Никто не забыт

(к 100-летию со дня рождения)

 

Хочу поделиться рассказом о боевом и трудовом пути участника войны Наби Гаджиева из селения Тадмагитль Ахвахского района — очень авторитетного и уважаемого в районе, и не только, человека, вся трудовая и общественная деятельность которого была направлена только на созидание и благие дела.

Родился в 1922 году в семье ученого-арабиста Гаджияв-Дибира Денчиева, уважаемого в селе человека, долгие годы возглавлявшего джамаат села. В семье было восемь детей. Отец с самых ранних лет прививал им интерес к исламу. Уже в шесть лет самый старший, Наби, умел читать Коран.

После завершения сельской семилетки Наби хотел поступить в педучилище, но в 1937 году органы НКВД арестовали отца, и ему, как сыну «врага народа», «перекрыли» дорогу… И только в 1956 году тот был реабилитирован, 30-40-е годы стали большим испытанием для тысяч осиротевших семей.

Чашу этих горьких лет пришлось испить и матери Салтанат, которой пришлось одной кормить и воспитывать детей. Она была волевой женщиной. Несмотря на все трудности, воспитала своих детей сильными духом и достойными имени отца. Наби, как старший в семье, был надежной опорой для матери и наставником для брата и сестер.

Хотя ему было всего 15 лет, когда арестовали отца, он понимал ответственность, которая выпала на его долю, и в трудные минуты всегда вспоминал уроки мужества и добра, которые ему преподал отец… Пожалуй, нет ни одного дома, ни одной семьи, которой в той или иной степени не коснулась война. Из селения Тадмагитль ушло на войну 118 человек, но домой вернулись только 64, среди них был и Наби Гаджиев.

Сын Абдула Набиевич вспоминает: «В 1941 году отца призвали на трудовой фронт и отправили в Харьков, где он участвовал в строительстве оборонительных сооружений в населенном пункте Змиевка.

Но трудармейцам, вместе с частями Красной Армии, пришлось отступать. Отступая, они прошли пешком до Сталинграда. Оттуда его вместе с несколькими земляками отправили в Дагестан в связи с болезнью.

Но когда в Дагестане объявили призыв добровольцев в 1943 году, отец в числе первых подал заявление. Добровольцев пешком отправили в Буйнакск, а оттуда — на поезде — в Махачкалу. Состоялся торжественный митинг и на следующий день их спецпоездом отправили в Грузию.

Так с земляками-дагестанцами мой отец попал в учебную дивизию в городе Гори. Вскоре его направили дальше на учебу в Саратовское пехотное училище.

Однако закончить учебу не удалось из-за болезни. По выздоровлении вернулся на фронт и продолжил службу в танковом полку. После капитуляции Германии полк, где служил мой отец, был в резерве для отправки на войну с японскими милитаристами. В связи с быстрым поражением самураев, участвовать на войне с японцами им не пришлось. И в 1946 году его демобилизовали».

По словам Исмаила Гаджиева, младшего брата, по возвращении домой Наби сразу же пошёл работать в школу – учителем родного языка, где проработал 5 лет. «Он был для нас учителем, воспитателем, кормильцем семьи и помощником матери», — говорит он.

Вся дальнейшая биография фронтовика связана, в основном, с сельским хозяйством. В 1951 году его направляют на курсы зоотехников в Хунзах, после которых работал участковым зоотехником Управления сельского хозяйства района, пока в марте 1956 года, в числе тридцатитысячников, не был избран председателем колхоза им. Ворошилова в родном селении.

Рассказывает Исмаил Гаджиев: «Ему досталось развалившееся хозяйство, которое необходимо было возродить.

В 1957/58 годах пришлось оставить обжитую зону отгонного животноводства Уцмиюрт, так как туда поселили возвращавшихся из Чечни дагестанцев, и перебраться на кутан Казиюрт.

Пришлось осваивать бросовые земли в зоне рискованного земледелия Казиюрта и заново строить Облагородили земли, освободили от диких кустарников и бурьяна. Наладили орошение земель, построили внутрихозяйственные автодороги. За короткое время на кутане были построены 4 животноводческие фермы, кошары для овец, колхозная контора, зерносклады, общежития для животноводов и другие хозяйственные помещения. В Хасавюрте был приобретен дом, где разместили Постоялый двор для колхозников.

В 1965 году построили силами и средствами колхоза здание школы для детей животноводов. При содействии замминистра просвещения ДАССР Магомеда Гамзатова открыли восьмилетнюю школу с пришкольным интернатом для обучения детей не только своих животноводов, но и трех близлежащих кутанов. А в настоящее время там функционирует — вот уже почти 50 лет — средняя школа с интернатом.

В селении Тадмагитль в те же 60-е годы на 16 гектарах в горах разбили яблоневые сады, построили здания правления колхоза, сельского клуба, трех животноводческих ферм и другие хозяйственные помещения, которые эксплуатируются и ныне.

Брат умел четко ставить цели перед колхозниками и умело организовывал их работу. Это дало свои положительные результаты.

Постепенно колхоз не только встал «на ноги», но и вышел в ряды передовиков, выросло поголовье скота: до 5 тыс. овец и коз и до 1200 голов крупного рогатого скота (что по меркам хозяйств Ахвахского района было солидным количеством). Колхоз обзавёлся автопарком: 8 грузовиков, 7 тракторов, 2 комбайна, не считая другой вспомогательной сельхозтехники.

Жизнь семей колхозников с материальной стороны стала заметно благополучной. В 1962 году вместе с другими передовиками сельского хозяйства республики он стал участником ВДНХ.

А по итогам производственных показателей за 1973 год, переименованный уже в колхоз им. Муслима Атаева, был занесен на Республиканскую Доску Почета».

Учитывая организаторский талант и положительный опыт руководящей работы, умение взвешенно подходить к любой проблеме, в 1975 году райком КПСС рекомендует Наби Гаджиева на должность председателя создаваемой Межколхозной строительной организации района.

Работу пришлось начать с нуля. Силами МСО в районе, включая зону отгонного животноводства, были построены школы, Дом культуры, животноводческие комплексы, здание ветеринарного участка, склады и производственные мастерские для МСО, а также множество зданий хозяйственно-бытового назначения для района.

Уже в 1978 году Межколхозная передвижная мехколонна (МПМК – после переименования МСО) стала победителем в соцсоревнованиях в Объединении «Дагестанколхозстрой».

Труд и ратные дела Наби Гаджиева не остались незамеченными государством.

Из боевых наград имел орден Отечественной войны I степени и множество медалей. В 1971 году его труд был отмечен орденом Октябрьской революции. До этого награждался медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд».

Многократно избирался депутатом райсовета и членом бюро райкома КПСС, а также делегатом областных партийных конференций.

В 1949 году Наби встретил свою будущую спутницу жизни — Айшат. Вместе с ней воспитал пятерых сыновей и пять дочерей.

Всем дал образование. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их. А методика воспитания у него была не назидательная, не многословная, а основана на личном примере и образе жизни… И он верил в своих детей, надеялся на них как на самого себя. И они в полной мере оправдали его надежды.

Наби – инвалид Отечественной войны второй группы, тяжелую продолжительную болезнь переносил мужественно. Ушел он от нас в 1989 году, на 68 году жизни, и похоронен в родном селении. Хотелось бы привести и воспоминания некоторых современников Наби Гаджиева.

Ныне покойный ветеран труда, Ибнухаджар Забитов, часто рассказывал, что Наби, будучи и председателем колхоза, и после ухода, постоянно находил время и возможности заботиться о вдовах, матерях и семьях фронтовиков, не вернувшихся с войны.

Ризван Каримов (заслуженный врач РСФСР, кавалер ордена Ленина) вспоминает: «После окончания Дагмединститута в 1956 году, я был направлен на работу в Ахвахский район, где осталось много хороших знакомых и прекрасных друзей. Одним из близких друзей был Наби Гаджиев, который тогда работал председателем колхоза. Колхозники ценили и уважали его за справедливость, порядочность, за его человечность, мудрость и требовательность. Он пользовался большим авторитетом также у руководства района. И с ним считались за его организаторские способности, за принципиальность. Он был человеком высокой нравственности и выбирал себе друзей не по должности, а по их моральным качествам. Я по сей день поддерживаю самые близкие отношения с детьми Наби, и они относятся ко мне с большим уважением как к близкому другу отца».

Махач Бижанов (видный общественный и государственный деятель республики): «С Наби я познакомился, когда работал секретарем Ахвахского райкома комсомола, а он был учителем Тадмагитлинской школы. Наше знакомство переросло в крепкую дружбу на долгие десятилетия. Наби был одним из высокоинтеллигентных людей района, которых я знал. Он был предан Родине и дружбе. Он всегда шел по жизни уверенно, оставляя после себя глубокий след».

 

Пахрудин Магомедов