КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Культура межнационального общения формируется в процессе совместной деятельности людей и является результатом непосредственного взаимодействия членов многонационального общества. Это уважительное отношение к людям разных национальностей и рас, уважение к их культуре, традициям, языку, истории, националь­ному достоинству. Это одно из важнейших качеств личности, которое позволяет адаптироваться в коллективе и обществе, это характеристика межличностных отношений, контактов, индивидуальной формы взаимодействия, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, опытом, формирует доброжелательность и внимательность к людям независимо от их национальных, расовых и религиозных взглядов.

В связи с актуальностью проблемы совместного проживания людей в мно­гонациональном государстве, в регионах и мегаполисах с полиэтническим составом населения особое значение приобретает воспитание личности с высокой культурой межнационального общения, характеризующейся гуманистической направленностью мировоззрения, поступков и действий.

Культура воспитания подрастающего поколения, т.е. культура межнационального общения, представляет собой очень древний и мощный пласт духовной культуры народов Дагестана. Сохранение и развитие национальной культуры, в том числе культура межнационального общения, формирующих взаимоотношения между народами на основе дружбы и взаимопонимания, выработка открытого взгляда на духовные ценности народов-соседей — это актуальные проблемы, реализация которых в огромной степени зависит от национальной школы.

Содержанием культуры межнационального общения являются знания, умения и навыки, которыми обладает человек, его личностные качества, проявляю­щиеся в отношении к людям другой национальности.

Важное значение в воспитании культуры межнационального общения имеет содержание общеобразовательных предметов, в частности, дагестановедческих дисциплин: родных языков и литератур Дагестана, истории и географии Дагестана, культу­ры и традиций народов Дагестана и др.

Для повышения уровня воспитанности школьников, в недавнем прошлом во многих типах образовательных учреждений в учебный план был введен один из курсов — «Культура межнационального общения», «Этика делового общения». «Основы коммуникаций», «Конфликтология», «Дагестанское единство», «Мировая художественная культура», «Народоведение», «Нациология», «Этнология», «Культура и традиции народов Да­гестана» и т.д. Изучение этих дисциплин приносило оптимальные результаты при гуманистически направленной, планомерной и последовательной реализации их программного содержания в основной школе. Многие из названных курсов согласно учебному плану изучались не только в общеобразовательных школах, но и в инновационных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, колледжах). Думается, как обязательный предмет один из этих курсов и нынче надобно ввести во всех образовательных учреждениях республики.

Одной из важнейших основ педагогизации воспитательной работы явля­ется принцип гуманизации воспитания, составной частью которого является культура межнационального общения. Учебные планы общеобразовательных школ при изучении предметов гуманитарного цикла должны исходить из требований гуманного отношения к школьнику, уваже­ния его прав и свобод, уважения мнения, позиции воспитанников, ненасильственного формирования требуемых качеств, в частности культуры межна­ционального общения, уважения права учащегося быть самим собой.

Как известно в практике общеобразовательных организаций, в работе здравомыслящих учителей широко используется диагностика уровня воспитанности, с помощью которой определяется сформированность таких черт характера, как гуманизм, умение дружить с представителями других национальностей, взаимопонимание и взаимопомощь, культура общения, толерантность. После установления на основе критериев воспитанности степени проявления гуманистических черт характера школь­ника учителя продолжают работу по формированию техкачеств, которые проявляются слабо или не проявляются, но являются показателями воспитанности. Свойства личности характеризуются наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.

В процессе воспитания и образования учащихся непосредственный акцент следует делать на колоссальном потенциале народной культуры, на исторически апробированных средствах, формах и методах гармонизации межэтнических взаимоотношений на основе древних, общих для народов Северо-Кавказского регио­на традиций семейно-социальной сферы, таких как гостеприимство и куначество, добрососедство (в том числе и между народами), прием джамаатом в свои члены представителей других народов, породнение этносов-соседей через смешанные браки, побратимство между сынами соседних народов и т.п.Каждая из названных и многих других традиций регулирует межнациональные отношения на основе мира, дружбы и взаимопомощи.

В повышении культуры межнационального общения учащихся важнейшую роль играет необходимость демократизации общения педагогов, взрослых с учащимися. В этой связи нужно отказаться от директивного (командного) стиля руководства учебно-воспитательным процессом. Учителя должны быть не только урокодателями, но прежде всего мудрыми и заботливыми советчиками, добрыми наставниками в освоении учащимися знаний о мире, о дружбе, о добрых и гуманных человеческих отношениях, о роли и предназначении человека в обществе. При организации воспитатель­ной работы следует шире использовать духовно-нравственный и эстетический потенциал дагестанского общества (этническое самосознание, исламские традиции, укрепление нравственного здоровья общества — борьба с наркоманией, алкоголизмом и т.д.).

Во всех учебниках и учебно-методических пособиях, издаваемых для об­щеобразовательных организаций республики по национально-региональному ком­поненту образования, необходимо проводить, реализовать идею дагестанского единства, идею патриотизма и межэтнического мира, способствовать «повышению культуры межнациональных и межэтнических отношений».

Достойное выполнение дагестанской национальной школой своих этнокультурных и этнопедагогических функций, несомненно, могло бы внести большой вклад в преодоление возможных межэтнических конфликтов, укрепление традиционных добрососедских отношений между народами Дагестана, нашего многонационального Кавказского региона и всей России.

Единые или схожие традиции сближают народы, помогают им в достиже­нии взаимопонимания, чего не наблюдается, когда люди хотя и говорят на одном и том же языке, но единых традиций у них нет.

Воспитание достойного человека–гуманиста, мужчины и женщины, формирование у подрастающих поколений чувства дружбы и уважения к другим народам в традиционной дагестанской и российской педагогической культуре было и остается как одна из важнейших целей формирования гражданина. Это подтверждается и многовековой историей дагестанских народов, их мудрым опытом обретения в других народах друзей и побратимов.

Дагестанские ученые-педагоги всегда находились в передних рядах по исследованию, развитию и формированию культуры межнациональных отношений. Один из первых ученых страны профессор Зейнулабид Гасанов — Лауреат Государственной премии в области образования разработал фундаментальный труд «Педагогика межнационального общения», ставший настольным учебником для студентов многих вузов России и стран СНГ. Именно эта работа много лет позволяла формировать культуру межнационального общения студентов, но и подготовить будущих педагогов к воспитанию учащихся на общечеловеческих ценностях дружбы и солидарности. К большому сожалению, из учебных планов вузов, непредусмотрительно часто изменяемых в последние годы, выпали из поля зрения не только «Педагогика межнационального общения», на и такие ключевые дисциплины, формирующие человека, как «Этика», «Эстетика», «Логика» и т.д. Это также является проблемой, требующей серьезного внимания педагогической и всей российской общественности.

Как отмечают сегодня средства массовой информации, в ближайшее время Россия готовится к форуму по межкультурному и межрелигиозному диалогу. Так пусть народы мира обретут опыт дружбы и солидарности, культуры межнационального общения на образцовом примере исторически сплоченного и неделимого многонационального Дагестана.

Шайдабег Мирзоев,

профессор, отличник народного просвещения России