Год педагога и наставника в России
«Педагоги – это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимым, как для медика изучение телесной».
Константин Ушинский
2023 год в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из знаменитых основателей российской научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Важнейшей целью этого года является создание молодому педагогу оптимальных условий для профессионального развития и пробуждения, а для наставника – умение достойно оценить профессиональный уровень молодого педагога, оказать ему методическую помощь, определить, насколько тот подготовлен к исполнению своих трудовых обязанностей, и при необходимости помочь с этим.
В профессиональном становлении молодого педагога ключевую роль играют веками неугасимые заповеди Константина Ушинского. В своих произведениях «О нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании» и другие он отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Воспитание он рассматривал как «создание истории», как общественное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог рационально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего, изучать сам «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Константин Дмитриевич.
Педагогические взгляды и идеи великого педагога стали как бы жизнедеятельными установками Указа Президента РФ Путина от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором четко названы, что к традиционным ценностям относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».
Такая установка ключевых вопросов образования и воспитания требует максимально пристального внимания к этнокультурной подготовке, как самого педагога, так и его наставника, призванного быть по профессионализму «на голову выше» самого педагога.
Этнокультурная подготовка педагогов и наставников к воспитанию подрастающего поколения обусловлена необходимостью возрождения менталитета нации, восстановления ее лучших национальных устоев, традиционной педагогической и прежде всего духовно-нравственной культуры. Особую актуальность она приобретает сегодня в условиях деформации нравственных устоев общества, когда невероятно низко упал престиж образования среди подавляющего большинства молодежи. Все это трудно представить в многонациональном Дагестане, где веками была выращена целая плеяда мыслителей, просветителей, признанных ученых в области политики, экономики, медицины, языкознания, техники, где исторически сложились и упрочились уникальные традиции воспитания, обучения и управления народными массами. Выдающие достоинства и опыт всенародно признанных, веками высоко ценимых и поистине народных педагогов-наставников, мыслителей и просветителей Дагестана: Магомеда Ярагского, Магомеда-Эфенди Османова, Абдурахман Гаджи Согратлинского, Али-Гаджи Акушинского, Джамалутдина Казикумухского, Гасана-Эфенди Алкадарского, Али Каяева, Гасана Гузунова, Дамадан-Эфенди, Дауд-Эфенди из Усиша, Мурад-Бей Дагестанлы, Дамадан-Эфенди из селения Мегеб и других невероятно велики, незабываемы и безмерно поучительны. Народы Дагестана с большим уважением почитают память духовно-нравственного наставника имама Шамиля Магомеда Ярагского.
Современному дагестанскому педагогу, наставнику, воспитателю, родителю, да и любому взрослому человеку, ожидающему от своей педагогической деятельности каких-либо позитивных результатов важно, прежде всего, опереться на веками апробированный, поколениями сохраненный и переданный по наследству прогрессивный опыт народной педагогики.
Народная педагогика Дагестана – это многовековое достояние около 40 народов, народностей и этнических групп республики, сконцентрировавшая в себе единые общедагестанские взгляды, убеждения, идеалы, правила и нормы, традиции и обычаи, позволяющие объективно оценивать критерии обучения и обученности, воспитания и воспитанности, образования и образованности человека. Решение проблем образования и воспитания человека на всех этапах становления и развития дагестанского общества находилось в фокусе семейного, родового, общественного и всенародного внимания. Более того, обучение и воспитание, образование и управление образовательными процессами считалось уделом не каждого случайного, а человека знающего, развитого, умудренного, способного точно воспринимать, понимать, осмысливать и применять на практике прогрессивный опыт традиционно народного педагогического наследия.
Образование, не учитывающее существующее этническое самосознание и своеобразие, не может быть современным, более того, такое образование не является и профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа. В России — полиэтнической стране, педагогика как подлинно демократический феномен не может функционировать созидательно без этнопедагогики.
Необходимость поиска путей реализации вышеназванного указа Президента требует максимального внимания и непременного сохранения в учебных планах общеобразовательных учебных заведений предметов этнокультурной направленности: «Мировая культура», «Отечественная культура», «Культура и традиции народов Дагестана» и «Русская национальная культура» «Культура этноса». Отсюда потребность в педагогических кадрах, способных опираться в своей работе на традиции народной педагогики, ее воспитательную практику, на осмысление, понимание и применение в обучении и воспитании традиционных общечеловеческих ценностей.
В этнокультурной подготовке педагогов и наставников для общеобразовательных организаций сегодня существуют трудности, связанные с потребностью использования этнокультурного наследия народа в подготовке кадров для общеобразовательных организаций и отсутствием четкого соотношения народной и научной педагогики в рамках этой подготовки; принятием в Законе «Об образовании РФ» положения о единстве культурного и образовательного пространства России при всемерном содействии развитию национальных культур и формально-механическом отношении к данной проблеме; требованиями федеральных государственных стандартов к профессиональному уровню подготовки педагогических кадров и возможностями существующей педагогической подготовки, в которой зачастую образовательными организациями игнорируется и даже отсутствует этнокультурная составляющая.
Существующая теория и практика в целом не учитывает еще, что содержание этнокультурной подготовки должно включать в себя подготовку студента к полиэтнической реальности; осознание себя и своей национальной культуры через понимание значимости других этнических культур; обеспечение возможности самореализации будущего специалиста в области образования независимо от его национальной, языковой и культурной принадлежности.
Пути решения данной проблемы следует видеть в том, чтобы: этнокультурную подготовку студентов в области образования рассматривать как основу их профессиональной подготовки.
Основными условиями этнокультурной подготовки студентов – будущих педагогов и наставников могут быть: движение от довузовского опыта учащихся к культуре в процессе профессиональной подготовки студентов. Нужно исходить из того, что в общеобразовательной организации учащиеся, ставшие ныне студентами, на всех уровнях (начального, неполного среднего и полного среднего) образования изучали предметы культурологического цикла и в определенной степени представляли элементы профессиональной культуры (педагогической, нравственной, умственной, трудовой, физической, художественной, экологической, экономической, правовой, конфессиальной и т.п.); организация диалогического общения культур, непосредственных участников педагогического процесса. Это особенно важно в условиях поликультурной среды, каким является многонациональное дагестанское общество; использование взаимодействия дидактических возможностей, принципов этнопедагогики и современных педагогических технологий. Здесь должен срабатывать богатый образовательный потенциал, выраженный в народных средствах, формах и методах обучения, воспитания, развития и объективной оценки как личностных, так и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков человека; построение «живого знания» через сотворчество, саморазвитие в процессе профессиональной подготовки. Студентам – будущим педагогам и наставникам нужно представить широкие возможности не только усваивать образовательный потенциал народной педагогики, но и проявлять себя в соответствии с требованиями народа к образованности и воспитанности, к профессионализму настоящему по народным представлениям педагога; использование в профессиональной подготовке студентов естественной этнокультурной среды. Студент должен быть приучен работе не только в мононациональной, но и в многонациональной среде, с точном и четким учетом принятых и ценимых в той или иной среде межличностных, половозрастных, товарищеских, дружеских, соседских и иных человеческих отношений.
Внимание к педагогическим исследованиям позволяет обнаружить ценные подходы к трактовке этнокультурного содержания в подготовке студентов-будущих педагогов, которые включают в себя: идеи народного воспитания (К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева); интернациональное и патриотическое воспитание (Н.К. Крупская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, З.Т. Гасанов); гражданское воспитание (Е.В. Соловьева); народное творчество (А.П. Усова, М.И. Богомолова и многие другие).
Этнокультурная подготовка педагогических кадров должна рассматриваться не как дополнение к имеющемуся содержанию профессиональной подготовки студентов, а как равноправное взаимодействие этнокультуры, этнопедагогики и научной педагогики, как основа профессионального становления будущего специалиста.
Для выявления основных требований подготовки студентов к этнокультурной и этнопедагогической деятельности нами были проанализированы причины типичных недостатков в работе педагогических кадров в условиях Республики Дагестан. Предполагалось, что данный анализ позволит сформулировать условия этнопедагогической подготовки студентов — будущих педагогов и наставников. В опросе приняли участие около 90 респондентов. В результате анализа их ответов удалось установить три группы причин недостаточной этнокультурной и этнопедагогической подготовки: социального, педагогического и личного характера.
Анализ требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки педагогических кадров, выделение типичных недостатков в этнокультурной и этнопедагогической подготовке позволяют сформулировать требования к выпускникам педагогического вуза: знание педагогического наследия народа; убежденность в необходимости использования в образовании и воспитании учащихся традиционного этнокультурного и этнопедагогического наследия; умение организовать педагогическую работу с опорой на этнокультуру и более всего на прогрессивные традиции и нормы народной педагогики.
Для оптимизации этнокультурной и этнопедагогической подготовки студентов-будущих педагогов и наставников возникает необходимость: рассматривать народную педагогическую культуру как неделимый компонент целостной культуры мира; исключить декларативность этнопедагогических суждений; использовать дидактические возможности прогрессивной педагогической культуры народов Дагестана; активно применять народные средства, формы и методы объективной оценки и самооценки деятельности педагогов в процессе этнопедагогической подготовки студентов; сохранять естественные формы взаимодействия с учащимися различного возраста и их родителями в образовательном процессе во время прохождения студентами педагогической практики; пересмотреть отношение к народной культуре и творчеству, которые рассматриваются преимущественно в качестве дополнения к педагогической работе; использовать дидактические возможности этнопедагогики в сочетании с и современными педагогическими технологиями (обучающие игры, тренинги и т.д.).
Живительная сила народной мудрости лучше раскрывается через наглядный пример, показ определенных практических навыков. Любой педагогический прием в этнопедагогике следует рассматривать только через «очеловечивание» каждого жеста, взгляда. Важное условие этнокультурной и этнопедагогической подготовки – это овладение студентами важнейшими навыками культуры как родной, так и русской речи (тон, темп, ритм, темп, выразительность). Данное условие можно реализовать путем включения в обязательную учебно-производственную практику заданий этнокультурной и этнопедагогической направленности, включая анализ этнопедагогический среды.
Именно этнокультуризация и этнопедагогизация современного педагогического образования выступает необходимым условием понимания будущими педагогами своих учеников и воспитанников, достойного занятия места в качестве педагога или его наставника для оптимальной реализации приобретенного в вузе профессионального потенциала в эффективном воспитании учащихся на традиционных для народов духовно-нравственных ценностях, как и требует Указ Президента России.
Шайдабег Мирзоев,
профессор ДГПУ