В предыдущем номере газеты «Дагестанская жизнь» была напечатана аннотация к книге Баганда Багандова и Магомеда Итонова «Шамхал-хаджи Мекегинский» (1866-1906 гг.). Она вызвала живой интерес у наших читателей, которые просят публиковать материалы, посвященные известному религиозному деятелю, богослову Дагестана. Чтобы удовлетворить их просьбу, мы решили разместить на страницах еженедельника некоторые выдержки из неё, а также стихи и воспоминания наших современников.
Факт глубокой духовности жизни дагестанцев, как бы нерелигиозной она ни казалась, подтверждается существованием на этой земле таких людей, как Шамхал-хаджи.
В ряду достопочтимых алимов-арабистов Дагестана достойное место занимает Шейхов Шамхал-хаджи из Мекеги, которому уже исполнилось 155 лет со дня его благословенного рождения в 1866 году. На сегодняшний день, к сожалению, не всем знакомо это имя, как и некоторые другие имена, обнаруженные и обнародованные в последние годы гласности и открытости.
Отец Шамхала Шейх и мать Хадижат с малых лет заложили в своего ребенка благопристойность, склонность к познанию учения Всевышнего, и смиренность нрава. Получив основы сурового горского воспитания, одаренный природой и приученный к труду мальчик, все силы и способности юного ума направил в русло учения и познания вечных истин ислама.
С самых юных лет он умел отличать добро от зла, полезное от вредного, зерна от плевел. К его везению, в то время, к концу XIX века, в даргинских селениях вышли на религиозную арену немало исламских богословов. Юный Шамхал мог черпать знания из щедрых источников Мурад-бея Дагестанлы из Урахи, Ильяс-хаджи из Цудахара, Давуд-эфенди из Усиша, Барка-кади из Кака-Махи. В эти и ближайшие годы расцвета исламской науки в Дагестане, в частности среди даргинских районов, обнаружили свои таланты такие именитые алимы и организаторы религиозной жизни горцев, как Али-хаджи Акушинский, Зияудин-кади из Куппа, Юсуп-хаджи из Губдена, Абдула-хаджи из Урахи и другие.
Шамхал из Мекеги оказался достойным своих учителей. На формирование характера, мировоззрения и мировосприятия влияют, кроме родителей и учителя, и окружающее общество. Жители его родового селения Мекеги отличались воинственным и свободолюбивым характером. О том, как воспитывалась сельская молодежь, рассказывает Б.М.Арсланбеков в своей книге исторических очерков «Мекеги». С 8-10 лет они начинали у муллы изучать азы ислама, учились читать, писать, выучивали наизусть тексты молитв, необходимых для вероисповедания. После двухгодичной учебы только очень способные (из села 1-2 человека) продолжали учебу. Не было интереса: селу нужен был только один ученый человек — кадий. Нужны были еще будуны — для Мекеги 12 человек. Но ими стать не очень старались: эта должность не могла прокормить семью.
Старались, чтобы для них примером подражания были люди, проявившие мужество, героизм, физически развитые, но чтобы человек, обладающий этими качествами, был при этом скромным, честным, благородным, чтобы он не кичился этими качествами. Отличавшийся крупным ростом, отменным физическим здоровьем и глубоко усвоивший уроки старших, умудренных жизненным опытом людей, Шамхал, сам по себе скромный в жизни, никогда не выпячивал свои таланты и способности.
Выросший на прочном семейном морально- нравственном фундаменте Шамхал был преисполнен желания быть полезным для своего народа. В этом благородном стремлении самым главным инструментом для себя он избрал религию, о которой уже имел достаточные знания. Их он получал в детстве сначала от своего отца Шейха, который вовремя заметил тягу сына к вероучению. Позже отец помог сыну углубить религиозные знания, направляя его к алимам из соседних селений Усиша, Губден и других.
Одной из вершин, достигнутых Шамхалом до исполнения ему 30 лет, стал хадж в священный город Мекку, после чего он был признан вначале сельчанами, а затем и в окружающих селениях духовным авторитетом.
Заметным событием в жизни Шамхала была его миссионерская деятельность на должности муфтия в Карачае, где он успешно проповедовал Ислам, передав свои познания и опыт братьям-мусульманам в течение 3 лет.
К сожалению, историческая практика показывает нам, что большая часть людей как- то бессознательно упускает из вида всех тех, кто приносил пользу в духовном развитии. В большинстве случаев святость людей определяется по их способностям пробудить человеческую духовность, так как предъявляемые наставление и назидание служат весомым доводом считать наставником того, кто имел хоть малейшее участие в формировании мышления человека. Авторы настоящей книги о религиозном ученом-проповеднике из Мекеги Шамхал-хаджи Шейхове ставили перед собой цель внести скромную лепту в изучение и распространение сведений о благочестивой жизни и деятельности одного из стойких апологетов ислама, организаторе религиозной жизни в Дагестане и Карачаево-Черкесии, человеке притягательной духовной силы и симпатии. Миссионерская, проповедническая работа Шамхал-хаджи продолжалась по его возвращении на родину до самой смерти алима, которая наступила очень рано. Ему было отпущено всего 40 лет. После смерти на руках его жены Пердаус остались шестеро детей: четыре дочери и двое сыновей.
В одном из хадисов сказано: «Вы вспоминайте своих ученых добрым словом». Что мы и пытаемся делать.