ФАКТОР ЕДИНСТВА НАРОДОВ РОССИИ

Современные проблемы социально-экономического развития нашей страны обусловлены не только состоянием ее промышленности, транспорта, информационной инфраструктуры, но, главным образом, гуманитарными факторами, в числе которых наиболее важными являются духовная культура общества и национальное единство страны.

В последние десятилетия в области духовной культуры российского общества наблюдается целый ряд весьма тревожных негативных тенденций, которые, по оценкам многих ученых, в своей совокупности следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собою серьезную угрозу для обеспечения национальной безопасности России, социальной стабильности российского общества, дальнейшего культурного и социально-экономического развития нашей страны. В числе наиболее опасных из этих тенденций ученые отмечают:

Существенное снижение у значительной части населения значимости таких важных и характерных для российской культуры общественных ценностей, как патриотизм, гражданская ответственность за судьбу страны, чувства долга и обязанности служения своей Родине.

Выдвижение на первый план таких прагматических ценностей, как материальное благополучие и личное богатство, служебная и политическая карьера, а также слава и почести в сфере искусства.

Снижение значимости у молодого поколения российских граждан семейных ценностей, уважения к родителям, желания создать прочную семью, рожать и воспитывать детей, помогать престарелым родственникам.

Размывание мировоззренческих ценностей, утрата многими людьми цели и смысла жизни, веры в будущее, традиционных представлений о совести и личном достоинстве.

Снижение общего уровня общественной нравственности и этических норм поведения человека в обществе, его отношения к другим людям и окружающей природе.

Основными причинами развития вышеуказанных негативных тенденций в сфере духовной культуры России сегодня являются:

Общественная апатия, копирование стиля и образа жизни, стереотипов и норм поведения и общения, не характерных для отечественной культуры, включая манеру одеваться, интенсивное и не имеющее достаточных оснований распространение иностранных терминов в деловом общении и повседневной речи, засилье рекламы импортных товаров;

Утрата многими гражданами России чувства гордости за свою страну и ее героическое прошлое, забвение многих важных событий в истории страны, ее национальных героев и культурных традиций;

Беспрецедентное в истории России развитие коррупции и преступности, в том числе – организованной преступности, бандитизма, рэкета, различных видов мошенничества, экономических преступлений;

Недопустимо высокий уровень социального расслоения российского общества.

Неудовлетворительное состояние физического здоровья граждан России, а также малая средняя продолжительность жизни, которая является самой низкой в Европе;

Развитие в молодежной среде эгоизма, инфантильности, неуважительного отношения к труду и своему гражданскому долгу, к старшему поколению, распространение алкоголизма, наркомании, курения табака, сквернословия и др.

При казалось бы высоком росте национального самосознания, повсеместного стремления народов России к возрождению собственного историко-культурного наследия, не совсем благополучно обстоит отношения молодежи к своей региональной, национальной и отечественной культуре. Для наглядности приведем выдержки из социологического исследования студентов, вузов Дагестана, что провел в свое время доцент ДГУ К. Ханбабаев.

«Всего было опрошено 674 студента ДГУ, ДГПУ. С целью выяснения знаний студентов о выдающихся деятелях культуры своего народа им было предложено написать име­на выдающихся дагестанских поэтов, писателей, композито­ров, артистов, художников, уче­ных. На этот вопрос положи­тельно ответили только 84,7% студентов. Настораживает и ог­раниченное количество указан­ных студентами поэтов и писа­телей: Р.Гамзатов, Ф.Алиева, С.Стальский, Г.Цадаса, О.Батырай, Махмуд из Кахаб-Росо, Е.Эмин, Й.Казак, А.Абу-Бакар, Ю.Хаппалаев, Х.Авшалумов, А.Аджаматов, Р.Рашидов, Ш.Мурадов, Э.Капиев, Р.Нуров, А.С.Пушкин, А.Н.Толстой и др. Имена двух последних были названы респондентами не толь­ко русской национальности. Как видно из ответов, студенты смог­ли вспомнить в основном имена классиков дагестанской и русской литературы. К сожалению, они плохо знакомы с современной дагестанской литературой, с ее современными творцами. Из композиторов Дагестана студенты вспомнили только име­на М.Кажлаева, Ш.Чалаева, Н. Дагирова, а также выдающе­гося русского композитора П.Чайковского.

К сожалению, студенты не смогли назвать ни одного худож­ника Дагестана, что свидетель­ствует о полном отсутствии у них знаний в этой области, а так­же об отсутствии интереса к творчеству крупных дагестан­ских художников, о слабой по­пуляризации их творчества. Хотя в Дагестане сложились целые научные школы, имеются немало выдающихся деятелей на­уки, в том числе и тех, кто работа­ет в вузах республики, студенты не смогли вспомнить ни одного име­ни дагестанских ученых.

Из дагестанцев-героев войны были названы дважды Герой Советского Союза летчик А.-X.Султан, Герои Советского Союза – подводник М. Гаджиев, летчики В. Эмиров, Ю. Акаев, артиллерист А. Алисултанов. Студенты также написали име­на героев летчиков-космонавтов М. Манарова и М. Толбоева. 17% студентов перечислили имена прославленного полководца, че­тырежды Героя Советского Со­юза Г. Жукова и 14,6 % — попу­лярного героя гражданской вой­ны В. Чапаева.

К сожалению, студенты не могли вспомнить имена дагес­танцев — героев труда. Это, на наш взгляд, является не только показателем девальвации в со­временном обществе таких цен­ностей, как труд, но почти пол­ного отсутствия целенаправлен­ного трудового воспитания мо­лодежи в республике.

В целом можно констатиро­вать, что знания современной сту­денческой молодежи Дагестана о своей национальной культуре ос­таются на довольно слабом уров­не. Это является следствием мно­гих факторов: низкий уровень, а порой и отсутствие системы эсте­тического, трудового и патриоти­ческого воспитания в школах и ву­зах республики, нивелирующее воздействие западной «массовой культуры» и др.

Итоги социологических ис­следований свидетельствуют о необходимости существенного повышения уровня эстетическо­го, патриотического и трудово­го воспитания учащейся молоде­жи Дагестана в школах и вузах республики.

В последние годы в области духовной культуры России наблюдаются некоторые положительные тенденции. К их числу следует отнести повышение внимания государственных и партийных лидеров, представителей интеллигенции к проблемам национального единства России, состояния ее духовной культуры и воспитания молодого поколения.

Несомненный прогресс наблюдается и в вопросах взаимодействия органов государственной власти России с основными традиционными для нашей страны конфессиями – православием, исламом, буддизмом и иудаизмом. Это взаимодействие осуществляется в интересах достижения национального согласия внутри страны, повышения уровня нравственной культуры российского общества, в том числе — при решении задач воспитания молодого поколения российских граждан.

Поэтому Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» самым тесным образом связана с необходимостью решения ряда задач, напрямую относящихся к сфере развития духовного потенциала народа, повышения сплоченности российского общества, осознания гражданами необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов. В числе важнейших задач Президентом России названы:

корректировка документов стратегического планирования в целях более эффективного решения задач по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определения ориентиров для выбора целей и наиболее эффективных механизмов обеспечения национальных интересов в данной области;

обеспечение межведомственной координации деятельности по защите традиционных ценностей;

совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве;

совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории;

совершенствование деятельности правоохранительных органов по профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на распространение деструктивной идеологии.

Из содержания Указа Президента РФ очевидно, что для обеспечения практической реализации указанных задач необходимо адекватным образом изменить государственную политику в сфере духовной культуры. Здесь требуется комплексный, системный подход и скоординированные действия не только различных федеральных и региональных органов государственной власти, но также и организаций сферы образования, бизнеса, массовой информации, культуры и искусства, общественных организаций, входящих в состав формирующегося в России гражданского общества.

Духовная культура включает в себя все виды преобразовательной деятельности человека и общества в духовной сфере, а также результаты этой деятельности. Важными результатами здесь являются духовные ценности – сложнейшая, исторически обусловленная совокупность знаний, мировоззренческих идей, религиозных и этических учений, норм, моделей и образцов поведения и взаимодействия людей в обществе, культурных традиций, характерных для определенных видов человеческих сообществ, а также для человечества в целом.

Значимую часть духовной культуры составляют результаты духовного творчества: произведения разных видов искусства, литературные произведения, результаты наиболее важных научных открытий и исследований и др. К сфере духовной культуры относятся также религиозные учения и ценности.

В рамках настоящей статьи представляется целесообразным использовать более узкую трактовку понятий духовной культуры и духовных ценностей, которая позволяет выявить ее связи с проблемами национального единства российского народа. Под духовной культурой в данном ракурсе следует понимать совокупность тех компонентов культуры, которые являются существенными для формирования этических принципов поведения людей в обществе, на основе которых строится их отношение к окружающему миру, другим людям и к самим себе. К таким принципам относятся представления человека о смысле жизни, добре и зле, человеческом достоинстве, чести и совести, долге и ответственности.

Нисколько не умаляя значения в жизни российского общества других компонентов духовной культуры (эстетической, научной, деловой, экологической и др.), далее мы сосредоточим внимание лишь на тех ее факторах, которые являются сегодня наиболее актуальными и существенными для решения важных проблем национального единства России. Такими факторами являются духовные ценности.

Духовная ценность определяет то, что наиболее значимо для человека, что ему особенно важно и дорого, на что он ориентируется в своей практической деятельности. Важным достоянием российской культуры являются ее традиционные духовные ценности, которые сформировались на протяжении всей многолетней истории развития нашего государства и отражают главные отличительные черты и особенности России как единой нации. Исследования показывают, что в числе характерных для традиционной культуры России духовных ценностей наиболее значимыми и приоритетными являются следующие:

Мировоззренческие ценности, наиболее важными среди которых являются представления о цели и смысле жизни, религиозная вера, совесть и достоинство.

Общественные ценности, среди которых главными в России всегда считались патриотизм и гражданская ответственность за судьбу страны, служение Родине, чувство долга и общественное признание.

Жизненные ценности, среди которых приоритетными являются отношение к родителям и детям, своей семье.

Ценности межличностного общения, такие, как любовь, дружба, честность, порядочность, гостеприимство.

Исследования показывают, что национальное единство страны – это, прежде всего, единство представлений ее народа о наиболее значимых духовных ценностях. Ценностно-смысловые основания, лежащие в основании коллективной – национально-культурной идентичности, разделяемой всеми жителями страны, составляют ядро национального единства. Именно это, а не принадлежность людей к той или иной конфессии или же этносу, и обеспечивает сплочение народа данной страны, делает его единой нацией.

Таким образом, необходимым условием для обеспечения национального единства российского народа является его культурная общность и, в первую очередь, общность духовных ценностей.

Наблюдающиеся в России попытки заимствования духовных ценностей современной западной культуры, в основе которой сегодня в обществе доминируют эгоизм, личный успех и материальное благополучие, являются чрезвычайно опасными для будущего нашей страны, так как они разрушают не только национальное единство общества, но и самого человека как нравственную личность.

Поэтому для решения данной архиважной проблемы консолидации народов России на ценностях отечественной духовной культуры ученые считают крайне необходимыми и неотложными комплекс мер в области научных исследований, в сфере образования, культуры и искусства, в социальной сферы, в сфере нравственного воспитания и т.д. Не претендуя на полноту решения проблемы в разных областях жизни и деятельности российского гражданина, попытаемся определить пути ее решения в сфере образования.

Сфера образования является одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области духовной культуры. Ключевой проблемой здесь, по мнению многих авторитетных отечественных ученых, является безотлагательное восстановление системы нравственного воспитания нового поколения российских граждан. С этой целью требуется не только пересмотреть содержание многих образовательных программ для начальной, средней и высшей школы, но также обеспечить соответствующую подготовку преподавателей в области психологии, педагогики и методологии воспитательной работы. В стране, где функционируют единая конституция, общие и обязательные для всех граждан страны законы, постановления, решения не могут быть разные чтения, самовольные подходы к изучению, осмыслению, пониманию и практическому применению педагогики и методологии нравственного воспитания, впрочем, как и дисциплины «История России», где объективные исторические факты по воле отдельных авторов-составителей учебников истолковывались субъективно и привели к известным фактам искажения отечественной истории.

Проблема нравственного воспитания молодого поколения является одной из самых острых и стратегически важных проблем современной России. В основе духовно-нравственного воспитания российских граждан должны лежат духовные ценности, входящие в ядро национальной, общероссийской и общечеловеческой морали. Отсюда и настоятельная необходимость в том, что национальное единство, взаимопонимание и сплоченность народов России следует обеспечить лишь при глубоком и всестороннем восприятии, усвоении, понимании и осмыслении всеми гражданами России самых сокровенных духовных ценностей народов и конфессий нашего отечества России. А это требует непременного и безотлагательного изучения в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях страны специальной дисциплины «Отечественная культура народов России». Подчеркиваю, не учебный предмет, по усмотрению учащихся и их родителей, предлагающую им содержание православной, мусульманской, иудейской или буддийской культур, в отдельности, а «Отечественную культуру народов России», где в равной степени будут представлены как духовно-материальные ценности всех конфессий, так и всех народов, населяющих нашу великую державу. Предшествовать данному общеобразовательному предмету должен предмет, непосредственно отражающий духовно-нравственные ценности конкретного народа России, например, для общеобразовательных организаций Дагестана таковым является десятилетиями апробированный на практике обучения и воспитания учащихся в 4,8,9,10,11 классах предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Есть педагогические принципы: от близкого к дальнему; от знакомого к незнакомому; от легкого к трудному и т.д. Давайте будем придерживаться этих жизнедеятельных установок теории и практики воспитания социально значимой личности.

Только при максимально ценностном отношении, понимании и уважении духовных и материальных ценностей каждого народа России можно с малых лет выработать у детей чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимоподдержки, мира и согласия между людьми и всеми народами нашего Отечества.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор ДГПУ