На современном этапе развития России как никогда возрастает актуальность моральных ценностей, веками выработанных каждым народом и всем человечеством. Общественные деятели и ученые с тревогой отмечают снижение качественных характеристик общества, увеличение числа беспризорных детей, нарастание алкоголизма, наркомании, рост преступности. Во многом негативные явления связывают с отсутствием ценностных ориентиров, нравственных целей и идеалов. Из-за утери семейных традиций, ослабления преемственности поколений, задачи морального становления личности не всегда находят свое оптимальное решение. В результате нет целенаправленной ориентации детей, подростков и юношей на восприятие, понимание, осмысление и выполнение функциональных обязанностей человека в социуме (сын – юноша – помощник – муж – отец – наставник — гражданин; дочь – девушка – помощница – жена – мать – хозяйка – наставница – гражданка). Таким образом, обостряется противоречие между объективной необходимостью в улучшении морально-этической подготовки подрастающего поколения к здоровому образу жизни, созидательному труду и недостаточной готовностью общеобразовательных, внешкольных организаций и родителей к реализации этой задачи.
В условиях весьма нелегких общественно-политических, социально- экономических и духовно-нравственных преобразований в Российском многонациональном государстве перспективы его развития непосредственно связаны с максимально продуманной оптимизацией содержания, средств, форм и методов воспитания и перевоспитания подрастающих поколений.
В указе Президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» отмечено: «Правительству при разработке национального проекта в сфере образования необходимо обеспечить: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Данные установки как никогда ранее требуют социально ответственной, целенаправленно оптимальной мобилизации и активного привлечения в сферу воспитания полноценной личности — гражданина страны всех государственных институтов, образовательных, культурно-просветительных учреждений, общественных и религиозных организаций, всего историко-апробированного содержания, традиционных и инновационных средств, форм, методов и приемов формирования морально-этического облика гражданина России.
Важная роль отводится национальной культуре и, в частности, ее составляющей – народной педагогике, выражающей духовную сущность народа и конкретного человека в его среде.
В этом процессе непосредственную роль играет культура и традиции народа. Уже ряд лет в общеобразовательных школах Дагестана изучается учебный предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Анализ учебных программ по данному предмету для 4, 8, 9, 10, 11 классов убеждает в том, что многие темы курса тщательно продуманы, этически глубоко осмыслены и ориентированы на последовательное формирование морального облика совершенного человека с ранних лет его социализации и жизнедеятельности в обществе. Неотъемлемой частью общеобразовательных учебных программ по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» стали темы: «Мусульманская культура народов Дагестана», «Христианская и иудейская культура народов Дагестана», «Культура мусульманского права», «Мусульманское образование в Дагестане» и другие.
Изучение состояния духовной зрелости учащихся методами наблюдения, бесед, опросов в ряде общеобразовательных организациях показывает, что большинство подростков, юношей и девушек по своему моральному сознанию и опыту поведения недостаточно ориентированы на межличностные, половозрастные отношения, характерные в этнокультуре Дагестана и традициям ислама, не подготовлены к последующему выполнению сыновних, дочерних, братских, сестринских, супружеских, отцовских и материнских обязанностей.
Многие учащиеся знают разнообразные прогрессивные традиции народов Дагестана, некоторые знают, как молиться, небольшое количество читает Коран для того, чтобы понять его смысл, для нахождения в нем ответов на социально важные вопросы морально-этического плана о формировании совершенной личности. Очевидно, что большинство учащихся нуждаются в освоении навыков поведения, издревле ценимых в благородном исламском мире и во многом соответствующих общепринятым этическим нормам жизнедеятельности народов Дагестана.
Преподавателей предметов культурологического цикла, опрошенные нами на курсах повышения квалификации, указали на отсутствие методических разработок по раскрытию и разъяснению морально-этических ценностей ислама, направленных на формирование совершенного человека в соответствии с этническими и национально-культурными особенностями его развития и жизнедеятельности в много конфессиональном и поликультурном социуме.
О важности и необходимости воспитания человека с детства, последовательного и максимально продуманного совершенствования его личности свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Так, Всевышний Аллах говорит в Коране: «О, вы, которые уверовали! Остерегайте себя и свои семьи от огня адского, топливом которого служат люди и камни» (сура «Запрещение», аят 6). Также Посланник Аллаха сказал: «Чтите ваших детей и хорошо воспитывайте их». По исламской традиции считается, что Всевышним Аллахом и его Посланником Мухаммадом на родителей и учителей возложена большая ответственность за последовательное воспитание, морально-этическое и физическое совершенствование детей.
Тяжесть этого груза заключается в том, что дети доверены нам Всевышним. Именно в детские годы формируются основы личности. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается воспитанию и перевоспитанию. Изречение гласит: «Из мягкого воска можно слепить что угодно, но затвердевший воск легче превратить в порошок».
Плоды хорошего воспитания достаются ценою большого труда и забот, поэтому в процессе формирования совершенной личности более всего важно учитывать следующие аспекты его воспитания и развития:
Нравственный аспект. Подразумевается комплекс морально нравственных принципов, которые полезно привить ребенку с раннего детства. Нравственное поведение мусульманина Пророк Мухаммед подытоживает словами:
«Мой Покровитель дал мне указания: всегда оставаться с Господом как в частной, так и в общественной жизни; говорить справедливые вещи, находясь как в состоянии злобы, так и в состоянии удовлетворения; проявлять умеренность и тогда, когда ты беден, и тогда, когда ты богат; возобновить дружбу с теми, кто прервал ее со мной; давать тому милостыню, кто отвергает меня; когда я молчу, я занят размышлениями; чтобы мой внешний вид был примером; и чтобы я показывал, что является верным».
Эти принципы могут и должны стать стержнем психологического равновесия личности.
Посланник Аллаха определил основную цель своей великой миссии словами: «Я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравственность».
О важности нравственного воспитания свидетельствует и другой хадис, где говорится: «Обучайте ваших детей и домочадцев нравственности и воспитывайте их».
В результате нравственного воспитания ребенок, растущий с верой в Аллаха, воспитанный в богобоязненности, будет чувствовать Его контроль и ответственность за свои поступки. В его психике, несомненно, начнут закладываться фундаментальные морально-нравственные ценности. Он будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.
Физический аспект. Считается, что важно формирование сильного, крепкого, здорового человека, который должен испытывать радость и удовлетворение от той пользы, которую он приносит своей семье и обществу.
Физическое воспитание направлено на совершенствование организма, укрепление иммунитета, предупреждение заболеваний. Здоровье – одна из самых больших милостей Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Сильный верующий лучше для Аллаха и более любим Им, нежели слабый». Ислам настоятельно рекомендует укреплять и сохранять телесное здоровье при помощи физических упражнений, спортивных игр и тренировок.
Интеллектуальный аспект. Интеллектуальное воспитание формирует у ребенка стремление к постижению наук и познанию окружающего мира. Главные усилия необходимо прикладывать к овладению знаниями, помогающими достичь покоя и счастья на этом и том свете. О ценности знаний и об обязанности людей постигать исламское учение свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и хадисы Пророка.
Всевышний говорит: «Скажи: равны ли те, которые знают, и те, которые не знают?». Однако нельзя забывать и о других науках. Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто идет по дороге знаний, Аллах облегчит дорогу в Рай».
Психологический аспект. Подразумевается воспитание здоровой, устойчивой психики, проявлением которой у ребенка являются смелость, самостоятельность, стремление к совершенству, добру, любви.
При правильном психологическом воспитании ребенок становится неуязвимым к ненависти, зависти или неприязни и лишается чувства страха перед кем-либо, кроме Всевышнего Аллаха. Он доволен волей своего Господа и постоянно желает снискать Его благословение.
Социальный аспект. Следует приучить ребенка соблюдать общественные нормы поведения. Очень важно неукоснительно следовать правилам человеческого общежития. Необходимо с раннего детства формировать в ребенке умение и навыки установления социальных контактов и связей. При этом нужно ориентироваться на слова Пророка Мухаммада: «…поддерживай отношения с тем, кто порывает их с тобой, давай тому, кто отказывает тебе, и прощай тому, кто притеснял тебя».
Половой аспект. Этот вид воспитания подразумевает просвещение ребенка в вопросах пола. Он включает в себя разъяснение сущности взаимоотношений между полами, инстинкта продолжения рода и других вопросов, связанных с браком. Судя по аятам Корана и хадисам Пророка, родителям и воспитателям можно откровенно говорить с детьми о вопросах, связанных с половой жизнью. Цель полового воспитания – прежде всего физическое и моральное здоровье ребенка, а также его просвещение в области разрешенного и запретного в этой сфере человеческой жизни.
Как отмечает профессор Мухаммад Али Аль-Хашими «Личность мусульманина в том виде, который стремится придать ей ислам с помощью Корана и Сунны – это уникальный образец человека, живущего достойной и чистой жизнью, придерживающегося справедливости, смирения и милосердия и пробуждающего своей улыбкой в сердцах людей все доброе и внушающее надежду».
Итак, наиболее значимые характерологические качества совершенного человека-мусульманина: он проявляет сострадание и милосердие по отношению к сироте, обездоленному и слабому; он милостив к малым и уважает старых; когда он приходит, то приветствием своим желает всем мира и милости; и когда он уходит, то желает всем мира и милости; он прощает обижающих его и поддерживает связи с разрывающими их; он подает отказывающим ему и снисходителен к причиняющим ему зло; оказавшись в нужде, он никому не завидует; разбогатев, он не превозносится и проявляет сочувствие к бедным;
с самого своего рождения он является воспитанным, чистым и послушным родителям ребенком; когда он закрывает глаза, в сердце его совершенно нет ненависти, зависти или неприязни по отношению к кому бы то ни было; он всегда добр и милостив по отношению к своим детям; он ценит и почитает родителей и убежден, что рай находится под ногами матерей; он является праведным и полезным членом своего общества, от него исходит благо и безопасность, и ему доверяются сердца; каждым своим поступком он стремится приносить благо своему обществу; благодаря всему этому у людей появляется надежда, и среди них воцаряются спокойствие и стабильность.
Сегодня, когда общество в моральном смятении и налицо дисгармония социальных отношений и ценностных приоритетов, важно найти побудительную основу восстановления нравственных сил общества, какими являются моральные ценности ислама, и приложить усилия к формированию морально-этического облика совершенной личности человека и гражданина страны на этически выверенных ориентирах воспитания молодого поколения.
Шайдабег Мирзоев,
профессор