Культура межнационального общения формируется в процессе совместной деятельности людей и является результатом непосредственного взаимодействия членов многонационального общества. Это уважительное отношение к людям разных национальностей и рас, уважение к их культуре, традициям, языку, истории, национальному достоинству. Это одно из важнейших качеств личности, которое позволяет адаптироваться в коллективе и обществе, это характеристика межличностных отношений, контактов, индивидуальной формы взаимодействия, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, опытом, формирует доброжелательность и внимательность к людям независимо от их национальных, расовых и религиозных взглядов.
В связи с актуальностью проблемы совместного проживания людей в многонациональном государстве, в регионах и мегаполисах с полиэтническим составом населения особое значение приобретает воспитание личности с высокой культурой межнационального общения, характеризующейся гуманистической направленностью мировоззрения, поступков и действий.
Культура воспитания подрастающего поколения, т.е. культура межнационального общения, представляет собой очень древний и мощный пласт духовной культуры народов Дагестана. Сохранение и развитие национальной культуры, в том числе культура межнационального общения, формирующих взаимоотношения между народами на основе дружбы и взаимопонимания, выработка открытого взгляда на духовные ценности народов-соседей — это актуальные проблемы, реализация которых в огромной степени зависит от национальной школы.
Содержанием культуры межнационального общения являются знания, умения и навыки, которыми обладает человек, его личностные качества, проявляющиеся в отношении к людям другой национальности.
Важное значение в воспитании культуры межнационального общения имеет содержание общеобразовательных предметов, в частности, дагестановедческих дисциплин: родных языков и литератур Дагестана, истории и географии Дагестана, культуры и традиций народов Дагестана и др.
Для повышения уровня воспитанности школьников, в недавнем прошлом во многих типах образовательных учреждений в учебный план был введен один из курсов — «Культура межнационального общения», «Этика делового общения». «Основы коммуникаций», «Конфликтология», «Дагестанское единство», «Мировая художественная культура», «Народоведение», «Нациология», «Этнология», «Культура и традиции народов Дагестана» и т.д. Изучение этих дисциплин приносило оптимальные результаты при гуманистически направленной, планомерной и последовательной реализации их программного содержания в основной школе. Многие из названных курсов согласно учебному плану изучались не только в общеобразовательных школах, но и в инновационных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, колледжах). Думается, как обязательный предмет один из этих курсов и нынче надобно ввести во всех образовательных учреждениях республики.
Одной из важнейших основ педагогизации воспитательной работы является принцип гуманизации воспитания, составной частью которого является культура межнационального общения. Учебные планы общеобразовательных школ при изучении предметов гуманитарного цикла должны исходить из требований гуманного отношения к школьнику, уважения его прав и свобод, уважения мнения, позиции воспитанников, ненасильственного формирования требуемых качеств, в частности культуры межнационального общения, уважения права учащегося быть самим собой.
Как известно в практике общеобразовательных организаций, в работе здравомыслящих учителей широко используется диагностика уровня воспитанности, с помощью которой определяется сформированность таких черт характера, как гуманизм, умение дружить с представителями других национальностей, взаимопонимание и взаимопомощь, культура общения, толерантность. После установления на основе критериев воспитанности степени проявления гуманистических черт характера школьника учителя продолжают работу по формированию техкачеств, которые проявляются слабо или не проявляются, но являются показателями воспитанности. Свойства личности характеризуются наличием и степенью сформированности у нее общественно значимых качеств, отражающих ее всестороннее развитие.
В процессе воспитания и образования учащихся непосредственный акцент следует делать на колоссальном потенциале народной культуры, на исторически апробированных средствах, формах и методах гармонизации межэтнических взаимоотношений на основе древних, общих для народов Северо-Кавказского региона традиций семейно-социальной сферы, таких как гостеприимство и куначество, добрососедство (в том числе и между народами), прием джамаатом в свои члены представителей других народов, породнение этносов-соседей через смешанные браки, побратимство между сынами соседних народов и т.п.Каждая из названных и многих других традиций регулирует межнациональные отношения на основе мира, дружбы и взаимопомощи.
В повышении культуры межнационального общения учащихся важнейшую роль играет необходимость демократизации общения педагогов, взрослых с учащимися. В этой связи нужно отказаться от директивного (командного) стиля руководства учебно-воспитательным процессом. Учителя должны быть не только урокодателями, но прежде всего мудрыми и заботливыми советчиками, добрыми наставниками в освоении учащимися знаний о мире, о дружбе, о добрых и гуманных человеческих отношениях, о роли и предназначении человека в обществе. При организации воспитательной работы следует шире использовать духовно-нравственный и эстетический потенциал дагестанского общества (этническое самосознание, исламские традиции, укрепление нравственного здоровья общества — борьба с наркоманией, алкоголизмом и т.д.).
Во всех учебниках и учебно-методических пособиях, издаваемых для общеобразовательных организаций республики по национально-региональному компоненту образования, необходимо проводить, реализовать идею дагестанского единства, идею патриотизма и межэтнического мира, способствовать «повышению культуры межнациональных и межэтнических отношений».
Достойное выполнение дагестанской национальной школой своих этнокультурных и этнопедагогических функций, несомненно, могло бы внести большой вклад в преодоление возможных межэтнических конфликтов, укрепление традиционных добрососедских отношений между народами Дагестана, нашего многонационального Кавказского региона и всей России.
Единые или схожие традиции сближают народы, помогают им в достижении взаимопонимания, чего не наблюдается, когда люди хотя и говорят на одном и том же языке, но единых традиций у них нет.
Воспитание достойного человека–гуманиста, мужчины и женщины, формирование у подрастающих поколений чувства дружбы и уважения к другим народам в традиционной дагестанской и российской педагогической культуре было и остается как одна из важнейших целей формирования гражданина. Это подтверждается и многовековой историей дагестанских народов, их мудрым опытом обретения в других народах друзей и побратимов.
Дагестанские ученые-педагоги всегда находились в передних рядах по исследованию, развитию и формированию культуры межнациональных отношений. Один из первых ученых страны профессор Зейнулабид Гасанов — Лауреат Государственной премии в области образования разработал фундаментальный труд «Педагогика межнационального общения», ставший настольным учебником для студентов многих вузов России и стран СНГ. Именно эта работа много лет позволяла формировать культуру межнационального общения студентов, но и подготовить будущих педагогов к воспитанию учащихся на общечеловеческих ценностях дружбы и солидарности. К большому сожалению, из учебных планов вузов, непредусмотрительно часто изменяемых в последние годы, выпали из поля зрения не только «Педагогика межнационального общения», на и такие ключевые дисциплины, формирующие человека, как «Этика», «Эстетика», «Логика» и т.д. Это также является проблемой, требующей серьезного внимания педагогической и всей российской общественности.
Как отмечают сегодня средства массовой информации, в ближайшее время Россия готовится к форуму по межкультурному и межрелигиозному диалогу. Так пусть народы мира обретут опыт дружбы и солидарности, культуры межнационального общения на образцовом примере исторически сплоченного и неделимого многонационального Дагестана.
Шайдабег Мирзоев,
профессор, отличник народного просвещения России