редко мужчина выдерживает постоянно отсутствующий взгляд жены и невпопад брошенные ответы. Она же вся в своем творчестве.
Гулейла, давай поподробнее разберемся в моде: кто, что и как?
— Модельеры вынашивают новые идеи. После определенных усилий их творения появляются на подиуме.
Покоряя сердца зрительниц и опустошая кошельки?
— В понятии мода нужно четко разделить следующее. Говоря о создании моды необходимо иметь представление о «высоком шитье» на примере Haute couture . Эти творения представляются в единственном экземпляре, принадлежат очень знатным кутюрье. При их разработке не используются выкройки. К моде имеют косвенное отношение. Они дают мысль дизайнерам. А сама мода присутствует только там, где есть массовость моделей. Глядя на модели «высокого шитья», главной целью которых является непохожесть на других, задаешься вопросом, кто же осмелится надеть все это?
Чем экстравагантнее модель, тем лучше?
— Да, так как они не предназначены для ношения. Это произведения искусства. Разве такое можно надеть на улицу? Конечно же, нет. Ему место в музее. Только единицы, с определенными коррективами, попадают в руки модельеров, которые работают «на поток». Они и становятся достоянием моды. Но тут меняется как их название, так и предназначение.
Это, наверное, уже будут модели prKt-a-porte?
— Да, в переводе с французского они звучат как «пригодные для ношения».
Это и есть модные модели?
— Даже самые последние, самые удачные модели становятся поистине модными только тогда, когда их будут носить все, для кого работают модельеры. И именно этот фактор решает судьбу той или иной модели. Будет на нее спрос — значит это модно, нет — соответственно, работа модельера равна нулю.
А я считала, что законодателями мод являются модельеры, дизайнеры.
— Они предлагают, а решаете вы, потребители. Был такой случай. В 1969 году ряд американских фирм попытались вернуть моду на макси-юбки для молодежи. Запрудили магазины новым товаром, рекламу запустили, но, увы, ничего не вышло. Эту моду потребитель в то время не принял.
При обсуждении моды одним из первых возникает вопрос длины юбки?
— XX век войдет в историю моды как время ярчайших перемен в пропорциях и формах. В годы первой мировой войны юбки стали укорачиваться, чтобы женщинам удобнее было работать. Во время второй мировой войны не было роскошных тканей, да и простых выпускалось мало. И в Великобритании, и в США вышли указы, регламентирующие ширину и длину юбок. Было ограничено количество складок, чтобы сэкономить материал. Но как только окончилась война, уже осенью 1945 года длина юбок, платьев резко опустилась, несколькими годами позже юбки стали шире. Чтобы сшить такую, требовалось немыслимое количество ткани. Все эти годы шла тенденция к изменению юбки. К 50-ым годам длина достигла щиколотки. Однако к середине 50-ых годов юбка снова стала подниматься. К 65-му году появились мини-юбки, оголившие колени. Это стало сенсацией. Мини-юбка прочно воцарилась на мировой арене. Правда, длина до колен, чуть выше или чуть ниже, остается по-прежнему популярной. Такие юбки, как в 50-е годы, могут быть очень широкими, расклешенными, собранными у талии, в складку, плиссированными, многоярусными, многослойными. Длинные юбки остаются прерогативой торжественной, вечерней моды.
А какому цвету ткани ты отдаешь предпочтение? Какой сама носишь?
— Я люблю все цвета. Их носишь в зависимости от времени года, от настроения. Естественно, можно сказать, что белый цвет — это король среди всей гаммы.
Ты всегда элегантна, видна архитектурность линий моделей, какому стилю ты поклоняешься?
— Одного какого-то стиля тоже нельзя придерживаться. Сегодня ты берешь образ деловой женщины, значит твой костюм соответствует этому имиджу, а завтра у тебя приподнятое настроение, тебе хочется романтики, ты соответственно одеваешься. Необходимо отметить, что мода на показную роскошь и бряцание золотом прошла. Излишняя оголенность, панельная мода уже всем надоела. Все-таки женщина должна оставаться загадкой, только тогда к ней пробуждается интерес.
Гала, а как ты относишься к тому, что надевает сейчас определенная часть дагестанской молодежи?
— Это ужасно. У каждого народа есть свои национальные костюмы. Они складывались веками. Эти костюмы всегда модны. Зачем носить костюм, который уродует женщину, да и который предназначен для другого климата. Он необходим в пустыне, там, где пески и нужно спрятаться от них? Не понимаю. В таких одеждах женщина похожа на черную ворону.
Обе твои дочери (и Сабрина, и Сибилла) — художницы. Но лишь Сибилла в данный момент реализовывает себя. Ее модели отличаются совмещением сдержанной формы кроя с роскошной фактурой ткани, великолепной вышивкой, выполненной в стиле 19 века, настроение ее коллекции легкое, элегантное, шикарное и в то же время просматривается молодежная непосредственность, бесшабашность. Ты видишь в дочери свое продолжение или это совершенно другое?
Она совершенно другой художник. Она — не я, и это меня радует. Уверена, что каждый человек должен быть индивидуальным. По-особому раскрываться, реализовывать себя. Иначе было бы не интересно.
Какое будущее ты ей пророчишь?
— Время покажет, что из нее получится. Но сегодня она занимается любимым делом, в ней есть свое «Я». Упорство, с которым она утверждается, заметно в каждой ее модели. Увлекается росписью по ткани. Сибилла не ищет легких путей. Ее фирменным приемом стала отделка с использованием всех видов плетения тесьмы, бахромы, из шнуровки и самых разнообразных материалов. Она в своих моделях соединяет совершенно разно- фактурные материалы, и они обретают гармонию, форму. Я помню, ты сама очень любила экспериментировать с кроем и элементами конструкции, что помогало тебе добиться динамики, движения в моделях. А Сибилла с упоением работает вручную над всевозможными отделками. На конкурсе «Золотая молния» в Ростове-на-Дону известный кутюрье отметил коллекцию Сибиллы. «Явно выделялась мыслью, оригинальностью, мастерством исполнения и коллекция Сибиллы Омахановой из Махачкалы», — так пишет журнал «Красота без границ» (статья «Юдашкин остался доволен»).
Да, ее модели хотят носить. А это самое важное в работе дизайнера. Гулейла, раньше, во времена наших бабушек, костюм у дагестанки был продуман с ног до головы. Что сейчас делается нашими модельерами в этом направлении?
— Женщина и в Париже, и в Махачкале — женщина. Ей присуще желание быть модно и красиво одетой. Наша, дагестанская женщина, по-особенному красива. Выделять что-то из мировой моды специально для дагестанок нет смысла. Мода везде одна. Но не стоит забывать свой менталитет, свои корни. Вся мода зиждется на национальном костюме: покрой, интересные конструктивные приемы, декор, рукоделие. В Дагестане у каждой народности есть свое, исконное, свой традиционный костюм. Мы — одна из уникальных стран. Каждая национальность имеет свой колорит, свою этническую культуру, историю. Если эту культуру будем нести не мы, то кто же? Дагестанские модельеры просто обязаны в своих моделях использовать дагестанскую эстетику. Вот тогда мы не будем подражателями чужого и внедрим свое национальное богатство, тогда и Европа сможет взять что-то наше себе на вооружение.
Да, кстати, у тебя и внучка Тэлли тоже художник-модельер?
— Она окончила художественное училище им. Джамала с отличием, училась в классе Анны Джетере. Потом отучилась в московском институте им. Косыгина, также получила диплом с отличием по специальности конструктор изделий легкой промышленности, художник-модельер. Она увлеклась росписью по ткани, сейчас ее привлекает живопись. Девочка трудится, создала три коллекции, выиграла Грант Правительства, сложа руки не сидит и это меня радует.
Гулейла, пару слов о планах на ближайшее будущее…
— Я не очень люблю делиться ими, так как долго вынашиваю, а потом сразу претворяю в жизнь. Просто хочу пожелать всем исполнения желаний. А мы все знаем, что если очень хотеть чего-то, то это обязательно исполнится. На прощание скажу — будьте индивидуальны. Индивидуальность ценится всегда!
Эмма Тыщенко