Патриотические традиции Дагестана

В современных условиях обострения межгосударственных отношений, объявления России небывалых санкций, чрезвычайно важное значение приобретает проявление истинного патриотизма всеми гражданами нашего многонационального государства. Как отметил великий мыслитель ХХ века В.И. Ленин: «Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В созвучии со словами пролетарского вождя, нравственно устойчивую, многовековую и нерушимую основу патриотизма настоящего человека — труженика и созидателя подтверждают гениальные творения человеческого сознания.

Особое место в формировании патриотического сознания, чувств и поведения занимает такой величайший инструмент, воспитывающий и в целом формирующий человека, как родной язык. Язык, например, великого русского народа самым лучшим образом убеждает нас в том, что понятие Родина прорастает в сознании человека с минуты его рождения: род – родить – родная (мать, земля) – Родина. Или же: отец – отчество – Отечество – Отчизна. Иначе говоря, язык – наглядный свидетель той связи, которая складывается между человеком и Родиной (Отчизной) через самых близких ему людей: отца и матери. Для более ясного показа такой связи может и заимствовано русским языком греческое слово «патриотизм» — patria, что значит Родина, Отечество.

По-особому прочно и надежно скреплена связь человека с Родиной у народов Дагестана. В большинстве дагестанских языках понятие «Ватан» — Родина является составной частью, а иногда и даже корнем слова «патриот» (ватанперес – лезг.; ватанхирад – аварск. и т.д.).

Обозначая понятия «Родина» и «патриот» однокоренными словами, более того, систематически произнося слово «Родина» в сочетании со словами «мать, родная» народы Дагестана как бы убедительно показывают неразрывность данных понятий. Насколько педагогически целенаправленно и созна­тельно ощущали значимость Родины наши отцы и деды говорят и устойчивые выражения дагестанских языков. Не просто «Родина», говорят, например, лезгины, а «родная Родина» (хайи Ватан), «родная мать Родина» (хайи диде ватан). Такие устойчивые выражения веками превратились в национально-специфические педагогические каноны дагестанцев и в процессе усвоения родного языка внушали человеку, что и мать, и родные, и Родина один без другого не бывает, они все вместе — единое, целое, великое и святое.

Человек, родившись, познает сначала соску, потом мать, потом семью, потом соседей, потом аул, так, по дидактическому принципу от малого к великому, от близкого к дальнему, в определенной последовательности, расширяясь и углубляясь, складывается в его сознании нравственное содержание и величие понятия Родина. Весьма важно, по мнению народа, чтоб в каждом из этих этапов наиболее полно реализовалось содержание патриотического ста­новления человека.

Характеризуя изначальный этап (познание соски) хочется отметить, может именно поэтому мудрые горянки стремятся дольше (почти до 1,5-2 лет) кормить детей грудным молоком, благословляют героев одобрением «Да пойдет впрок молоко, которым тебя кормила мать» и осуждают отступников проклятием «Да будет тебе не впрок материнское молоко».

У народов Дагестана более всего в почете патриотические традиции. Они с раннего детства формируют в человеке чувства причастности и духовной привязанности к семье, роду, родной природе, родному языку, материальной и духовной культуре народа, вырабатывают знания, умения и навыки защищать все сокровенное от внешних посягательств.

Историческая действительность сложила все так, чтобы традиции патриотизма пронизывали буквально каждую область жизни и деятельности человека. Где бы ни находился дагестанец: на работе, в семье, на годекане, или в иных ситуациях обыденной жизни по нравственным канонам дагестанских народов везде человек должен исходить, прежде всего, из понятий семейной (фамильной) чести, чести своего рода, аула, народа, родины.

Как свидетельствует опыт старших поколений, чувство семейной (фамильной) чести – это основа патриотического воспитания. Человек рождается в семье, выходит в люди из семьи и возвращается в семью. Независимо от половозрастных особенностей развития, социального положения в дагестанской семье человек вовлекался в многочисленные формы проявления истинного патриотизма. Семейные уроки патриотического воспитания у народов Дагестана заключались в том, чтобы с ранних лет последовательно и максимально доступно показать и объяснить детям материальные и духовно-нравственные ценности, которые до их появления на свет выработаны и постигнуты семьей и родом. Сюда входили регулярные, уместно проводимые беседы о героических, общественно-значимых поступках отца, деда, прадеда (как достойно вел он себя в бою, на охоте, в труде, в состязаниях с ровесниками; как отстаивал честь семьи, рода, защищал слабых, помогал немощным людям, какую добрую память хранит о нем народ); ознакомление детей с орудиями труда, музыкальными инструментами, боевым, охотничьим, спортивным снаряжением достойных предков, как реликвии хранящихся по горским традициям на почетных местах в гостиных комнатах; совместный с детьми уход за фамильными арками, родниками, мостами, колодцами, построенными предками бескорыстно, на личные сбережения для общего пользования.

Особое внимание придавали дагестанцы воспитанию у детей чувств взаимоподдержки и семейной преданности. В педагогическом арсенале дагестанских народов прочно закрепились пословицы, которые гласят: «Брат брату спина и опора», «Кто не любит свою мать тот и не полюбит Родину». Чтобы дети сызмала росли преданными друг другу, их еще в семье учили, как нужно опекать своих братьев и сестер на улице, поддерживать, защищать их справедливые интересы от всевозможных нападок шаловливых детей-драчунов.

Патриотические побуждения мальчиков стимулировали тем, что отцы при своем отсутствии оставляли их за мужчин, давали им особые наставления по содержанию и защите семьи. Слова: «Теперь ты в доме старший, помогай матери, не давай семью в обиду» настраивали детей в патриотическом духе, повышали их ответственность.

Имелись у народа и эпизодические приемы патриотического воспитания. Только из-за патриотических побуждений родители, например, стыдили своих детей за менее показательный, чем у ровесника труд, физические умения, умственные способности, эстетическое восприятие и другое. Выражения типа «Как же ты мог трудиться хуже ровесника, ведь и он ест хлеб и соль, как и ты» служили в устах родителей как бы напоминанием к проявлению усердия и старательности.

Любовь к родителям укрепляли тем, что в семье во всеуслышание выражали удовлетворение образцовым поведением сельских юношей и девушек. Старшие одобряли поведение тех, кто постоянно оказывает своим родителям ощутимую физическую помощь в домашних и сельскохозяйственных работах. Старшие с удовлетворением отзывались о тех, кто несмотря ни на какие трудности почитает, постоянно удовлетворяет нужды и чаяния своих стариков, кто своей исполнительностью и аккуратностью получает от общества (джамаата) слова благодарности в адрес родителей.

Прогрессивный опыт воспитания детей в семье показывает, что дагестанским семьям характерны такие патриотические традиции как: моральная и материальная поддержка престарелых родителей; оперативное реагирование на радость и горе семьи; бескорыстная материальная помощь и моральная поддержка вновь создаваемой молодой семьи брата или сестры (при строительстве дома, обзаведении домашними животными, хозяйственной утварью и т.д.); совместное посещение могил предков, участие во всевозможных видах внутрисемейной взаимопомощи и т.д.; создание многодетной семьи, обучение и воспитание детей необходимым традиционным ремеслам и народным «наукам».

Патриотическим долгом семьи признано у народа изначальное обучение детей своему родному языку, традиционно поощряемым половозрастным требованиям к бытовому и сельскохозяйственному труду, особенностям проявления национальной культуры (манеры поведения в обществе, танце, пении, общении), правилам народной и общечеловеческой этики и морали. Дети, с ранних лет постигшие умения и навыки соразмерно к половозрастным требованиям, приносили семье слова благодарности и, наоборот, несовершенство каких-нибудь качеств ребенка вызывало у джамаата упрек, прежде всего в адрес родителей, семьи. «Своего не знающий, чужого не поймет», «Родного не почитающий, двоюродного не сочтет», — говорят да­гестанские старцы.

Большое место в становлении детей как патриотов родины занимают родовые традиции народов Дагестана. В аулах трудно найти семьи, не относящиеся к какому-либо роду. Каждый род состоит, как правило, из многочисленных семей. Более того, если многодетность испокон веку являлась в горах одним из показателей величия семьи, то многосемейность, в свою очередь, говорило о величии и благородстве рода.

Если внимательно изучить порядок расположения домов и кварталов в старинных аулах Дагестана, то и сегодня нетрудно заметить, как в одном квартале сконцентрированы семьи одного рода, в другом – второго и т.д. Родовое сплочение обеспечивало прочную опору для семьи и членов рода. Дагестанцы издавна стремились к тому, чтобы создать не только многодетные семьи, но и сохранить многосемейные роды. Практика показывает, например, как во всеуслышание гордятся горцы величием своего рода, впечатляющими общественно значимыми деяниями его членов, к месту напоминают о добрых традициях рода. С целью укрепления рода, достойной защиты его интересов в горах нередко малые роды добровольно присоединялись к большим родам, иначе говоря, проходило своеобразное братание родов. Как ощутимый результат такового в народе складывались новые прочные связи.

Патриотическими традициями рода стали в горах: концентрация жилищ родственных семей на одной улице; проявление постоянной заботы о морально-этическом становлении всех; без исключения, членов рода. По нравственным нормам народа не только семья, но и весь род должен быть в ответе за недостойное поведение его члена в общественных местах, в труде, в бою, на охоте. И, наоборот, все успехи, общественно значимые достижения человека приписывались и его семье, и всему роду в целом.

Благородные поступки членов рода обогащали нравственный кладезь народа, создавали роду общественную хвалу, уважение, а недостойные поступки, пятнали честь рода, оставляли о нем нелестное мнение в джамаате. «Не позорь свой род!», «Ты как будто не с этого рода!» и т.д. – звучали мудрые назидания дагестанских аксакалов.

По этическим нормам народов Дагестана не кто-нибудь со стороны, а именно старшие члены рода обязаны, прежде всего, реагировать на негативные поступки детей и молодежи, нахо­дить приемы и методы их воспитания и перевоспитания. Поэтому, именно по этическим соображениям, если в семье не было мужчины, то мужчины рода замещали его. По традициям народов Дагестана каждый взрослый мужчина рода обязан был проявлять полную заботу не только о своих детях, но и детях из родовых семей, оставшихся без кормильца. Бесспорным было необходимость одеть, обуть, поднять на ноги, дать профессию и направлять в жизнь детей, у кого не было отца.

Патриотическим долгом считалось в Дагестане знание человеком добрых традиций своего рода, его истории, героических свершений отцов, дедов и прадедов, их выдающиеся достижения в труде, спорте, науке, борьбе за свободу и независимость родины и т.д. Детей с ранних лет учили тому, чтобы они полнее знали своих родственников, систематически посещали их на дому, оказывали им необходимую помощь, прислушивались к их голосу, учились их искусству трудиться на славу семьи, рода и народа.

Патриотические традиции рода предписывали, чтобы родственники не только оперативно отзывались на нужды и чаяния конкретной семьи, но и активно участвовали в проводимых ими мероприятиях. Каждое родовое мероприятия предполагало выполнение конкретных функций и обязанностей каждым членом рода. Например, традиционная дагестанская свадьба. Честь рода обязывала, чтобы свадьбой непременно руководил самый уважаемый аксакал рода, или более мудрый и уважаемый мужчина рода по указанию того же аксакала. Именно по этическим и духовно-нравственным соображениям вестниками свадьбы назначались самые воспитанные, более всего выражающие физические, трудовые, эстетические качества человека, молодых людей (парня и девушку). Честь рода предусматривала, чтобы гостей на свадьбе обслуживали молодые родственники, чтобы свадьба проходила для всех радостно и организованно, чтобы не кто-либо, а родственники (и стар, и млад) самыми первыми поздравляли молодоженов и последними покидали дом свадьбы.

Патриотический статус народа складывается из исторически сложившихся функций и обязанностей дагестанских этносов, наций и народов: обязательно знать и беречь родной язык матери и отца, всемерно соблюдать специфические особенности культуры родной речи; знать, беречь, обогащать и передавать подрастающему поколению духовную и материальную культуру народа; глубоко почитать, соблюдать и пропагандировать среди молодого поколения прогрессивные традиции, обычаи, героические, боевые, спортивные и трудовые подвиги старших поколений; беречь родную природу, дорожить ее богатствами, заботиться о растительном, животном мире, о памятниках природы родного края; теснее сплачиваться в борьбе со стихийными бедствиями, внутренними и внешними врагами народа, немедленно пресекать случаи, индивидуальные и общественные явления, порочащие честь и до­стоинство родного народа.

Руководимые патриотическим статусом народы Дагестана испокон веков проявляют завидную преданность своей родине. Историческая правда свиде­тельствует, что развитие человека как патриота своего народа и края возможно в Дагестане лишь при осознанном усвоении и глубоком осмыслении и понимании им всех без исключения требований патриотического статуса, начиная от статуса конкретного индивида вплоть до статуса целого народа.

Патриотический статус выступает пожизненным регулятором всей деятельности человека. С его помощью налаживаются устойчивые связи, формируется четкое понимание обязательств человека перед народом, родиной и всего народа перед самим человеком.

 

Шайдабег Мирзоев,

отличник народного просвещения России, профессор ДГПУ