АБДУРАГИМ ГУСЕЙНОВ ЧЕЛОВЕК И ТРУЖЕНИК

Есть такой расхожий термин: баловень судьбы. Его применяют, когда хотят сказать об очень успешном человеке, человеке, который всего добился легко, непринужденно и, главное, не поступив против своей совести и чести, который смело может смотреть людям в глаза, чья жизнь может быть примером для подражания – во всех отношениях.

Таким человеком, безусловно, являлся наш земляк Абдурагим Абдулзагирович Гусейнов – государственный человек, как в должностном, так и в личностном смысле этого слова.

Глядя, как он уверенно поднимался вверх по лестнице партийных и хозяйственных должностей, первое слово, которое приходит в голову – карьера! Однако, когда начинаешь вникать в результаты его работы в каждой из этих должностей, понимаешь, что сухое, канцелярское «карьера» и близко не выражает тех смыслов, которые в них содержатся и таятся. И тут на ум приходит другое слово – «служение». Служение республике, народу, его благу, процветанию и будущему.

Есть в биографии Абдурагима Гусейнова один факт, который выражает саму суть этого человека и труженика. Как можно прочесть в одном из сотен материалов, посвященных деятельности Гусейнова, в его послужном списке имеется лишь одно заявление о приеме на работу, хотя, как я указал выше, он сменил много должностей за свою трудовую жизнь. «Что ни говори, — привожу цитату, — но честных, энергичных, способных людей советская власть чуяла за версту. За всю свою трудовую жизнь заявление с просьбой принять на работу Абдурагим Абдулзагирович написал только при поступлении на должность учителя Кафыр-Кумыкской школы.

Как вы понимаете, «спины» у крестьянского сына не было. Но эрпелинский тухум «Ругъани» (духовные), к которому принадлежал Абдурагим Гусейнов, был одним из уважаемых. Он получил это название не только из-за спокойной, стойкой веры членов рода во Всевышнего, но и по причине их приверженности добрым поступкам, трепетно-бережному отношению к любому благородному делу, за которое берутся.

В личности Абдурагима Абузагировича все эти качества проявились ярко и в полной мере!

Среди этих качеств на первое место я ставлю трудолюбие. Он работал везде так, что его замечали и выдвигали: из учителей он был выдвинут директором школы, затем стал заведующим отделом пропаганды райкома, после этого заместителем председателя горисполкома и секретарем Буйнакского горкома КПСС.

Трудолюбие Абдурагима Гусейнова отмечают все. Амач Амачиев, бывший в 80-х годах председателем известного на весь Дагестан передового колхоза «Большевик», сказал запомнившиеся слова: «Тот не крестьянин, кто не встает с постели с первыми петухами. А первый секретарь райкома партии Абдурагим Гусейнов вставал… Да еще и будил наших бригадиров и заведующих фермами, наезжая спозаранку в наши хозяйства…».

В людской молве человек отражается нагляднее, чем в зеркале. Бывший директор совхоза «Курушский» лезгин Сабир Диярханов в книге «45 лет в Хасавюртовском районе» пишет: «… Трудился, не щадя себя, и заставлял работать с отдачей других, начиная с бригадиров до руководителей районного звена…». Работавший заворготделом партии аварец Магомед Яхъяев в книге «Горы – обитель мира» вспоминал: «Работал он без устали, днями и ночами, практически без выходных и отдыха…». Бывший начальник Хасавюртовской милиции Абдулвагит Арзулумов в книге воспоминаний «Верные долгу» отмечает, что «… обходил животноводческие фермы и автопарки, посещал поля и мастерские, подолгу беседовал со сторожами. Обращал внимание на то, когда тот или иной руководитель проводит утренний обход по хозяйству, с чего начинает рабочий день… Только после этого Гусейнов появлялся в своем кабинете…».

И так было везде, на каждом поприще, куда его посылала партия!

Партия зорко отслеживала энергичных, целеустремленных людей. И, конечно, она тотчас заприметила Абдурагима Абузагировича, вовлекла его в свои великие дела и умело пользовалась его незаурядными организаторскими талантами в трудовых свершениях народа.

Судите сами. Не так, как следовало бы, шли дела в Кизилюртовском районе – и Гусейнова рекомендуют туда вторым секретарем райкома партии! Хуже пошли дела в Буйнакском районе – его возвращают в родной район, и тоже вторым секретарем РК! Дал течь совхоз «Марковский», умелый капитан отвел этот корабль от рифов бесхозяйственности и халатности! Появилась трещина в межнациональных отношениях и хозяйственной деятельности Хасавюртовского района и в 1983 году его избирают первым секретарем этого райкома партии…».

На этом этапе его «карьеры» стоит остановиться особо, потому что именно здесь, в Хасавюртовском районе, проявилось главное качество Гусейнова – твердый и последовательный интернационализм.

В своей книге «Сила дружбы и братства», в главе «Первые встречи», Гусейнов с пронзительной силой описал свое душевное состояние, когда партия поручила ему эту ответственную должность. «Решение бюро областного комитета партии о направлении меня в Хасавюртовский район в качестве 1-го секретаря райкома КПСС было неожиданностью не только для жителей этого района, но и для меня самого. Я сознавал, насколько ответственно это доверие. Меня предупредили, что район сложный и нелегко придется. Растерялся ли, колебался ли, испытал ли чувство робости? Думаю, что нет. Кстати, я так и ответил, когда на организационном пленуме райкома мне задали вопрос о твердости моих намерений…».

Полагаю, что этот вопрос мог вызвать у него желание задать встречный вопрос, о твердости намерений партии поручить ему столь ответственный пост… Сам-то он только и думал о том, чтобы быть полезным людям, району, республике.

И верность этому намерению Абдурагим Абдулзагирович доказал всей своей жизнью и трудовой биографией! Он доказал свою преданность идеалам, которые были направлены на единственную цель – повышать благосостояние трудового народа Советского Союза, улучшать моральный климат во вверенной ему области деятельности и, что следует особо подчеркнуть, упорно изучать и перенимать опыт старших поколений, особенно тех, кто прошел через испытания военных лет, кто проявил себя на трудовом поприще, кто заслужил доверие и уважение простых людей.

«На чем основывалась моя уверенность и на кого я рассчитывал? Прежде всего, наверное, на коммунистов, партийный и хозяйственный актив, на людей, на каждого труженика. Надеялся на их понимание и помощь в решении повседневных практических задач. Именно это и умножило веру в собственные силы…».

Обратим внимание, как тонко он определил свою, скажем так, социальную базу, опираясь на которую можно было решить любые, самые сложные хозяйственно-экономические задачи.

Но в этом, казалось бы, чисто практическом выборе таится глубокое понимание вековых дагестанских традиций – уважение к старшинству, умение прислушаться к мнению мудрых людей, бережное отношение к тем, кто проявил себя в труде. Это был безошибочный выбор!

«И вот сегодня, спустя уже более трех лет, могу со всей определенностью сказать, что не ошибся, не просчитался, — признается Гусейнов. — Прекрасные люди населяют Хасавюртовский район! Я так говорю потому, что уже достаточно хорошо знаю их. Собственно, работу по осуществлению руководства партийной организацией незнакомого мне района я и начал-то со встреч и бесед с людьми. Много было прекрасных встреч и, я уверен, впереди их не меньше, ибо хасавюртовская земля богата интересными людьми, неординарными судьбами».

Еще было далеко до возникновения емкого термина «человеческий капитал», а Гусейнов уже понимал его значение, понимал, что это единственный из всех видов капиталов, о который невозможно замарать рук. Наоборот, только ему и не стыдно служить и поклоняться!

Если вам попадется книга Гусейнова «Сила дружбы и братства», обязательно прочитайте ее от корки до корки. В ней содержатся уникальные сведения о Хасавюртовском районе того времени, о его неповторимом многонациональном составе, о необходимости беречь и приумножать дружбу народов, как на районном уровне, так и на республиканском. Но и в этом случае, верный своему принципу уважения к старшинству, он делает это устами такого уважаемого человека, каким был Герой России Абдулхаким Исмаилов.

«Особенно, конечно, запомнились первые встречи, первые рукопожатия, — продолжает свой рассказ Гусейнов. — Одно из таких знакомств закончилось тем, что мой собеседник похлопал меня по плечу и сказал: «Ну, что, сынок, серьезное дело тебе доверено партией, будь достойным этого доверия. Не жалей себя, а народ тебя не подведет, поддержит – не сомневайся. Не легко вскочить на резвого коня, говорили в старину, но куда труднее на нем удержаться. Уверенной поступи тебе!».

… Я часто вспоминаю его отцовское напутствие и испытываю такое ощущение, будто он говорил от имени каждого жителя хасавюртовского района».

Совершенно верная оценка: в Хасавюртовском районе, как и во всем Дагестане в целом, слово одного тамазы вмещает в себя мнения многих и многих молодых людей! На том и держится наша земля, и пока этот стержень нас ни разу не подводил.

Понятно, что это напутствие, хотя оно и анонимное, вобрало в себя отношение всех старейшин района. Но далее Гусейнов поименно указывает людей, которые напутствовали и наставляли его. Их много, этих людей, все они заслуживают быть упомянутыми в моей статье. Но по причинам, которые вы, я уверен, одобрите, буду ссылаться на одного из них – Героя России, водрузившего Советское знамя на купол Рейхстага в Берлине в мае 1945 года, Абдулхакима Исаковича Исмаилова. Тем более, что он первым стоит в списке лиц, чьи наставления ему особенно запомнились и пригодились в жизни.

«Родился Абдулхаким Исмаилов в 1916 году в селении Чагаротар, — констатирует автор. — Трудовую деятельность начал с 14 лет, первым вступив в сельхозартель «Новая жизнь», первым – в комсомол. Он участник Финской войны, исторической Сталинградской битвы. В 1944 году на Белорусском фронте после одной из успешных операций Абдулхаким Исакович был принят в ряды КПСС. Награжден двумя орденами Боевого Красного знамени, Красной звезды, Славы (III степени), Отечественной войны (I степени); медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Гермаинией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.

«Понятие дружбы и братства между людьми разных национальностей и народностей, — передает Гусейнов размышления Исмаилова, — это не какое-нибудь абстрактное понятие для нас. Это сама правда нашей жизни, суть и смысл ее. Оно не насаждено нам откуда-то извне, а привито Советской властью и воспитано в нас компартией».

Даже сквозь даль времени чувствуется, что эти слова идут из глубины души Героя, что они рождены долгими и мучительными раздумьями. И мы можем присоединиться к Гусейнову в чувстве благодарности этой щедрости Героя, который бескорыстно делится с нами такими духовными богатствами.

«… Не могу не вспомнить огненные дороги войны: ведь там не было у нас понятия – кавказец, русский, азербайджанец или украинец. Там было четкое деление: «наш» — «не наш». У меня много друзей однополчан по всей нашей необъятной стране, с которыми я поддерживаю постоянную связь. И когда я беру бумагу и ручку, чтобы написать кому-нибудь из них письмо, я не задаюсь вопросом, какой же он был национальности, а вспоминаю его бойцовские и человеческие качества, сдружившие нас. Возьмем даже мой родной Чагаротар, который некогда считался чисто кумыкским селением. Сегодня в нем живут аварцы и чеченцы, лакцы и лезгины, представители других национальностей. Многонационален и коллектив, где я работаю не один десяток лет. И никогда не слышал, чтобы кто-то кого-то обидел или задел, подчеркивая его национальную принадлежность. Но при всем при этом мы не должны забывать о постоянном воспитании нашей молодежи в духе интернационализма…».

И Гусейнов свято следовал этому завету Героя.

Кумыкский народ богат прославившими родной край людьми. В книге Измуллы Аджиева «Известные кумыки» приведены скупые строки о том, что Гусейнов работал секретарем обкома КПСС, избирался буйнакцами и хасавюртовцами депутатом Верховного Совета ДАССР Х и XI созывов, был председателем мандатной комиссии I съезда народных депутатов нашей республики. В те времена газета «Советская Россия» сравнила его с Павлом Корчагиным. А такое сравнение можно было заслужить, только целиком и полностью отдаваясь служению своему народу.

Конечно, такие понятия как «народ», «народное хозяйство» были очень близки сердцу Гусейнова. Но это не исключало и того, что мы называем «деловой жилкой», предприимчивостью, которые тоже были для него характерны. «Жаль, что наша страна пошла к рынку путем анархии, — читаем в одной из публикаций, посвященных Гусейнову. — Если бы это сделали с помощью такой организующей силы, как партия, то успехи в развитии нашей страны были бы очень высокими. Тому примером является деятельность Гусейнова на посту руководителя «Дагптицепрома». С 1991 по 1995 год по объединению производство яиц сократилось с 210 до 74 млн. штук, производство птичьего мяса – 12 до 2,5 тыс. тонн. Исчезли как вертикальная, так и горизонтальная подчиненность, перестала поступать финансовая и материальная помощь из Москвы. Гусейнов вышел в руководство республики с конкретными предложениями по сохранению отрасли. Республика поддержала птицевода дотациями, а руководители сохранившихся птицеводческих предприятий научились искать, получать и пользоваться банковскими кредитами, преодолели иждивенчество, научились сами зарабатывать деньги. И «Дагптицепром» возродился»!

За 2002 год яиц было произведено больше, чем в 1991 году. Теперь Гусейнов понадобился всему «Агропрому» республики.

Министр сельского хозяйства Умалат Насрутдинов, говоря о своем заместителе, сказал: «Я до сих пор поражаюсь его трудолюбию, настойчивости, упорству… Редко встречаются такие работники, это я могу вам сказать с высоты моего опыта. Жаль, что забрали, я возлагал на него очень большие надежды…».

Действительно, Абдурагим Гусейнов был, что называется, трудоголик. Но при этом он был и хорошим семьянином. «Оказывается, Абдурагим Абдулзагирович успевал заниматься и семейными делами», — шутя, делились о нем общие знакомые, имея в виду, что вдвоем с женой Хадижат он вырастил двух дочерей и сына, каждым из которых он вправе гордиться: и дети благодарные, и люди настоящие, и специалисты толковые.

«Жаль только, что он не толкает своих детей на большие должности!» — сокрушались те же знакомые. На эти упреки он отвечает кратко и жестко: во всякие времена можно и нужно выдвигаться, но делать это надо, опираясь на знания, умение работать, преданностью избранному делу. То есть, так как делал всю жизнь он сам.

И все же семье его не хватало, ибо он всегда был занят. И домой, и на работу к нему бесконечным потоком приходили люди, нуждающиеся в его совете и помощи.

«Смысл жизни я вижу в возможности творить добро, — признался как-то Абдурагим Абдулзагирович в ходе частной беседы. – Много найдется людей, которым я помог найти свое призвание. Ставлю себе в заслугу и то, что многие из тех, чью судьбу я устраивал, все еще стоят у штурвалов производственных подразделений, успешно создают обилие материальных и духовных благ. Другая сторона медали добра та, что я всегда помогал хозяйствам, предприятиям, селам избавляться от прохиндеев, которые мешают другим жить в добром согласии. Ошибался редко, но даже за таких, бывало, переживал…».

«Трудная это задача – совместить доброту и принципиальность?» — задал ему вопрос журналист в интервью накануне его 60-летия. «Ничего трудного! – сказал, как отрезал, Абдурагим Гусейнов. – Главное, чтобы человек был чистоплотным во всех отношениях. Этому надо учиться… Я этому я учился у многих. «Что самое важное в межнациональных отношениях?» — допытывается журналист. «Главное – постичь, что в Дагестане «дружба народов» — не просто слова, это условие нормальной жизни. Госсовет, Народной Собрание, Правительство РД, все силовые структуры ведут, я считаю, правильную политику в этом направлении. А самое опасное в этом деле – притязания на чужую собственность…». «На днях вам исполнится 60. В чем, по-вашему, сила тамазы?». «В ответственности! – не задумываясь, отвечает юбиляр –за всех людей, в том числе и за каждую веточку родного деревца, я чувствую свою ответственность перед каждым дагестанцем, и особенно большую перед самой маленькой своей внучкой Арив-бийке, которую собираюсь сегодня навестить и вдоволь поиграть с нею!».

Признаюсь, более мудрого ответа на вопрос об «ответственности» мне не приходилось слышать. И это лишь малая толика из того, что мне хотелось отметить из жизни и биографии этого, без преувеличения, замечательного человека и труженика.

Гусейн Адилов