Так назывался курс, изучаемый в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» с 1994 учебного года в 10-11 классах дагестанских школ. Для чего нужно сегодня акцентировать внимание читателей на данном курсе? Дело в том, что по непредусмотрительности руководителей образования и с молчаливого согласия руководителей школ, учителей предметников и общественности с 2018 учебного года образовательный курс «Подготовка юношей и девушек к жизни» в учебных планах, ежегодно утверждаемых Министерством образования и науки РД, не числится его изучение, точно как и предмета «Культура и традиции народов Дагестана», оставлено на усмотрение руководителей школ и по желанию учащихся.
И это происходит несмотря на то, что «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России», майские указы Президента России (2018 г.), поправки к Конституции РФ (2020 г.) убедительно поясняют, что: «…Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» (ст.67.1,), «Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия» (ст. 69).
Современное состояние морально-этической подготовленности молодежи вызывает озабоченность всех здравомыслящих граждан страны. Общественные деятели и учёные с тревогой отмечают снижение качественных характеристик общества, увеличение числа беспризорных детей, нарастание алкоголизма, наркомании, рост преступности. Во многом негативное явление связывают с отсутствием ценностных ориентиров, нравственных целей и идеалов. Из-за утери семейных традиций, ослабления преемственности поколений, задачи морального становления личности не в полной мере решаются как в семье, так и в образовательных организациях разного уровня. В результате нет целенаправленной ориентации на формирование в подрастающем поколении граждан страны социально востребованных общечеловеческих знаний, умений и навыков. Так, например, юноши трудно представляют себе функциональные обязанности: сына — помощника — жениха — супруга — отца — наставника; девушки — функциональные обязанности: дочери — помощницы — невесты — супруги — матери — хозяйки – наставницы.
А между тем историко-культурное наследие народов Дагестана, традиционная народная педагогическая мысль, а еще точнее Кодекс чести и совести народов Дагестана «Намус» предписывает человеку конкретные, веками апробированные, социально востребованные обязанности и качества. Попытаемся представить наиболее важные из них.
По мнению мудрых старейшин Дагестана, настоящий мужчина должен:
Быть дружелюбным, честным, справедливым, гуманным, бережливым по отношению к растительному и животному миру.
Быть примером чести и достоинства для родных, близких и окружающих, воспитателем своих сыновей.
Иметь чувство ответственности хозяина дома, кормильца семьи. Все тяжелые работы в семье брать на себя.
Иметь навыки изготовления и применения орудий домашнего и хозяйственного труда.
Отличаться выносливостью и ловкостью, способностью защищать честь семьи и рода.
Продолжать родство и куначество, основанные поколениями отцов и дедов, передавая их детям и внукам.
Быть готовым выполнять функции и обязанности настоящего труженика.
Никогда не посягать на честь и достоинство девушки, женщины, стремиться защищать их от попыток насилия и жестокости.
Иметь твердый характер, не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе.
Быть стойким, выдержанным и терпеливым во всех случаях жизни (иметь Сабур).
Уметь управлять своими чувствами, владеть собой в экстремальных ситуациях
Проявлять смелость, самоотверженность и мужество, быть всегда готовым к защите Родины.
Кодекс чести и совести Намус предписывает женщине следующие правила и нормы поведения:
Свято оберегать женскую честь, сохраняя целомудрие и девственность до замужества.
Быть достойной своего мужа, беречь его честь и честь семьи.
Уделять пристальное внимание воспитанию детей, особенно девочек.
Быть умной и рассудительной женой, нежной матерью, доброй и экономной хозяйкой.
Создать в семье атмосферу любви и взаимопонимания.
Помогать мужу советом и делом.
Ласково и нежно обращаться с детьми, близкими и родными, почтительно относиться к старшим, особенно к пожилым женщинам.
Знать национальную кухню, уметь готовить национальные блюда.
Знать мудрости рукоделия (уметь вязать, вышивать, шить, штопать, выполнять основные виды домашнего и хозяйственного труда).
Понимать и ценить прекрасное, знать и уметь исполнять колыбельные песни.
Уметь управлять своими чувствами и эмоциями.
Знать чувство меры в общении с младшими и старшими, близкими и дальними.
Однако наши наблюдения, беседы с учащимися и родителями свидетельствуют о том, что более 80% старшеклассников испытывают острый недостаток в вышеприведенных знаниях о морально-этических традициях народов Дагестана. Юноши и девушки по своему моральному сознанию и опыту поведения недостаточно ориентируются в отношениях полов, не подготовлены к выполнению супружеских, отцовских и материнских обязанностей, нуждаются в освоении навыков поведения, соответствующих общепринятым этическим нормам.
Проблема приобретает особую актуальность и в связи с необходимостью формирования морального облика как юношей – будущих супругов и отцов, так и девушек – будущих супруг и матерей с устойчивыми нравственными качествами и высокой духовной культурой, извечно присущей народам Дагестана.
По данным городского Управления записи актов гражданского состояния, с начала 2020 года в Махачкале зарегистрировано 720 браков и 230 разводов. Соотношение браков и разводов, почти 30% . Вместе с тем, 10 лет назад эта цифра составляла всего 20%. Все это еще и еще раз говорит о необходимости организации тщательно продуманной образовательно-воспитательной работы с юношами и девушками пока они сидят за школьной партой.
Вот почему дальновидные и заботящиеся о воспитании учащихся руководители (министр образования Бадави Саидович Гаджиев, директор Дагестанского НИИ педагогики Гамидуллах Исмаилович Магомедов и другие) еще в 1994 году настояли на разработке и введении в учебный процесс 10-11 классов дагестанских школ курса «Подготовка юношей и девушек к жизни».
В этом же году была разработана, Министерством образования РД утверждена, издана и рекомендована программа курса «Подготовка юношей и девушек к жизни». Программа состоит из двух основных разделов: «Подготовка девушек к жизни» (Мирзоев Ш.А.) и «Подготовка юношей к жизни» (Саидов Т.Г.)
Как основатель и автор первых в республике программ и учебников по предмету «Культура и традиции народов Дагестана», со всей ответственностью отмечаю, что содержание и методические установки курса «Подготовка юношей и девушек к жизни» направлены на всестороннее изучение и прочное усвоение юношами и девушками комплекса духовно-педагогических, нравственно-этических ценностей, трудового, бытового, хозяйственного и социального опыта, положительных сторон семейно-общественного уклада, выработанных дагестанскими народами на протяжении всей его истории и ставит целью решение следующих социально архиважных задач: формирование морально-этической зрелости, необходимой в семейной, социальной, трудовой сферах жизни и деятельности человека; воспитание у молодёжи чувства ответственности за умение трудиться на благо семьи и общества; готовность к выполнению главных ролей в семье и обществе — супруга (супруги), матери, отца, умение успешно выполнять обязанности, налагаемые на личность этими ролями; формирование у будущих родителей знаний и умений развития и воспитания детей согласно прогрессивным традициям народной педагогики; вооружение молодёжи знаниями, умениями и навыками укрепления связей личности с семьёй, сельским обществом, народом, представителями других народов, на основе усвоения идей народной морали — гуманизма, терпимости и доброжелательства; формирование у молодёжи умений, знаний, необходимых для воспитания у детей лучших черт национального характера, национального самосознания, любви к родной земле в сочетании с подлинным интернационализмом, уважением к представителям всех народов — близких и далёких.
Для успешного решения этих задач в процессе обучения старшеклассников программы «Подготовка юношей к жизни» включает пять взаимосвязанных разделов: «Формирование духовно-нравственного облика современного юноши – дагестанца», «Нравственно-трудовая подготовка юноши — дагестанца к семейной жизни», «Функции мужчины в семье», «Дом, семья держатся на плечах мужчины», «Достойно прожить жизнь».
В каждом разделе конкретизированы основные темы, предельно широко излагаются тематические вопросы, указываются основные способы их освещения, а также специальная, педагогическая и методическая литература, доступная учителю и учащимся в пределах Дагестана. Курс ставит цель формирования у старшеклассников важнейших моральных, трудовых качеств на основе чёткого дифференцированного подхода по половому признаку, характерного народной педагогике.
Центральной педагогической проблемой курса «Подготовка юношей к жизни» является формирование у учеников мужского характера, мужского стиля поведения, мужской ответственности в семейной и общественных началах. Формирование и развитие таких моральных и трудовых качеств, как честность, человечность, стойкость, храбрость, верность слову, клятве, уважение к обществу. А также ответственность, трудолюбие, отцовский и супружеский долг, самостоятельность, патриотизм и интернационализм и других социально и личностно значимых черт. И в конечном итоге — формирование целостной личности, будущего гражданина, труженика, семьянина-отца, кормильца и воспитателя детей — вот главная цель, которая поставлена перед настоящим курсом.
Курс «Подготовка девушек к жизни» рассчитан на формирование у девушек знаний, умений и навыков организации жизни и деятельности с максимальным учётом особенностей женского пола, социально-экономических, национально-культурных и географических особенностей региона, прогрессивных традиций, обычаев и обрядов народов Дагестана. Таким образом, при обучении учащихся учитываются основные направления формирования личности, традиционные и современные общественно значимые требования к девушке, её особые функции и возрастающая роль в обществе. Этому способствуют последовательно представленные, взаимодополняющие пять разделов программ: «Искусство быть человеком», «Искусство создавать свой облик и красоту», «Искусство быть матерью», «Искусство создания крепкой семьи», «Искусство быть хозяйкой».
Разделы и темы курса ориентированы на максимальный учёт и использование в воспитательном процессе как духовно-педагогического наследия конкретного народа, всех дагестанских народов, как социально- исторической общности, так и достижений научной педагогики, общечеловеческих духовных ценностей.
Таким образом, формирование личности осуществляется с максимальным учетом специфики и преимущество традиционного воспитания, при соблюдении чёткой дифференциации по полу и возрасту воспитуемых, т.е. с самых первых шагов разграничивает мужское и женское начала в воспитании. Широкое знакомство и глубокое изучение старшеклассниками всего комплекса традиций, обычаев, обрядов, неписаных кодексов чести и совести человека непосредственно отвечают социальным потребностям нравственного самовоспитания юношей и девушек.
Значимость дифференцированного воспитания в зависимости от пола ребёнка обусловлено совокупностью духовно-нравственных взаимоотношений, естественных предназначений и социальных функций мужчины и женщины.
Задача школы, семьи и общественности — помочь каждому индивиду — мальчику и девочке — понять смысл своей личной ценности, своего места, роли и назначения в жизни как человека определённого пола и в связи с этим составить верное представление о должном характере поведения, общественно ценимых и значимых качествах личности.
Резюмируя сказанное о роли и места предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и, в частности, курса «Подготовка юношей и девушек к жизни», как автор монографий «Народная педагогика Дагестана», отмечу:
Изучение традиционных воззрений народов на личность идеальной женщины и идеального мужчины показало, что представление о моральном облике женщины и мужчины возникло благодаря накоплению многовекового опыта и отбора всего ценного, что выработано общественно-трудовой практикой. Идеал мужчины и женщины у всех народов в главных идеях, критериях близок между собой, потому что близки их нравственные ценности.
Народные традиции формирования морального облика юношей и девушек представляют собой ту часть культуры, которая эффективно может быть использована в процессе морально-этического воспитания юношей и девушек старшеклассников. Моральные ценности, созданные дагестанскими народами, отражая этническую самобытность, хранят общечеловеческий потенциал. Важным для использования народных традиций в воспитании юношей и девушек является то, что в основе народной педагогики лежит уважение к человеку, семье и роду, к труду и профессии, к обществу и народу.
Многолетние наблюдения показывают, что морально-этическое становление юношей и девушек протекает успешно, если оно осуществляется на всех возрастных этапах её развития. Вместе с тем оно более актуально в период старшего школьного возраста, располагающего особенно широкими возможностями в плане становления личности.
Необходимым условием повышения эффективности процесса восприятия данного курса юношами и девушками является соответствующая подготовка учителя. Эффективность использования народных традиций зависит как от понимания учителем роли и значения народного педагогического наследия, так и от его умения использовать соответствующие возрасту и полу учащихся педагогические средства, формы и методы оптимального раскрытия, пояснения и привития учащимся социально значимых качеств и поведения, согласно прогрессивным традициям и обычаям народной педагогики.
Особую приоритетную роль в этом процессе играет семья, психолого-педагогическое руководство родителями над моральным становлением личности юноши и девушки, осознание ими важности данной проблемы.
Законопроект о воспитании (2020 г.), рекомендованный Президентом России Владимиром Путиным, как дополнение к закону «Об образовании РФ» принятый Государственной Думой в третьем чтении, дают ясные и четкие установки на формирование духовно-нравственного, эстетического, физического облика граждан России на общечеловеческих ценностях национальных культур. В этой связи наиболее эффективной формой решения ключевых установок Законопроекта о воспитании является обязательное изучение в 10-11 классах школ республики апробированного более 20 лет курса «Подготовка юношей и девушек к жизни».
Предмет «Культура и традиции народов Дагестана» и его неотъемлемая составляющая курс «Подготовка юношей и девушек к жизни» есть чрезвычайная необходимость и важнейшее средство своевременного приостановления деградации молодого поколения. Его содержательно целевые установки не в силах реализовать ни один общеобразовательный предмет современной школы. Чем раньше мы это поймем и вернем предмету надлежащее ему место в учебных планах дагестанских общеобразовательных школ, тем раньше мы получим и духовно, и нравственно, и эстетически, и физически сложившихся юношей и девушек — достойных продолжателей исторически прогрессивных, жизнедеятельных традиций народов Дагестана.
Шайдабег Мирзоев,
отличник народного просвещения России, профессор