Непредсказуема, удивительна жизнь человека. Окружающие нас, да и мы сами, бегаем, суетимся, работаем, отдыхаем и чаще всего не замечаем тех, кто рядом с нами, тех, кто каждую минутку бывает нам необходим. Воспринимаем это как должное. И только тогда, когда этот часто мелькающий перед глазами человек вдруг уехал, ушел надолго, вот тут-то начинаешь понимать, как тебе не хватает его. Оказывается, он тебе необходим, как глоток свежего воздуха в душном помещении. Как глоток воды в жаркую погоду.
Так и случилось с нашим коллегой Юрием Алексеевичем Ивановым. Оказалось, что не только в редакции газеты, но и многим за ее пределами он был нужен. В народе бытует понятие, что незаменимых людей нет. А в жизни получается, что незаменимые есть, да еще какие незаменимые!
— Юра, у меня компьютер что-то не включается! — слышится из одного кабинета.
— Юра, дверь заклинило, попасть в кабинет не могу, — кричит кто-то.
— Юр, принтер не работает.
— Юра, машина не заводится, может у тебя заведется…
— Юра, мне в больницу нужно, не отвезешь?
— Юра, у меня дома что-то со светом случилось, не сможешь посмотреть?
И так целый день. Это живые голоса, а ведь есть еще и телефон, который часто звонит и кто-то там, за пределами редакции, взывает о помощи. И эту помощь ты обязательно получишь. Она придет к тебе вместе с Юрой.
Со всеми вопросами к Юре. И забываешь, что он фотокорреспондентом работает, а не наладчиком, электриком, механиком… Что он не психолог и не врач, не водитель и не сантехник, что у него есть своя личная жизнь, до которой тебе в эту минуту и дела нет, так как тебе нужно решать свои жизненные проблемы, а кроме Юры тебе не к кому обратиться, потому что ты уверен в его помощи. Без него, действительно, как без рук.
Безропотно, с милой улыбкой, да еще и с извинениями, если сразу не смог тебе помочь, Юра приходит, что-то посмотрит, что-то поправит и все у тебя начинает работать.
Но настал такой день, когда Юра не пришел на работу. Он неожиданно для всех уехал добровольцем на Украину в зону спецоперации. Мы все волновались за него, молились о его здоровье и благополучном возвращении, переживали, как он там. Пытались ему звонить. Не всегда он отвечал, но иногда мы получали короткие весточки от него. Вот тут то мы поняли, кем был для нас Юра и что заменить его невозможно. Просто нет такого человека рядом, который может во все вникнуть и в любое время помочь тебе.
Пролетело шесть месяцев, и Юра вернулся живым. Только взгляд его стал каким-то другим, строже что ли, или задумчивей. Но в жизни Юра остался таким же отзывчивым, старающимся прийти на помощь. Он как бы запрограммирован на добрые дела. Нет, по-моему, человека, кому бы он отказал в помощи.
— Юра, тебя по возрасту не призвали бы в армию. Зачем ты поехал туда? – задаю ему вопрос и сама понимаю, что дурацкий.
— Не знаю, я как-то почувствовал, что там нужны люди, что нашим ребятам там трудно и поехал. Не жалею. Если бы не поехал, чувствовал бы себя плохо.
— Там, наверное, страшно было?
— А Вы вспомните события 1999 года. Разве нам с Вами не было страшно в Новокули, когда рядом бесновались террористы, а мы выпускали боевой листок «За победу»? Конечно, страшно, когда над тобой рвутся бомбы, но необходимо быть начеку,- напомнил мне Юра.
Да, совсем выпустила из виду, что спецоперация на Украине для Юрия не первое посещение боевых действий. В 1999 году международные террористы пытались разъединить Дагестан и Россию. Но дагестанцы своими действиями твердо сказали им «Нет, этого не будет. Мы с Россией!» Вот тогда Юрий не знал ни дня, ни ночи, прогнал через свою камеру бесчисленное количество пленки, добывая материал для газеты и создавая бесценный архив для будущих поколений. В тот тяжелый для страны год бывший глава Лакского района Раджаб Идрисов организовал, можно сказать, прямо под носом у боевиков выпуск боевого листка, единственного в Дагестане, где описывались события, происходивие во время боевых действий.
Для этого была подогнана техника и собрана группа журналистов. В нее вместе с С.Мусаевым, со мною и Р.Кардашовым входил Юрий. Тогда вместе с Российской армией дагестанцы победили международный терроризм. И сейчас приходится защищать рубежи Отчизны от назойливого врага.
К сожалению, наши недруги делали все, чтобы развалить Советскую Страну. И это им удалось. Удалось разъединить когда-то единый народ и сделать Украину врагом России, заставив отгородиться друг от друга.
— Как можно спокойно смотреть на то, что наших братьев лишили материнского языка, лишили веры, хотят лишить земли? – продолжил свой рассказ Юра.- Раньше мы свободно перемещались по советской земле, пока не возникли границы. Но мы – единый народ, у нас единый язык общения. И когда нашему брату плохо, кто, кроме нас придет им на помощь?
— Юра, вот так сразу вас и отправили в зону боевых действий?
— Нет, конечно, вначале мы прошли медицинское обследование, потом обучение строевому, тактическому делу. И после этого отправились на линию боевых действий. В нашу задачу входило удержание отвоеванных у нацистов рубежей. Мы находились на Запорожском направлении. Со мной рядом были те, кто, бросив все свои дела, пришли на помощь своим братьям, воюющим за свободу своей земли, своего языка, свою Родину.
— Ты оказался рядом с незнакомыми людьми, как ты себя чувствовал? В боях знакомиться и присматриваться друг к другу времени нет. Атаки всевозможные, наверное, не дают расслабиться.
— Там появляется военное братство. И в атаки мы не ходили. Оберегали границы. Посылали частенько «посылки». Они – нам, мы – им. Осколки от их «подарков» были особенно неприятны. Находясь там, я понял, что такое единство в военном деле. Мы поддерживали друг друга, держались вместе. Это нас делало сильнее, выносливее.
— Мы тебя не отвлекали своими эсэмэсками, звонками? Очень переживали за тебя. Хотели узнать, как ты там.
— Наоборот. Весточки от наших близких и родных там, где война, имеют большое значение для бойцов. Они вселяют надежду, уверенность, поднимают боевой дух. Я не всегда мог ответить, т.к. там нет Интернета. Как только появлялся сигнал, я старался послать весточку на Родину.
— Юра, по образованию ты инженер радиосвязи. Это там, в зоне боевых действий, тебе не пригодилось?
— В своей жизни я убедился в том, что все, что ты умеешь делать – это драгоценный багаж. А там только один раз мне пришлось наладить на скорую руку связь. Нацисты своей бомбежкой повредили проводку. Был обрыв. Радиста рядом не оказалось, а без связи нам нельзя оставаться. Ну, я нашел обрыв, соединил на скорую руку. Позже уже радисты сделали все капитально. Там, в зоне боевых действий, плохих людей нет. Наши ребята даже после ранений возвращались в строй, там те, кто искренне любит свою Родину, с достоинством служит ей. Я что, вот меня демобилизовали, а ребята там. Мне даже как-то неудобно перед ними,- смущаясь, говорит Юрий.
— Юра, тебе 58 лет. Ты вообще мог не идти на службу…
— Я бы себя перестал уважать, если бы в такое сложное для страны время просидел дома, — перебил меня Юрий. Немного помолчав, он добавил — верю, что мы победим, наш народ не позволит Западу осуществить их давнюю мечту разобщить Россию. Я уверен, что победа будет за нами.
Эмма Тыщенко