В Конференц-зале Национальной библиотеки имени Расула Гамзатова состоялась VIII Международная научно-практическая конференция на тему: «Автотранспортный комплекс: стратегия, инновации, кадры». Организаторами конференции выступили Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного университета совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан.
Форум прошел с участием администрации города Махачкалы, Дагестанского государственного технического университета, Гомельского государственного технического университета имени Павла Сухого (Республика Беларусь), Саратовского государственного технического университета имени Юрия Гагарина и Харьковского Национального автомобильно-дорожного университета (Украина).
В Оргкомитет вошли: директор Махачкалинского филиала МАДИ Аюб Омаров (председатель), его заместитель по учебно-научной и воспитательной работе, кандидат технических наук, доцент Айдемир Дадилов (заместитель председателя), министр транспорта и дорожного хозяйства РД Джамбулат Салавов, заместитель руководителя администрации Главы и Правительства РД Махач Омаров, начальник Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Махачкалы Мухтар Маламагомедов, декан факультета права и управления на транспорте, кандидат технических наук, доцент Эдвард Батманов, заведующий кафедрой экономики и управления Махачкалинского филиала МАДИ, кандидат экономических наук, доцент Магомед Мурадов, руководитель Управления автомобильных дорог «Дагестанавтодор» Ханмагомед Рагимов, доценты кафедры «Экономика и управление» МФ МАДИ Заур Омаров, Рекият Ахмедова и Ибрагимхалил Асхабалиев, старший преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство» этого вуза Абдулла Абдуллаев, заведующий кафедрой «Организация перевозок, безопасность движения и сервис автомобилей» Саратовского университета, доктор экономических наук Сергей Гусев, доцент Гомельского университета Виктор Попов и заведующий кафедрой автомобилей Харьковского университета, доктор технических наук, профессор Валерий Клименко.
В работе конференции приняли участие профессорско-педагогический состав Махачкалинского филиала МАДИ, представители высших учебных заведений России и Дагестана, ближнего и дальнего зарубежья, ведущие ученые в области развития дорожно-транспортного комплекса, а также студенты-активисты, являющиеся членами студенческого научного Совета вуза.
Участники форума обсудили актуальные проблемы, сложившиеся в автотранспортном комплексе Республики Дагестан, вопросы подготовки кадров, выработки методов их решения путем внедрения современных передовых технологий.
В обсуждении приняли участие заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Дагестана Магомед Тагиров, заместитель начальника Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Махачкалы Джахбар Омаров, специалист по охране труда и техники безопасности ООО «Дорсервис-09» Ишталмагомед Магомедрасулов, начальник Управления автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозйства РД Салам Исмаилов и другие специалисты в области автотранспортной и дорожной отрасли.
Пленарное заседание началось со вступительного слова директора Махачкалинского филиала МАДИ Аюба Омарова, который поприветствовал всех участников конференции, пожелал плодотворной работы. Он подчеркнул, что форум – отличный способ обмена знаниями и опытом, которые были накоплены за предшествующий период работы, а также прекрасная возможность определиться с задачами и целями в развитии новых идей и проектов.
Он, в частности, отметил: «Распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2021 года № 225-р утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года. Этот процесс (транспортное образование) — основа кадрового и инновационного развития транспортной системы России, а также одна из базовых отраслей экономики государства, формирующей более 6 процентов национального внутреннего валового продукта.
Особенностью транспортного образования является экстерриториальность подготовки кадров, отсутствие у выпускников ориентированности на региональный рынок труда, глубокая интеграция в системе международных стандартов, прямая связь с работодателями, а также системообразующий характер вовлеченных в подготовку кадров для транспорта образовательных организаций за счет их ключевой роли в обеспечении бесперебойной работы и безопасности транспортной инфраструктуры государства.
Уникальная особенность транспортного образования состоит в неразрывной связи качества подготовки специалистов для транспортной отрасли с выполнением обязательств России по международным договорам, международных стандартов и требований, транснациональных компаний и организаций, а также межнациональных соглашений и конвенций»,- заключил Аюб Омаров.
Далее с приветственным словом к участникам конференции обратился Магомед Тагиров, который обозначил актуальность вопросов, связанных с развитием автотранспортного комплекса в Республике Дагестан.
«В настоящее время подготовка специалистов для транспортного комплекса страны ведется в рамках 17 укрупненных групп специалистов и направлений подготовки профессионального и высшего образования. Кроме того, система транспортного образования включает 91 филиал образовательных организаций высшего образования, реализуемые в том числе программы среднего профессионального образования, подготовки и дополнительной профессиональной подготовки.
Общий контингент обучающихся в транспортных университетах превышает 270 тысяч человек. Также подготовку специалистов для транспортной отрасли осуществляет ряд образовательных организаций высшего образования, профессионального и дополнительного образования иной ведомственной принадлежности, частных образовательных организаций и учебных центров.
Ключевыми трендами, определяющими развитие транспортного образования в мире является внедрение гибких образовательных программ, основанные на форсайтах развития транспортной отрасли, проектирование образовательных программ, подготовка «профессионалов будущего», развитие индивидуальных образовательных траекторий через вариативность образовательных программ и использование технического «цифрового следа». Привлечение, удержание и развитие талантливых педагогических кадров является фундаментом развития транспортной отрасли»,- подчеркнул он.
Модератор конференции Айдемир Дадилов ознакомил всех участников с программой конференции и тематикой докладов.
Начальник Управления автомобильных дорог Минтранса РД Салам Исмаилов выступил с докладом «Об итогах работы ведомства за 2021 год».
Доклад на тему «BIM-моделирование при проектировании дорожных объектов: особенности применения, достоинства и недостатки, возможности использования на практике» сделал старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Махачкалинского филиала МАДИ Абдулла Абдуллаев.
Он ознакомил присутствующих с технологией BIM моделирования, с его преимуществами при использовании в строительной индустрии, с нормативно-правовой базой, а также обозначил основные задачи, которые нужно решить, чтобы перейти на BIM технологии в Российской Федерации.
О внедрении интеллектуальной транспортной системы в городе Махачкале участникам конференции рассказал заместитель начальника Управления транспорта, связи и дорожного хозяйства столицы Джахбар Омаров.
Выступившие затем доктор технических наук, профессор Абдул Баламирзоев, старший преподаватель Махачкалинского филиала МАДИ Муртуз Муртузов, директор ООО «Дорстройпроект» Джамбулат Магомедов, преподаватель МАДИ Гаджи Магомедов, заместитель главного редактора газеты «Дагестанская жизнь» Гаджи Мирзаев и другие высказали предложения по улучшению работы автотранспортного комплекса.
Они отметили, что в условиях становления информационно-интеллектуального, инновационно-экономического, а также по мере обострения международной конкурентной борьбы за рынок сбыта и быстро истощающиеся природные ресурсы, только научно-техническая активность способствует обеспечению стране достойного места в ряду технически развивающих государств. Состояние инновационной деятельности в любой стране является важнейшим индикатором развития общества и его экономики, а также одним из приоритетов государства.
В связи с этим важнейшей социально-экономической задачей России является повышение эффективности использования научных разработок внедрение в производство. На долю новых знаний, воплощенные в технику, оборудование и организацию производства приходится до 80 процентов прироста ВВП наиболее развитых стран мира. Ожидается, что в ближайшие 15-20 лет объем реализации наукоемких и высотехнологичных товаров в десять раз превзойдет общую стоимость продуктов сырьевого сектора.
Сохраняя свой экономический суверенитет в 21 веке имеют шансы только те страны, которые сегодня ускоренными темпами накапливают передовые, основанные на использовании последних достижений науки и техники, инновационного и промышленного капитала. А грузовые перевозки – один из наиболее «рыночных секторов» экономики.
Опыт России подтверждает, а в определенной мере обуславливает опережающее развитие автотранспорта, отличающийся от других видов транспорта во все возрастающих объемах перевозки международных грузов.
По итогам конференции её участники приняли проект постановления, который представил руководитель научной лаборатории «Исследования прикладных проблем функционирования автотранспортной отрасли» Махачкалинского филиала МАДИ, кандидат экономических наук Мурад Абдуллаев. Планируется довести его до администрации Главы и Правительства Дагестана.
В нем выделены два важных аспекта: 1) пересмотр существующих перспективных и стратегических планов по научно-исследовательской деятельности и работы в области развития автотранспортного комплекса, 2) тесное взаимодействие на основе соглашения о сотрудничестве при решении прикладных проблем функционирования автотранспортной отрасли.
По итогам конференции будет выпущен Сборник материалов, предназначенный для широкого круга специалистов в области автотранспортного комплекса, преподавателей и студентов вузов. Он будет размещен в научной электронной библиотеке elibrary – РИНЦ.
Мирза Гаджиев