«Вы – их сыновья и дочери: одни через столетье, другие через полвека, третьи через десятилетия по зову сердца прибыли на землю предков, и на ваших лицах я вижу счастливое сияние дружбы и не утерянного на чужбине братства»

Расул Гамзатов

 

Одним из самых титулованных борцов в истории мировой вольной борьбы по праву является Мустафа Дагестанлы.  Потомку эмигрантов из селения Гонода Гунибского района 11 апреля текущего года исполняется 91 год. Несмотря на преклонный возраст, он  чувствует себя бодро, в быту скромен и сдержан, его лицо всегда озаряет улыбка.

За всю свою спортивную карьеру у себя на родине и в мире он одержал 389 побед из 391 матча. Из них в Турции выиграл 319 из 320 боев, а на международных соревнованиях 70 из 71. Имел только две ничьи, не потерпел ни одного поражения на ковре, в свое время был признан лучшим атлетом.

Легендарный спортсмен, знаменитый чемпион стал национальной гордостью Турции и всего турецкого народа, где всегда была популярна борьба. Её расцвет как спортивной дисциплины в этой стране пришелся на 1950-е годы, когда турецкие борцы вольного стиля диктовали моду на международной арене, завоевывали львиную долю наград на всех самых престижных соревнованиях.

Тогда-то мир узнал имя искусного атлета Мустафу Дагестанлы, которого без всяких оговорок можно назвать «непобедимым» Ни разу не познавший горечи поражений, он дважды побеждал на Олимпийских играх, и трижды был вне конкуренции на чемпионатах Мира. В 1957 году в Турции его признали «Спортсменом года», а с 2009 года он является членом Международного Зала Славы FILA (международная любительская федерация борьбы).

Напомним, что турецкий спортсмен вошел в рейтинг 40 великих борцов вольного стиля с 1951 года по сегодняшний день, составленный сайтом Russia Wrestling (Федерация спортивной борьбы России). Здесь размещены имена ведущих и известных атлетов современности по определенным местам с системой их оценки, основанной на завоеванных наградах на чемпионатах Мира и Олимпийских играх.

Так, например, борец, получивший золотую медаль чемпионата мира, становится обладателем одного рейтингового очка, за серебряную – ему насчитывается 0,2 балла, а за бронзовую – 0,05 балла. Тем борцам, кто победил на Олимпийских играх, насчитывается 4 балла, за серебряную медаль 0,8 балла и за бронзовую – 0,4 балла. После подсчета всех баллов борец занимает определенное место в данном рейтинге.

Мустафа Дагестанлы в рейтинге оказался на 11 месте, значительно опередив своих турецких коллег. Например, Хюсейин Акбаш разместился на 39-й строчке.  Выступая за сборную Турции на Олимпийских играх, борец завоевал серебряную и бронзовую медали этого первенства. Он также представлял свою страну на чемпионатах Мира, становился 4-кратным обладателем золотой медали и бронзовым призером этого турнира.

Наша встреча с хозяйкой салона красоты «Изюмрут» Патимат Магомедовой состоялась в Махачкале. В ней участвовал и президент Ассоциации по связям с соотечественниками «Отчизна» Магомед Магомедов. Темой нашей беседы стала спортивная карьера и жизнь знаменитого борца современности Мустафы Дагестанлы, ныне проживающего в Турции. Она приходится ему внучатой племянницей. Ниже мы публикуем интервью с ней.

 

Патимат Амиргамзаевна, расскажите, пожалуйста, как Мустафа Дагестанлы стал двукратным Олимпийским чемпионом.

Соревнования в рамках летних Олимпийских игр 1960 года  прошли в Риме с 1 по 6 сентября, где Мустафа Дагестанлы выступал в полулёгком весе (до 62 кг). До этого он в 1954 году выиграл чемпионат Мира в Токио, в 1955-м Средиземноморские игры в Барселоне по греко-римской борьбе, в 1956-м стал победителем Кубка мира в Стамбуле, в 1957-м на чемпионате Мира в Стамбуле завоевал золотую медаль, а в 1959-м подтвердил звание чемпиона Мира по вольной борьбе в Тегеране.

Олимпиада проводилась по системе с начислением штрафных баллов, но по сравнению с прошлыми играми был введён такой результат, как ничья. За чистую победу штрафные баллы не начислялись, за победу по очкам борец получал один штрафной балл, за ничью два штрафных балла, за поражение по очкам три штрафных балла, за чистое поражение — четыре штрафных балла. Борец, набравший шесть штрафных баллов, из турнира выбывал.

Трое оставшихся борцов выходили в финал, где проводили встречи между собой. Встречи между финалистами, состоявшиеся в предварительных схватках, шли в зачёт. Схватка по регламенту турнира продолжалась 12 минут. Если в течение первых шести минут не было зафиксировано туше, то судьи могли определить борца, имеющего преимущество. Если преимущество никому не отдавалось, то назначалось четыре минуты борьбы в партере, при этом каждый из борцов находился внизу по две минуты (очередность определялась жребием). Если кому-то из борцов было отдано преимущество, то он имел право выбора следующих шести минут борьбы: либо в партере сверху, либо в стойке. Если по истечении четырёх минут не фиксировалась чистая победа, то оставшиеся две минуты борцы боролись в стойке.

В полулёгком весе боролись 25 участников. Самым молодым участником был 19-летний Владимир Рубашвили, а самым возрастным оказался 35-летний Эрнст Мейнхард (встретились во втором круге, где молодой советский борец меньше чем за минуту положил ветерана на лопатки). Явным фаворитом был Мустафа Дагестанлы, действующий Олимпийский чемпион. Остальным было почти нечего противопоставить самому титулованному турецкому борцу.

В финал вместе с Дагестанлы вышел болгарин Станчо Колев. Бронзовый призёр определился ещё до финала: им стал Владимир Рубашвили за счёт личной победы над японцем Тамидзи Сато. В финальной встрече Мустафа не так легко, как прежде, но всё же одолел Колева и распрощался с ковром.

Хотя непререкаемый авторитет и опыт были на стороне турецкого пехлевана, он впервые не смог провести свои знаменитые «ножницы»: уж очень гибким и осторожным оказался соперник. В самом начале всех атак он перекрывал его действия за счет своевременно выполняемой защиты. Дагестанлы при выполнении очередной атаки сталкивается с Колевым и глубоко рассекает переносицу, но, несмотря на это, продолжает наступать. Арбитр, увидев обильно текущую кровь, останавливает поединок и тянет турецкого борца к врачу. Но это крайне нежелательно, так как Мустафа понимает, что потеряет выигрышный темп схватки. Уход к доктору резко изменил бы рисунок поединка: молодой претендент на медаль успел бы за это время быстро восстановиться и вновь с успехом противостоять натиску.

Дагестанлы видит, что соперник хотя и моложе его, но изрядно устал, и если он не использует это обстоятельство, то упустит победу. Поединок возобновлен. Оба спортсмена показывают на редкость интересную борьбу, которая изобилует захватывающими ситуациями с яркими проявлениями силовых возможностей обоих борцов. Поединок заканчивается в пользу опытнейшего турецкого спортсмена, правда, с перевесом в два балла.

 

Что Вы можете сказать о дружбе Мустафы Дагестанлы с нашим именитым земляком Али Алиевым?

В нескольких дагестанских журналах я читала интервью Мустафы Дагестанлы о легендарном борце,  покойном Али Зурканаевиче, которое появилось спустя год после его смерти. Вот что он сказал: «Несколько раз был на родине моих предков, в Дагестане, но лишь однажды мне довелось погостить у Али Алиева, хотя он неоднократно приглашал. За те немногие дни, что  провел среди соотечественников, я лучше узнал его, видел, какой всенародной любовью пользуется этот человек, всего себя отдавший служению любимому делу.

Разве я думал тогда, что вижу моего друга в последний раз! Жить бы ему и жить, продолжая делать добро на земле, да видимо, Аллах рассудил по-своему… У тюрков есть поговорка о сове, летающей над домом, в котором справляют свадьбу. Сова — это неудача, невезение, потеря. Дагестан потерял могучего сына, прекрасного человека. Пусть  во веки веков  дагестанский народ будет любить вольную борьбу, дорожить славой своих великих чемпионов. И всегда верьте, что сова облетит ваш дом стороной»…

Борец вольного стиля, пятикратный чемпион Мира, чемпион Европы, девятикратный чемпион СССР Али Алиев родился 29 ноября 1937 года в селе Чох Гунибского района  Дагестана. С детства занимался вольной борьбой. Окончил Дагестанский медицинский институт. Позднее защитил  диссертацию, получив степень кандидата медицинских наук. Совмещая учебу с тренировками у Магомеда Рамазанова, дагестанский борец начал триумфальное восхождение по ступеням спортивной славы. В 1957 году стал чемпионом Дагестана. В 1959 году на чемпионате Мира в Тегеране занял первое место в наилегчайшем весе.

Позднее в 1961 году  в Японии Алиев во второй раз завоевал звание чемпиона Мира. В 1962 году на чемпионате Мира, проходившем в США, борец сразу же привлек к себе внимание специалистов, назвавших его «динамо-машиной» на ковре. И на этот раз дагестанец порадовал болельщиков, снова став чемпионом Мира, а  через год — серебряным призером чемпионата Мира в Болгарии. Он трижды принимал участие на Олимпиадах, но ему хронически не везло,  борец остался без наград.

В 1988 году Али Зуркарнаевич был назначен председателем Государственного комитета Дагестанской АССР по спорту. Являлся главным врачом городской больницы № 2 в Махачкале. Прославленный борец умер 7 января 1995 года.

 

Патимат, говорят что  на борцовском ковре у Али Алиева с Мустафой Дагестанлы был какой-то инцидент, что Вам известно о нем?

Насколько я знаю, они оба близко дружили и потому никакого конфликта между ними не было, это чей-то вымысел. Хочу донести истину особенно до любителей борьбы, которую обязана  сделать, потому что не раз в социальных сетях  слышала об этом . Турецкий автор и писатель Кемаль Атешь, который написал документальный роман о  настоящей борьбе под названием «Скальпель и Медаль». За три дня  прочитала её, и перевела очень важные строки, особенно в Дагестане, которые якобы считали случившимся инцидентом, упомянутые слова в книге Расула Гамзатова то, что является абсолютной неправдой.

Али Алиев боролся не с Мустафой Дагестанлы, а с другим турецком борцом на  Олимпийских играх 1960 года, его соперником являлся Ахмет Билек, который участвовал в Олимпийских играх в Лондоне, он всегда был вторым до этого дня,  и в итоге  сыграл вничью с Алиевым, известным советским борцом,  заняв второе место в Тегеране. Первое место он занял в Средиземноморских играх, но это не громкое событие.

В жизни у Мустафы Дагестанлы не было ни одного интервью, где бы он не упоминал о своем тренере Яшаре Догу. Я читала и смотрела их множество, и в каждом он упоминает его и настолько трепетно говорит о нем, и мне настолько сильно захотелось узнать о Яшаре Догу. Я убедилась в том, каким  он был настоящим борцом, тренером и близким человеком для  Мустафы Дагестанлы.

 

Что их связывало, какую роль сыграл в жизни Мустафы Дагестанлы  Яшар Догу?

Его тренер  Яшар Догу был великим человеком. Кстати, у него тоже  кавказские корни.

За последние годы я узнала несколько турецких спортсменов с таким же корнями. Ни для кого не секрет, что Мустафа Дагестанлы и его предки имеют прямое отношение к Дагестану. Но я и никогда не могла подумать, что очень много великих мировых спортсменов с кавказскими корнями : как Яшар Догу (убых), Ахмет Айык (черкес).

Яшар Догу, будучи тренером исключительного борца, как Мустафа Дагестанлы, у которого все воспоминания связаны с ним, Яшар Догу буквально заменил ему отца, Мустафа даже рассказывал, когда от государства не получали финансирования на тренировки, спортсмены проживали в доме своего тренера. Он также отмечал в своём интервью, что  причиной окончательно ухода из спорта стала смерть дорогого и любимого тренера.

В 2017 году турецкий писатель Ахмет Севен выпустил книгу о Яшаре Догу, на её презентации  в Самсуне присутствовал Мустафа Дагестанлы, друзья, известные политические деятели Турции, и конечно же, дети покойного Яшара Догу. Он родился в 1913 году в деревне Карлы района Кавак ила Самсун. С 15 лет  увлекся  турецкой борьбой, на военной службе стал заниматься международными видами борьбы, с 1939 года вошёл в национальную сборную.

Как и многие другие турецкие борцы, Яшар Догу выступал  по греко­-римской и  вольной борьбе, но наибольших успехов  добился именно в вольной борьбе, став в 1946 и 1949 годах чемпионом Европы, а в 1948 году — олимпийским чемпионом,  в 1951 году — чемпионом Мира. По окончании спортивной карьеры  стал тренером национальной сборной. В 1955 году, присутствуя в качестве тренера на чемпионате Мира в Швеции, он перенёс инфаркт. В 1961 году он скончался от второго инфаркта.

 

Есть информация, что Абдулрашид Садулаев навестил в Стамбуле Мустафу Дагестанлы.

Да, действительно он с визитом был у  него. На протяжении всей жизни со всего мира  Мустафу навещали  многие спортсмены, политические деятели, да и фанаты вольной борьбы, но я с уверенностью могу сказать что самым запомнившимся и  впечатлительным для дяди Мустафы оказался его визит  с семьей и друзьями, которые приехали к нему   в 2019 году.

Представляете, два мировых борца,  двукратные Олимпийские чемпионы из Дагестана,  с разницей 60 лет встретились в Турции! Это счастливое и незабываемое событие для них обоих, конечно и для всего дагестанского народа. Улыбка дяди Мустафы не сходила с его лица,  было заметно, как он был горд за Абдулрашида. А теперь тем более за его рейтинг, когда он вошёл в восьмёрку самых титулованных борцов в истории Олимпийских игр, и самое забавное для меня то, что я на протяжении трех лет  получаю из Турции и Дагестана  фотографии Абдулрашида с дядей Мустафой.

Абдулрашид Булачевич родился 9 мая 1996 года в селе Цуриб Чародинского района Дагестана — российский борец вольного стиля,  пятикратный чемпион Мира, четырёхкратный чемпион Европы, победитель Европейских игр, пятикратный чемпион России. До 2016 года выступал в весовой категории 86 кг, а с 2017 года – в весовой категории 97 килограммов, является заслуженным мастером спорта России.

 

Расскажите, пожалуйста, о Вашей поездке в Турцию и каковы Ваши впечатления о ней?

Я поехала к дяде Мустафе в Стамбул  25 сентября 2021 года. Когда  находилась в Турции. то почувствовала душевное сближение с предками, которые похоронены на турецкой земле, их могилы так одиноки, никто из родных из Дагестана их не навещал. Я одна из немногих, кто о них помнит и чтит,  надеюсь, что их душа почувствовала, что  нахожусь на земле, где они нашли вечный покой. За 17 дней пока находилась с дядей Мустафой, он все время улыбался, у него  коттедж в районе Орнекёй около моря.

Квартиру в нем отвели мне, наняли охранника, чтобы тот сопровождал меня везде,  выделили домработницу. Одним словом, встретили на высшем уровне. Каждый день мы выезжали в город, я воочию увидела  красоту турецкой земли, посетила святыни, достопримечательности, наслушалась рассказов о наших земляках, о достижениях дяди Мустафы, все это слушать мне было так радостно.

Когда мы прощались перед отъездом, я, конечно, загрустила. Дядя Мустафа смотрел и успокаивал меня, был накрыт стол,  тётя хоть и в возрасте, сама всё организовала, столько вкусного было. Обещала приехать весной, дай Аллах, чтобы эпидемия исчезла с лица земли, тогда для меня никаких препятствий не будет, чтобы полететь к дяде Мустафе.

Он в глубокой старости, но держится как настоящий горец, дай Аллах жить ещё много лет. Моей бабушке Байзат 87 лет, а Мустафе Дагестанлы в апреле 2022 года исполнится 91 год. Я полечу еще раз на его день рождение в Турцию, поеду в село Армуткёй -на зиярат Мухаммад Амина Асиялова, третьего наиба достопочтенного шейха Имама Шамиля, навещу Хатиджу-правнучку Наиба, которая хранит его святыню и личную книгу, написанную её рукой. Хатиджа очень ждет меня, уже больше двух лет, как мы познакомились.

Не могу себе простить, что покинула Турцию, не посетив могилу любимого святого достопочтенного Наиба, моего предка, вернулась не навестив его 78-летней правнучки Хатиджи, которая так просила к ней приехать. По её словам, никого с родного нашего общего аула с её прадедом Мухаммад Амином,  она еще не видела, чему я крайне удивлена.

Аллах свидетель, я не успела, и вынуждена была вернуться в Дагестан. Дочь Хатиджи Милек звонила мне, и она так расстроилась, когда я ей сказала, что я вынуждена уехать. Та сказала, что Хатиджа хотела показать мне книгу, которую никому ещё не посчастливилось увидеть, кроме близких родных. Для меня это радостный сюрприз, огромная честь и  счастье. Иншалла я полечу в апреле, и после приезда   будет и вторая часть моей книги, с детальным описанием жизни многих  потомков из Дагестана, которых я не упомянула в своей книге о дяде Мустафе Дагестанлы.

 

Беседовал Гаджи Мирзаев