Этот фрагмент, гармонично вылившийся в самостоятельную миниатюру непосредственно относится к иранской тематике: «Джелал Коркмасов и российско-иранские отношения».
По завершению кульминационных событий, связанных с юбилейными торжествами и чествований по случаю 1000-летия великого поэта Фердоуси, проходивших в СССР под руководством Правительственной Комиссии и Всесоюзного Организационного Комитета, возглавляемого Джелалом Коркмасовым, увенчавшихся в Москве 20 сентября торжественным заседанием, затем эти мероприятия перенеслись в Персию.
Накануне открытия Международного Конгресса ( 4-8.10.1934 г.) ориенталистов в Тегеране , иностранным делегациям был устроен прием в посольстве СССР в Тегеране.
Прием сопровождался ознакомлением с выставкой предметов персидского искусства, размещенных в залах советской миссии, экспонаты которой затем были выставлены в Гюлистанском Дворца и помещении самого Конгресса.
Выставка наглядно демонстрировала влияние персидского искусства на исламский мир.
С появлением Ислама на мировой сцене в начале седьмого века, в тот момент, когда араб, полный энтузиазма, но простодушный и лишенный художественного чутья, на скачущей галопом коне, с развивающимся плащом мчался завоевывать мир, преследуя мечту, превышающую его способности, — он от всех очагов искусства, попадающихся ему на пути в этом необузданном беге, позаимствовал кое что для создания своего собственного искусства, которое впоследствии противостояло средневековому христианскому искусству, подобно мерцающей звезде, пробивающейся сквозь темные тучи Запада.
Разливающаяся волна арабского нашествия докатилась до пределов Персидской империи в тот момент, когда там царствовала могучая и гордая своим национальным духом династия.
Эта династия возродила древнее искусство персов и Персия после многих веков волнений и анархии, наконец, снова обрела свой спокойный и цветущий вид при Сасанидах, которым за несколько веков упорного труда и битв удалось возвеличить древний престиж Персии.
Там царила очень высокая цивилизация, школы насчитывались в изобилии, люди науки находили там надежный приют, великие каналы, мосты, прекрасные дворцы, великолепные храмы придавали этой эпохе феерически характер.
После того, как византийский император Юстиан закрыл школы в Афинах и изгнал из Империи художников и ученых, часть последних нашла убежище у короля Сасанидов Хосроэса.
Несмотря на запрет наложенный Исламом на изображение человеческого лица, персы, толкаемые своей поэтической и мечтательной душой, реагировали против этого запрета, участвуя в создании геометрических и растительных мотивов, которыми славится арабский стиль, они также внесли в эти орнаменты мотивы животных и человеческих фигур.
Это отсутствие стеснения в изображении одушевлённых предметов, вероятно объясняется шиитским вероисповеданием. Эти бронзовые изделия часто по своей форме напоминают животных грифов, оленей и т.д.
И так, как мы видим единство духа, существующее во всех мусульманских памятниках, связано с персидским искусством, из этого искусства возникла концепция, общая искусствам всех народов Востока.
Например, при дворе Тамерлана искусство и литературу преподавали персы.
Для украшения своей столицы Самарканд Тимур привлек туда лучших художников Персии.
Во время царствования Шаруха (сына Тамерлана, в XV в.) эта школа продолжала свою эволюцию, пройдя через Герат, где сорок художников живописцев и каллиграфов работали над переписыванием и иллюстрацией рукописей, некоторые экземпляры которых дошли до нас и являются дивными произведениями этого учреждения.
Библиотека дворца Гулистана хранит один том Фердоуси, вышедший из рук этих художников.
Лучшие памятники Самарканда — Мавзолей Тамерлана, мечеть Хазрата, могила Чу-Чук-Бики- сестры Тамерлана, медресе Ширдара и самый известный из них является Гур-Эмир — все построено персами.
Его архитектура, сохраняющая изящество и благородство в своей синтетической простоте, ставит его особо среди прекраснейших произведений мусульманского искусства.
Построивший его архитектор Абдоллах Мухамед из Исфагана- следовательно -перс.
Этот памятник служил образцом в мусульманской России.
Российские мусульмане решили построить аналогичную мечеть в Петербурге. Они собрали лучших архитекторов и востоковедов и для постройки этой мечети был принят план ГУР-ЭМИРА.
После довольно длительного периода постройка была закончена и засверкала на берегу Невы.
Однако, по общей концепции, изяществу и орнаментации она далека от сравнения с оригиналом, выстроенным семь веков тому назад, несмотря на все усердия приложенное архитекторами и на применение современной техники.
Анатолий Коркмасов