Политическая метафора от народного искусства

Недавно в Дагестане, в Махачкале и в других городах и районах нашей республики, прошел XXI-й Международный фестиваль фольклора и народного творчества «Горцы». Обращаю ваше внимание на два аспекта в его названии: «XXI-й», указывающий на временной аспект, и «международный» — это уже аспект пространственный,, географический. То есть, даже учитывая два этих фактора, не касаясь собственно событий мероприятия, видно, что оно – огромно по своим масштабам. И, говорю это как специалист РДНТ, его организатора и куратора, по своим положительным последствиям.

 

БЕСЦЕННЫЙ ДАР ОТ МАРИТЫ

Не секрет, что в глазах россиян европейской части нашей страны, особенно Москвы и Петербурга, политической и культурной столиц Российской Федерации, Дагестан, как и Северный Кавказ в целом, имеет репутацию отсталого, депрессивного (в терминах экономики), застрявшего в азиатско-мусульманском (в цивилизационном плане) прошлом, региона. Конечно, в глаза нам этого никто из них не говорит, кроме, разве что, отъявленных московских шовинистов, которые даже нефть, добываемую в регионах населенных нацменьшинствами, называют «русской» (см. публикации на сайтах издания «Царь-град»). Ну, да Бог им судья, мы, дагестанцы, живем на своей земле, и нас никто не может упрекнуть в том, что мы «понаехали»… Что же касается тех наших сограждан, которые «понаехали» в эти столицы, то мы за них, за их небезупречное (в культурном смысле) поведение, не в ответе. Могу лишь напомнить им мудрую русскую пословицу: где родился – там и пригодился! Однако они решили пригодиться там, хотя здесь дел для способных людей, как говорится, невпроворот. Впрочем, это несколько другая тема, лишь косвенно связанная с темой фестиваля «Горцы», что станет понятно читателю, если он дочитает эту стать до конца.

Немногие знают, что авторство этого проекта принадлежит Марите Мугадовой, директору РДНТ и заместителю министра культуры РД. И это мы ей должны быть благодарны за то, что из года в год в Дагестан приезжают народные коллективы со всех стран света: из Индии, из Латинской Америки, из азиатских стран, не говоря уже про Европу!

Одно простое обозрение, простое общение с людьми, живущими за тысячи километров от нас, уже великая ценность, мощный толчок к расширению нашего мировоззрения, нашего миропонимания. А ведь они, наши гости из разных стран, из разных регионов России, не просто являются нам, они являют нам и свое самодеятельное искусство, национальную одежду, ремесла и промыслы народов, к которым они принадлежат, то есть, показывают самую душу этих народов. Это служит удовлетворению не только нашего любопытства, жажды познания, но и потребностей художественных, эстетических и, что не менее важно, укреплению такого существенного для многонациональной страны фактора, как углубление взаимопонимания ее народов, без чего невозможно их мирное добрососедское сосуществование.

Я неспроста привел вначале пример с «русской нефтью». Безобидное само по себе – это выражение в современных российских реалиях может сослужить русским националистам (в терминологическом смысле этого слова) плохую службу, вызвать у нерусской читательской аудитории негативные реакции. У «Царь-града» — всё русское: и нефть, и газ, моря и реки, недра и небеса… Даже президент! Парадокс: Путин заявляет, что он лакец, а господа Пронько, Прилепин, Проханов и прочие русские патриоты как бы возражают ему, мол, нет, ты – русский!

 

ОТ СОПЕРНИЧЕСТВА К СОТРУДНИЧЕСТВУ!

Ну, конечно, он русский, господа русские патриоты, но только в этническом плане, а в политическом – он россиянин. И небо над нами не русское, а российское, также как нефть, газ, лес, реки, моря и т.д.

Но г-н Прилепин, видимо, считает иначе. Однажды он, говоря про СВО, договорился в прямом эфире до того, что похвалил украинцев, мол, они молодцы, мужественно воюют, доказывают, что они истинные славяне…

Может, Прилепин похвалит и чеченцев, которые только в современной истории, вовсе не будучи славянами, дважды мужественно воевали с вооруженными до зубов русскими войсками? Видно, он считает, что мужество – это исключительно славянская черта. Что ж, это его право, но он должен помнить, что такое же точно право есть и других народов, в том числе и у европейцев, которые испокон века смотрят на русских свысока, считая их варварами, отсталым народом с рабской психологией.

Конечно, это далеко не так, и мы, нерусские россияне, считаем русских братским народом, народом, который принес нам свет европейской цивилизации, за что мы ему благодарны и глубоко ценим этот дар.

И это наше отношение к нашим русским согражданам доказал прием, оказанный Дагестаном гостям фестиваля «Горцы» из российских регионов. Я лично был свидетелем, как они при каждом случае благодарили нас за гостеприимство, которого, по их собственным словам, они не встречали нигде и никогда!

Это делает честь дагестанцам, показывает, что гуманистические ценности, проявления человечности, способность пожертвовать своим временем, интересом, оторвать от себя для ближнего, нередко просто прохожего чужака, у них сохранились и продолжают быть украшением души и натуры.

Но как дагестанцы ладят между собой? Это вопрос отнюдь не праздный. Да, наши народы живут мирно, в том смысле, что какой-то открытой вражды, отрытых противостояний между ними нет. Хотя вялотекущая, подковерная борьба за лидерство между ними идёт беспрерывно.

У одних, как, например, у аварцев, эти претензии выражаются более открыто и откровенно. У других, как у даргинцев, они проявлены не так остро. Есть свои претензии и у кумыков, и они, в отличие от аварских, носят этно-исторический характер, основываются на вполне легитимном желании сохраниться, как отдельный, самобытный этнос. Но под самобытностью ими понимается не только сохранение языка и культурных особенностей, что ни у кого не вызывает возражений, но и некой территориальной субъектности. А вот это уже встречает возражение других народов, так как кумыкская равнина уже давно является таковой только на старинных картах и других исторических источниках. Полагаю, что эти претензии объективно нереализуемы. А попытки их реализовать приведут к огромному кровопролитию.

 

А ЧТО СКАЖЕТ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО?

Как же выражаются и выражаются ли вообще эти претензии на лидерство в сфере народной культуры? Да, выражаются, и тут пальма первенства опять-таки принадлежит аварцам, в этом я убедился и в ходе фестиваля «Горцы», где самодеятельные коллективы разных народов Дагестана демонстрировали национальное искусство. Как правило, лучше всех подготовлены, как в плане «обмундирования», материально-техническом, так и художественном бывают именно аварские коллективы. Для них характерно также серьезное отношение, серьезная подготовка номеров как в плане репертуара, так и в плане собственно исполнения. Как говорят в таких случаях – сработано на совесть. В то время как другие районы, в основном, работают, спустя рукава. Я сейчас не буду вдаваться в причины такой разницы в подходе и исполнении народными коллективами своих функций, но констатировать это считаю необходимым.

Среди аварских коллективов, участвовавших в «Горцах» этого года я бы отметил мужской хор «Поющая Чарода». Оставляю в стороне оценки их выступлений с точки зрения художественного мастерства, скажу лишь, что оно заслуживает всяческих похвал. Но меня больше поразила идейная сторона одного из концертов, когда им была предоставлена возможность предъявить публике несколько номеров, а точней – четыре.

Первой чародинский хор, естественно, исполнил аварскую песню. Я думал, что и все остальные песни будут также аварские. Каково же было мое удивление, когда хор затянул песню, название которой стоит в заголовке – «Анай, десем, ананай!». Спели так, как я не слышал в исполнении ни одного кумыкского хора! Более того, в интервалах между куплетами, солист величественно, неторопливо, с достоинством сделал несколько кругов, а его коллеги, также с достоинство, хлопали его танцу. Уточняю это потому, что кумыкские хоры, которые также выступали на этом фестивале, во-первых, исполняли гораздо хуже, без огонька, лишь бы отработать номер, а во-вторых, во время проигрыша стояли неподвижно, с отсутствующим выражением лиц, и даже не хлопали в ладони.

Далее произошло еще более удивительное: «поющие чародинцы» третью песню исполнили на даргинском языке. С тем же мастерством и танцевальной вставкой. Публика была в восторге, да и как было не восторгаться!

Я уже гадал, какой же будет четвертая песня в исполнении чародинцев. Думал, что лакская. Ан нет! Стройные, подтянутые, в синих черкесках со всеми атрибутами, чародинцы спели лезгинскую песню! Причем ничуть не хуже, чем это делали бы сами лезгины.

Есть такая мудрая пословица: «Каждый кулик – свое болото хвалит». Пример с выступлением «Поющей Чароды» на фестивале «Горцы» опровергает эту мудрость. Это, скорее, пример «дружбы народов» в разрезе народного искусства. Пример, с которого стоит брать пример.

 

ВСЕМ СЕСТРАМ – ПО СЕРЬГАМ

Я не видел ни одного примера, когда кумыкские артисты спели бы на аварском или даргинском языке.

Пример с песенным интернационализмом чародинцев, как я его понимаю, выходит за рамки искусства, это выраженная художественными средствами идеологема, пример умения аварцев подняться над своими национальными амбициями, признать равенство всех дагестанских культур, а значит, и самих их носителей. Вместо отрицания других культур, возвышения над ними, противопоставления себя им – равенство всех перед лицом интересов Дагестана.

И в ней есть намёк: если аварцы в лице чародинцев лучше кумыков поют кумыкские песни, то, может, они лучше отстоят и их экономические интересы?

Я лично так прочитал художественную метафору хора «Поющая Чарода».

Признаем, что гораздо больше шансов стать стержнем Дагестана, его политическим и экономическим локомотивом у аварцев. По-моему, это очевидный, не требующий доказательств тезис. И они больше других, как я вижу, озабочены повышением субъектности Дагестана, которая привела бы к заметному экономическому росту республики, к повышению благосостояния не только ее элит (у них-то с этим всё в порядке), но и собственно населения, народов. Ведь вы же знаете, что Дагестан – один из беднейших субъектов РФ, и причиной тому, как мне говорили многие знающие эту сферу люди, экономическая политика федерального центра, не позволяющая республике полностью раскрыть свой экономический потенциал. Одним из рычагов «давления» на федеральный центр с целью «вырвать» у него побольше экономической субъектности, могла бы стать сплоченность народов Дагестана. Да, его элиты сплочены, но нашей экономической субъектности хватает лишь на то, чтобы обеспечить интересы элит. Российская вертикаль, как Солнце, сильнее греет тех, кто ближе к ее центру, а народы Дагестана, как и другие народы России, в силу объективных причин, находятся сегодня на большом удалении от этого «Солнца».

Полагаю, что пришло время изменить такое положение.

 

Багаутдин Узунаев