ВЕСТИ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

О банкротстве

Согласно п.1 Постановления Правительства России от 1 октя­бря 2020 г. № 1587 «О продлении срока действия моратория на воз­буждение дел о банкротстве по за­явлению кредиторов в отношении отдельных должников» продлен срок действия моратория на воз­буждение дел о банкротстве по за­явлению кредиторов в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, код основного вида деятельности которых в соот­ветствии с Общероссийским клас­сификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадав­ших в условиях ухудшения ситуа­ции в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадав­ших в условиях ухудшения ситуа­ции в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Решение распространяется на компании и индивидуальных пред­принимателей из наиболее по­страдавших отраслей. Среди них гостиничный бизнес, предприятия общепита, негосударственные об­разовательные учреждения, сфе­ры бытовых услуг, непроводоволь­ственной розницы.

В период действия моратория ор­ганизациям и индивидуальным пред­принимателям будет доступна судеб­ная рассрочка, которую можно полу­чить по решению арбитражного суда.

Эта мера дополнительно поддер­жит предпринимателей, поскольку позволит им преодолеть экономиче­ские трудности без потери имуще­ства и прекращения деятельности.

Проведение внеплановой проверки

Статьей 10 Федерального зако­на № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при осуществлении госу­дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля» опре­делены основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивиду­альным предпринимателем ранее выданного предписания об устра­нении выявленного нарушения обязательных требований и тре­бований, установленных муници­пальными правовыми актами;

2) поступление в органы госу­дарственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуаль­ных предпринимателей, информа­ции от органов государственной власти, органов местного само­управления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы при­чинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, рас­тениям, окружающей среде, без­опасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера;

б) причинение вреда жизни, здо­ровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а так­же возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, пра­ва которых нарушены).

Следует отметить, что внепла­новая выездная проверка юри­дических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодатель­ством РФ к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основа­ниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами му­ниципального контроля после со­гласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятель­ности таких юридических лиц, ин­дивидуальных предпринимателей.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании про­ведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабо­чего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается реше­ние о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Валерия Иванова,

помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора

Использование чужой банковской карты

За кражу, совершенную с бан­ковского счета, а равно в отно­шении электронных денежных средств предусмотрена уголовная ответственность по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ. Санкцией данной ста­тью предусмотрены различные виды наказания, вплоть до 6 лет лишения свободы.

Следует также отметить, что ис­пользование для оплаты покупок банковской карты, которая была найдена, также является хищени­ем средств с банковского счета.

Уголовная ответственность на­ступит и за покушение на соверше­ние хищения средств с банковско­го счета при помощи банковской карты, например, в случае если банковская карта была найдена и использована для оплаты товаров в магазине, однако совершить по­купку не удалось, поскольку владе­лец ее заблокировал.

Хищение средств с банковского счета отнесено к категории тяж­ких, является квалифицированным составом преступления, следова­тельно, не имеет значения сумма похищенных средств.

При этом, уголовное дело (уго­ловное преследование) по престу­плениям, отнесенным к категории тяжких не может быть прекращено в связи с примирением с потер­певшим, а также такое уголовное дело после направления в суд не может быть рассмотрено в особом порядке уголовного судопроиз­водства.

Ответственность за оскорбление

Статьей 5.61 Кодекса РФ об ад­министративных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оскорбление, представляющее собой действия, направленные на унижение чести и достоинства другого лица, выра­женное в неприличной форме.

Предусмотренный статьей 5.61. КоАП РФ состав административно­го правонарушения представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку лич­ности потерпевшего и унижающую его честь, и достоинство. Непри­личная форма оскорбления явля­ется обязательной составляющей данного правонарушения.

Обязательным критерием соста­ва этого правонарушения является наличие в действиях правонару­шителя неприличной формы, от­сутствие которой исключает ква­лификацию действий как оскор­бления.

Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонаруше­ния, предусмотренного статьей 5.61. КоАП РФ, является не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и досто­инство, а то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.

По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубо­ко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.

Для наступления администра­тивной ответственности оскор­бление должно быть направлено на конкретное лицо. Если непри­личное слово не содержит оценки конкретной личности, употреблено безадресно, то речь может идти не об оскорблении, а о мелком хулиганстве, сопровождающемся нецензурной бранью в обществен­ных местах, оскорбительным при­ставанием к гражданам (ст. 20.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной от­ветственности только за те адми­нистративные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Поэтому доводы заявите­ля о его оскорблении должны быть подтверждены совокупностью доказательств, которыми могут являться пояснения очевидцев, видеозапись, заключение лингви­стического исследования, записей (в случае, если оскорбление адре­совано в письменной форме) и т.п.

Оскорбление влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тыся­чи до трех тысяч рублей; на долж­ностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юриди­ческих лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч.

За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публич­но демонстрирующемся произ­ведении или средствах массовой информации (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ), установлена ответственность в виде административного штра­фа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати ты­сяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение лица к админи­стративной ответственности за оскорбление (статья 5.61 КоАП РФ) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации, причинен­ного потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Россий­ской Федерации.

С заявлением по факту оскор­бления можно обратиться в про­куратуру по месту жительства, по­скольку возбуждение дела об ад­министративном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ относится к ис­ключительной компетенции проку­рора, либо в территориальный от­дел полиции для предварительной проверки. В заявлении о привле­чении лица к административной ответственности заявителю необ­ходимо указать дату, время, место и обстоятельства произошедших событий, а также свидетелей, под­тверждающих факт оскорбления.

Постановления о возбуждении дела об административной ответ­ственности за оскорбление со­ставляются прокурорами городов и районов, а рассматриваются ми­ровыми судьями.

Срок привлечения к админи­стративной ответственности за данное административное право­нарушение составляет 3 месяца с момента его совершения. Истече­ние срока давности привлечения к административной ответственно­сти является обстоятельством, ис­ключающим производство по делу об административном правонару­шении, вопрос о виновности лица в совершении административно­го правонарушения за пределами срока давности обсуждению не подлежит.

Содержание и воспитание несовершеннолетних

Статьей 5.35 КоАП РФ предус­мотрена ответственность роди­телей или иных законных пред­ставителей несовершеннолетних (опекунов, попечителей, усыно­вителей) за неисполнение обя­занностей по содержанию и вос­питанию детей.

Данное правонарушение выра­жается в бездействии родителей, которые не исполняют либо не­надлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по отношению к детям.

Нарушение может выражаться в неисполнении обязанностей:

— по содержанию (например, непредоставление ребенку ме­ста проживания, неприобретение ему необходимых для нормально­го развития продуктов питания, одежды, обуви и т.п.)

— по воспитанию (ребенку не прививаются элементарные на­выки нормального поведения, его не учат правилам общежития, вежливости, этикету, не привива­ется любовь к труду, уважение к старшим и т.п.),

— по обучению (неприобретение для детей учебников, тетрадей, иных школьных принадлежно­стей, отсутствие условий и воз­можностей для посещения школы и др.),

— по защите прав и интересов детей как личных, так и имуще­ственных (может выражаться в непринятии мер по обеспечению безопасности детей, в отсутствии ухода и надзора над ними, в не­желании опекуна или попечителя представлять интересы ребенка в суде и т.п.

Оконченным данное правона­рушение считается с момента допущения бездействия, т.е. ис­течения срока, установленного законом для выполнения той или иной родительской или опекун­ской обязанности.

Поскольку данное правона­рушение относится к длящимся, то нужно учитывать правила ста­тьей 4.5 КоАП РФ о том, что срок давности привлечения к админи­стративной ответственности по длящимся правонарушениям ис­числяется со дня их обнаружения.

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей мо­жет способствовать совершению подростком правонарушений и даже преступлений. Администра­тивная же ответственность ро­дителей по данной статье имеет самостоятельное основание и на­ступает не за совершение право­нарушений детьми.

Диспозиция части 2 статьи 5.35 КоАП РФ содержит перечень пра­вонарушающих действий по от­ношению к детям, совершаемых, как правило, в связи с конфлик­том родителей. Чаще всего это связано с расторжением брака и недостижением согласия роди­телей по поводу того, как воспи­тывать ребенка, как, где и в какое время общаться с ним и т.д., что порой разрешается только в су­дебном порядке.

Как правило в этом случае пра­вонарушение выражается в том, что один из родителей пытается препятствовать ребенку в обще­нии с другим родителем (или близкими родственниками) либо, напротив, лишает возможности на общение с ребенком, наме­ренно скрывает место нахожде­ния ребенка помимо его воли, не исполняет судебное решение об определении места жительства детей либо иным образом пре­пятствует осуществлению роди­телями прав на воспитание и об­разование детей и на защиту их прав и интересов.

Дела об административных правонарушениях, предусмо­тренных статьей 5.35 КоАП РФ, рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и за­щите их прав.

Лицо может быть привлечено к административной ответствен­ности по статье 5.35 КоАП РФ в течение 2 месяцев со дня совер­шения правонарушения.

Наркотики

Основополагающей целью ре­ализации государственной анти­наркотической политики в Рос­сийской Федерации является со­кращение масштабов негативных последствий незаконного оборота наркотиков для жизни и здоровья граждан, государственной и обще­ственной безопасности.

В случае осуществления оборо­та наркотических средств и пси­хотропных веществ в нарушение законодательства РФ предусмо­трена уголовная ответственность.

Согласно статье 228 Уголовного кодекса РФ уголовно наказуемы­ми являются действия по незакон­ному приобретению, хранению, перевозке, изготовлению, пере­работке без цели сбыта наркоти­ческих средств, психотропных ве­ществ или их аналогов.

Условием для наступления уго­ловной ответственности является наличие значительного размера наркотических средств и психо­тропных веществ, а также расте­ний либо их частей. Согласно По­становлению Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 в зависимости от вида наркотического средства и психотропного вещества значи­тельным может быть размер, пре­вышающий 0,0001 грамма, 0,0002 грамма.

За совершение указанного пре­ступления предусмотрено макси­мальное наказание в виде лише­ния свободы до 3 лет. При этом совершение данных деяний в круп­ном либо особо крупном размере влечет наказание в виде лишения свободы до 10 лет и до 15 лет со­ответственно.

Также статьей 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответ­ственность за незаконное произ­водство, сбыт или пересылку нар­котических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылку растений либо их частей, содержа­щих наркотические средства или психотропные вещества.

Такие действия наказываются ли­шением свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового. Для лиц, совершивших указанные деяния в особо крупном размере, санкцией ч. 5 ст. 228.1 Уголовного кодекса Рос­сийской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 15 до 20 лет.

Плата за коммунальные услуги

Федеральным законом от 27.10.2020 N 351-ФЗ внесены из­менения в статьи 157 и 157.2 Жи­лищного кодекса Российской Фе­дерации в части регулирования порядка изменения размера платы за коммунальные услуги, предо­ставленные с нарушением уста­новленных требований.

Согласно внесенным поправкам, при предоставлении коммуналь­ных услуг с перерывами, превы­шающими установленную про­должительность, и с нарушением качества их предоставления осу­ществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Прави­тельством РФ.

Изменение размера платы осу­ществляется лицом, предостав­ляющим коммунальные услуги в соответствии с заключенным дого­вором, в том числе, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жи­лищным кооперативом или иным специализированным потреби­тельским кооперативом, а также ресурсоснабжающей организаци­ей или региональным оператором по обращению с твердыми комму­нальными отходами.

Предусматривается, что управ­ляющие организации и иные лица, ненадлежащим образом исполня­ющие обязанности по содержанию и своевременному ремонту обще­го имущества многоквартирного дома, будут компенсировать ре­сурсоснабжающим организациям расходы, фактически понесенные ими вследствие изменения раз­мера платы за коммунальные ус­луги, при условии надлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязанностей по по­ставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных ус­луг, до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-тех­нического обеспечения данного дома.

При непосредственном управ­лении многоквартирным домом собственниками помещений из­менение размера платы за комму­нальные услуги производит ресур­соснабжающая организация, если нарушения произошли до границ общего имущества в многоквар­тирном доме и границ внешних се­тей инженерно-технического обе­спечения данного дома.

Судебный штраф

Судебный штраф – это мера уго­ловно-правового характера наряду с конфискацией имущества и при­нудительных мер медицинского характера. Судебный штраф — это не наказание за преступление, а мера воздействия в связи с осво­бождением лица от уголовной от­ветственности. В отличие от уго­ловного наказания в виде штрафа, судебный штраф — денежное взы­скание, накладываемое при осво­бождении человека от уголовной ответственности. Уголовное дело (преследование) в таком случае прекращается. Назначение судеб­ного штрафа возможно лишь при выполнении всех предусмотрен­ных законом условий:

  1. Преступление должно быть совершено впервые.

2.Совершенное преступление должно быть небольшой (мак­симально наказание по санкции статьи не более 3 лет лишения свободы) или средней (до 5 лет лишения свободы за умышленное преступление и до 10 лет лишения свободы за неосторожное деяние) тяжести.

  1. Ущерб, причиненный престу­плением, возмещен или вред от него заглажен каким-либо иным путем.

Вопрос о назначении судебного штрафа может быть рассмотрен судом по собственной инициативе (после окончания предваритель­ного расследования и поступления уголовного дела в суд) или по ре­зультатам рассмотрения ходатай­ства, поданного следователем с согласия руководителя следствен­ного органа либо дознавателем с согласия прокурора. Уголовно- процессуальным законом установ­лен предельный размер судебного штрафа. Он может быть назначен в размере не превышающем по­ловины от максимальной суммы штрафа, предусмотренной за со­вершенное преступление. Если та­кой вид наказания (штраф) за со­вершенное преступление уголов­ным законом не предусмотрен, то не более 250 тыс. рублей. Размер судебного штрафа определяется судом с учетом тяжести совершен­ного преступления и имуществен­ного положения лица, освобожда­емого от уголовной ответственно­сти, и его семьи, а также с учетом возможности получения указан­ным лицом заработной платы или иного дохода.

В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствую­щей статье Уголовного Кодекса РФ.

Судебный штраф — это новелла в российском законодательстве, на­правленная на сокращение коли­чества осужденных лиц и дающая шанс лицу в силу определенных обстоятельств, вставшему на путь преступления доказать, что его исправление возможно и без на­значения ему соответствующего наказания.

Новое в ОСАГО

Внесены изменения в Федераль­ный закон «Об обязательном стра­ховании гражданской ответствен­ности владельцев транспортных средств» и приостановлении дей­ствия отдельных его положений.

Предусмотрено, что базовые ставки страховых тарифов могут устанавливаться страховщиками в границах минимальных и макси­мальных значений, определенных Банком России.

На размер тарифов влияют на­личие административного или уго­ловного наказания в виде лишения прав управления транспортным средством, неоднократное в тече­ние года до заключения договора ОСАГО привлечение к админи­стративной ответственности за проезд на запрещенный сигнал светофора, превышение скоро­сти движения на 60 км/час, выезд на полосу встречного движения и другие факторы.

Установлены критерии опреде­ления Банком России коэффици­ентов страховых тарифов, которые зависят от территории преимуще­ственного использования автомо­биля, количества страховых воз­мещений в предшествующие пе­риоды, технических характеристик авто и других условий.

Страховщики обязаны разме­стить на своих сайтах в сети «Ин­тернет» информацию о факторах, применяемых ими при установле­нии значений базовых ставок стра­ховых тарифов для обеспечения возможности расчета страховате­лем страховой премии по договору ОСАГО.

Для исключения злоупотребле­ний со стороны водителей при проведении самостоятельной тех­нической экспертизы поврежден­ного имущества установлена обя­занность потерпевшего инфор­мировать страховщика о месте и времени ее проведения.

Перечисленные изменения всту­пили в силу с 23.08.2020 и при­меняются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из до­говоров ОСАГО, заключенных по­сле названной даты.

В силу ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ проку­рору предоставлено право обраще­ния в суд за защитой прав, свобод и законных интересов граждан в слу­чае, если они по состоянию здоро­вья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд.

При нарушении прав граждан на получение полиса ОСАГО, исходя из преимуществ, предоставлен­ных новым порядком законопос­лушным водителям, заинтересо­ванные лица вправе обратиться с заявлением о защите в органы прокуратуры.

Преступления против семьи

В главе 20 Уголовного кодекса Российской Федерации содер­жатся нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против семьи и не­совершеннолетних.

В систему преступлений против несовершеннолетних входят, в том числе, такие преступные деяния, как вовлечение несовершеннолет­него в совершение преступления (ст. 150 УК РФ); вовлечение несо­вершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ); розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции (ст. 151.1 УК РФ); во­влечение несовершеннолетнего в совершение действий, представ­ляющих опасность для жизни не­совершеннолетнего (ст. 151.2 УК РФ); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершенно­летнего (ст. 156 УК РФ); неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ).

Данные преступления направ­лены на общественные отноше­ния, обеспечивающие материаль­ные и нематериальные условия для нормального физического, интеллектуального и нравствен­ного формирования личности несовершеннолетнего, а также нормальное существование не­трудоспособных детей и нетрудо­способных родителей и интересы семьи.

На практике наиболее распро­страненными являются престу­пления, ответственность за кото­рые предусмотрена ст.ст. 156 и 157 УК РФ.

В частности, совершение пре­ступления, предусмотренного ст.156 УК РФ, заключается в не­надлежащем исполнении или не­исполнении обязанностей по вос­питанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, соединенные с жестоким обраще­нием с несовершеннолетним ро­дителем или иным лицом, на кото­рое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовер­шеннолетним.

Содержание преступления ст. 157 УК РФ заключается в неуплате родителем без уважительных при­чин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенно­го соглашения средств на содер­жание несовершеннолетних де­тей, если эти деяния совершенны неоднократно. Под неоднократ­ностью понимается неуплата али­ментов после привлечения лица к административной ответствен­ности за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается под­вергнутым административному наказанию.

Наказание за нарушение дан­ных норм предусмотрено вплоть до лишения свободы.

Защита прав потребителей

Органы прокуратуры защищают права предпринимателей во мно­гих сферах правового регулирова­ния.

Прежде всего, хозяйствующие субъекты могут оспорить в орга­ны прокуратуры незаконные, по их мнению, положения норматив­ных правовых актов, например, административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг или осу­ществления контрольно-надзор­ных функций.

В случае несогласия с действи­ями органов власти, уполномо­ченных на осуществление разре­шительных, лицензионных, реги­страционных и других процедур, предприниматель также вправе обратиться в органы прокуратуры.

Прокурорами также пресекаются факты неисполнения требований Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Это во­просы, связанные с выделением бюджетных средств (субсидий) хозяйствующим субъектам, обя­зательным размещением инфор­мации об оказании помощи пред­принимателям в общедоступных источниках, соблюдением гаран­тированного федеральным законо­дательством преимущественного права на выкуп арендуемого недви­жимого имущества и др.

Одним из приоритетных направ­лений работы прокуроров высту­пает обеспечение соблюдения прав субъектов предприниматель­ской деятельности на своевре­менную оплату государственными заказчиками обязательств по ис­полненным контрактам.

Гасбан Багандалиев,

помощник прокурора Ленинского района Махачкалы

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяКРАСНАЯ ЛОЩИНА
Следующая статьяВ прямом эфире