Народный идеал человека

Педагогическая культура каждого народа конечной целью воспитания считает формирование личности, всесторонне соответствующее народному идеалу. Каждый здравомыслящий человек, живущий на благо собственной семьи и народа должен соответствовать идеалу настоящего человека (труженика, педагога, врача, деятеля науки или культуры, спортсмена и др.), обязан растить детей идеальными членами общества и достойными гражданами нашей республики и страны. При всем этом, мы порою забываем, что каждый народ веками вырабатывал свой идеал человека. Народный идеал совершенного человека — это суммарное представление о целях народного воспитания. Идеал — универсальное, широкое явление, выражающее самую общую задачу процесса формирования личности. В идеале отражается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Эта идея первоначально — в самом примитивном виде — возникла в глубокой древности. Воспитание в подлинно человеческом понимании стало возможным только вместе с возникновением самовоспитания. От простейших, обособленных «педагогических» действий человек шел к усложненной педагогической деятельности.

Формирование совершенного человека – это ведущий мотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности. Прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Именно самосовершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, обогатило материальную и духовную культуру.

В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Возьмем, к примеру традиционные русские характеристики человека («умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец», «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде.

Черты характера «доброго молодца» даны еще более развернуто. Так, например, один из самых любимых народом «добрых молодцов» Илья Муромец — «удаленький», «славный богатырь святорусский», прекрасный всадник, меткий стрелок, благовоспитан («вел поклоны по-ученому»), храбр и смел, народный заступник.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» у народов Кавказа, разумеется, и Дагестана имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п.

По мнению мудрых старейшин Дагестана, настоящий мужчина должен быть: дружелюбным, честным, справедливым, гуманным, бережливым по отношению к растительному и животному миру; примером чести и достоинства для родных, близких и окружающих, примерным воспитателем своих сыновей; иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи. Все тяжелые работы в семье брать на себя; иметь навыки изготовления и применения орудий домашнего и хозяйственного труда; понимать, ценить и творить прекрасное; отличаться выносливостью и ловкостью, способностью защищать свою честь, честь семьи и рода; продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов, и передавать эти традиции детям и внукам; быть готовым выполнять функции и обязанности настоящего труженика; никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости; иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе; быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь сабур), проявлять пренебрежение к насилию и жестокости; уметь управлять своими чувствами, владеть собой в экстремальных ситуациях; проявлять смелость, самоотверженность и мужество, быть всегда готовым к защите Родины.

В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, мужество, великодушие, доброта, скромность и т.п. В личностном идеале всех народов главное — не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала. Не случайно наш Президент Владимир Путин, отмечая подвиг одного из Героев России, сказал: «Я русский человек. Как говорится, у меня в роду кругом Иваны да Марьи. Но когда я вижу примеры такого героизма, как подвиг молодого парня Нурмагомеда Гаджимагомедова, уроженца Дагестана, лакца по национальности, других наших воинов, мне хочется сказать: «Я лакец, я дагестанец, я чеченец, ингуш, русский, татарин, мордвин, осетин». Думаю, совершенство Нурмагомеда Энгельсовича, — пример каждому мужчине, и оно полностью и всецело соответствует дагестанскому идеалу.

У народов Дагестана любовь к Родине — одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от дагестанца требуется сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, сельского джамаата и народа. «Не позорь своего отца и мать», «Сохрани свое лицо», т.е. не позорь честь и достоинства дагестанца.

Народы оценивают многое с точки зрения и собственных эталонов. Так, например, у народов Дагестана есть выражение «настоящий дагестанец», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «дагестанец» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) дагестанец» — это чеченец, ингуш, калмык, осетин, грузин, азербайджанец, это люди, с которыми общался дагестанец и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем человеке.

Воспитание национального достоинства составляет фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагает и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствует воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами — за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», — такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

Народ постоянно помнил о целях воспитания, которые представлял как заботу о совершенствовании личности. Как только ребенок появлялся на свет, новорожденному мальчику высказывались пожелания: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, умей пахать и лошадью управлять», а девочке — «Будь, как мать, приветливой, скромной, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».

С надеждой и заботой о совершенной личности в семье и роду подбирались и имена новорожденным. Например, народы Дагестана всегда желали видеть своих сыновей смелыми, сильными, здоровыми, крепкими, о чем свидетельствуют такие имена, как Аслан (лев), Лачин (сокол), Бахадур (богатый), Булат (сталь), Галбац (волк), Кудрат (сила), Чаранов (стальной), Махулов (железный). В именах есть пожелания совершенства ума, например, будь учёным, мудрым, мастеровым: Алим (учёный), Ариф (мудрый), Харах (лекарь), Демирчи (кузнец), Уста (мастер); будь приветливым, гостеприимным, щедрым: Салам (здравствуй), Мехман (гость), Жумарт (щедрость). Девочкам желали быть умными и добрыми: Зарифа (умная), Ларах (светлая); иметь нежность и красоту цветов: Цюк (на лезг. — цветок), Цюквер (на лезг. — цветы), Бубу (на лезг. — мак), Гюль (на тюрк. — цветок), Десте (на персид. — цветок), Лала (мак), Шакуфа (бутон); изящество и грациозность мирных животных и птиц: Тавус (павлин), Билбил (соловей) Джейран (лань), Марал (горная серна); сияние и блеск драгоценных камней и металлов: Зумруд, Алмаз, Фируза, Джавагир, Мерджан, Меседу, Седеф, Гумюш, Кизил, Махи и другие.

Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. Вообще стремление к совершенству семьи, рода, племени было свойственно многим народам Дагестана. Так, например, юноши по совету народных мудрецов стремились брать себе жен из хорошего рода, каковым считался род честный, дружный и многочисленный, здоровый. Народы Дагестана считали хорошим трудолюбивый род, в котором культивировались такие качества, как высокая нравственность, целомудрие, скромность, доброта, т.е. ко всему роду предъявлялись примерно те же требования, что и к отдельному человеку. Так, совершенство личности перерастало в совершенство семьи (коллектива), совершенство семьи — в совершенство рода, а оно уже вело к совершенству всего джамаата аула и народа как единого и великого коллектива борцов за право на достойную человека жизнь.

Мудрые народные педагоги цели воспитания пытались привести в систему. Так, например, в Средней Азии известна заповедь о трех добрых человеческих качествах — добром намерении, добром слове, добром действии. Среди чувашей говорят о «семи благах», «семи заповедях». В число семи добродетелей включались трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность. Человек должен обладать этими добродетелями в гармоническом единстве.

Своеобразны представления народов Дагестана о совершенном человеке, в которых исходным является ум, но определяющими — нравственные совершенства. Примечательно то, что дагестанцы свой кодекс человеческих совершенств рассматривали во взаимосвязи и единстве воспитания, самовоспитания и перевоспитания.

Формирование положительных черт личности понимается у дагестанцев, в первую очередь, как поддержка в человеке внутренних сил, противостоящих отрицательным качествам. Если же у человека нет сил преодолеть качества, противостоящие добродетелям, то положительные качества утрачиваются, гибнут, исчезают. Эти добродетели и их противоположности следующие: ум, его омрачают раздражения, озлобления; дружба, ее губит зависть; совесть, ее уничтожает жадность; хорошее воспитание, но на него может повлиять дурная среда;  скромность, ей вредит распущенность; доброта, ей мешает себялюбие; счастье, его губит ревность.

Весьма примечателен в этой связи перечень совершенств личности в педагогической культуре бурятов под названием «Девять доблестей мужчины».

Они включают в себя следующие заповеди:

превыше всего — согласие;

на море — пловец;

на войне — богатырь;

в учении — глубина мысли;

во власти — отсутствие лукавства;

в работе — мастерство;

в речах — мудрость;

на чужбине — непоколебимость;

в стрельбе — меткость.

Представления о сущности и содержании человеческих совершенств свидетельствуют об устойчивости народных, этнических идеалов воспитания, что требуется формировать не только с помощью слов, но и в конкретной деятельности. Единство слова и дела представляет собой одну из самых сильных сторон национальной традиционной педагогической системы, живой практики воспитания, которое трудящиеся рассматривали в совокупности всех его частей и проводили как целостный процесс. Подход к воспитанию как к целостному процессу проявлялся и в использовании комбинированных мер воздействия на детей и комплексных форм организации их жизни и деятельности.

При всем при этом, следует помнить, совершенству человека, особенно умственному, нет предела. В книге популяризатора науки Виктора Пекелис «Твои возможности человек» отмечается, что за период своей жизнедеятельности, человек реализовывает около 10% возможностей человеческого мозга, а 90% в резерве. Свидетельством тому удивительные умственные способности детей, в телепередаче «Лучше всех».

Таким образом, пути к совершенству безграничны. Но главное в том, чтобы всякое совершенство человека соответствовало общечеловечески значимым и всеми народами ценимым морально-этическим нормам.

Дагестанская мораль призывает человека проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Человек должен проявлять сострадание к слабым, больным, сиротам, одиноким, престарелым людям, милосердие и великодушие. Человек должен быть верным дружбе и данному слову, быть благородным по отношению к женщине, чистым и честным. Как видно из предписанных качеств, дагестанцы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству. Вопрос в том, как же стать совершенным, полноценным человеком?

Для совершенства, прежде всего надо укреплять здоровье, силу, ловкость, быстроту движений, выносливость тела, энергичность, внешнюю красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек имеет успехи в спорте, в труде, может защищать себя и других. Он может преодолеть любые трудности, стать бодрым и жизнерадостным. Ярким примером тому веками и в наши дни проявляемое воинами-дагестанцами, дагестанскими спортсменами мужество и стойкость во славу родины и родной республики.

Для совершенства человеку необходим ум. «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству стремится, мудрец – к познанию мира», – говорят дагестанцы. Ум помогает человеку получить знания о предметах, о людях и животных, о ближних и дальних странах. Чтобы стать умным, образованным, народ советует: «Не трать попусту время — перо возьми (т.е. учись)», «Мир освещается солнцем, а человек — знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием», «Не гордись званием, а гордись знанием», «Бывает: мастер по званию, да не мастер по знанию», «Знание — половина ума», «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе», «Сильный одного победит, умный – тысячу». Вот почему важно учиться прилежно всегда и всему. Хорошая учеба дает человеку глубокий ум и широкий кругозор.

Однако главное в человеке – это его морально-этический облик. Облик – это внешний вид, характер человека. Терять человеческий облик – это значит повести себя не по-человечески, опуститься морально и внешне. Иметь морально-этический облик – это значит и по одежде, движению, образу, взгляду, по наряду, одетому согласно месту и времени; и по этическим представлениям, знанием о категориях добра и зла, характеру, поведению соответствовать социально одобряемым требованиям общества, народа и государства. Помнить как зеницу ока и соблюдать все это предписывают веками апробированные, и ныне социально востребованные установки Дагестанского идеала совершенного человека.

 

Шайдабег Мирзоев,

профессор