РОССИЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 

В редакции газеты «Дагестанская жизнь» состоялась встреча журналиста Гаджи Мирзаева с членом Союза писателей России, публицистом и автором книг по истории, религии и межнациональным отношениям Багаутдином Аджаматовым. Тема разговора «Мусульманская Россия. Взгляд в будущее». Предлагаем вашему вниманию их беседу.

Аджаматов Багаутдин Арсланалиевич является членом Союза писателей и журналистов России, является автором и составителем 27 книг, большая часть которых посвящена истории и религии, выдающимся личностям, проявившим себя в различных направлениях деятельности, а также тем, кто внес большой вклад в укрепление и распространение мусульманской религии, среди которых:

«Прекрасные имена Аллаха. Тайные ключи суфиев», «Мусульманские имена и их значения», «Изречения пророка Мухаммада (с.а.в.)», «Шамхалы Тарковские. Султан-Мут», «Чирюрт», «История первой Кавказской войны. Шейх Султан-Мут», «Святыни Дагестана», «Ислам и наука», «Мурад ад-Дагестани», «Иса Салихов», «Нух-хаджи из Эндирея», «Гельбах», «Башир-шейх аль-Яхсави», «Герой Польской Республики Ильмутдин Шугаибов», «Эртугрул-гази», «От Стамбула до Эндирея», «История селения Султанянгиюрт. Хаджи-Булат», «Славяне и тюрки. Истоки единства», «Имам Ташав-хаджи», «Хазарский каганат», «Герой Советского Союза Мамат Аджимуратов» и другие.

Его труды пользуются интересом не только в нашей республике, но и в России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Багаутдин Аджаматов является победителем-лауреатом республиканского и Всероссийского литературных конкурсов. Награжден Почетной грамотой Правительства и Главы РД, медалями «Во имя России» и «За патриотизм».

К какому периоду относится время проникновения и распространение ислама в России?

Ислам проник на территорию современной России и закрепился 1300 лет назад и связан с захватом арабами самого древнего города нашей страны – Дербента. Окончательное утверждение ислама на территории Дагестана и Северного Кавказа длилось несколько столетий.

Процесс исламизации населения Нижнего и Среднего Поволжья завершился в 922 г., когда ислам был принят в качестве государственной религии в Волжской Булгарии. Здесь были открыты учебные заведения, создавались библиотеки, распространялись популярные на Востоке научные и художественные идеи. Обучение проводилось на основе арабской письменности, нравственные основы общинной жизни приводились в соответствие с Кораном.

В каких регионах России, в настоящее время, в основном распространен ислам?

Ислам исповедует большинство населения на территории Поволжья и Приуралья, Северного Кавказа и ряда районов Сибири. Большие мусульманские общины находятся во многих областях европейской части России. Основная часть мусульманского населения России — татары, второе место по численности занимаютбашкиры, затем народы Северного Кавказа.

Какова численность мусульман в России?

Точной статистики количества представителей разных вероисповеданий, проживающих на территории РФ, в настоящее время, к сожалению, не ведется. С этим утверждением согласны многие социологи, исследователи, демографы, историки. Дело в том, что данные от разных источников по этой теме, к сожалению, расходятся. Причем иногда значительно. Однако при этом разного рода чиновники, журналисты, политологи и даже президент опираются в первую очередь на цифру 20 млн человек. Именно этот показатель и можно считать более-менее официальным ответом на вопрос о том, сколько мусульман в России проживает на настоящий момент.

Зимой 2017 г. в Госдуме представитель комитета по культуре С. Говорухин озвучил неофициальные статистические данные в отношении количества мусульман в РФ. По его мнению, в настоящее время четверть населения России является приверженцами именно этой религии. То есть в абсолютных цифрах — это 35-37 млн человек. Собственно, сами представители ислама имеют на этот счет схожую точку зрения. Их ответ на вопрос о том, сколько процентов мусульман в России живет сегодня — 20 %. То есть примерно 30 млн человек.

Каковы причины такого роста числа мусульман?

Aнaлитики нaзывaют нecкoлькo пpичин cтoль cтpeмитeльнoгo pocтa:

Mигpaция бeжeнцeв в cвязи c пoлитичecкoй oбcтaнoвкoй.

Mигpaция ceзoнных paбoчих. Пpиeзжaя нa зapaбoтки в PФ, мнoгиe ocтaютcя жить и paбoтaть гoдaми.

Poждaeмocть. В ceмьях мycyльмaн oнa вышe, так как aбopты зaпpeщeны в исламе.

Cмeнa вepoиcпoвeдaния. Представители народов, которые ранее исповедовали другие религии стали переходить в ислам.

Какова численность мусульман всего в мире в настоящее время?

Число приверженцев ислама в мире в настоящее время — более 1,8 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией. Большинство мусульман (85—90 %) составляют сунниты.

Каким вы видите место ислама в будущем Российского государства?

Исмаил Гаспринский считал, что «Россия должна стать родной всему мусульманскому Востоку и действительно пойти во главе мусульманских народов и их цивилизации…». В исламе есть то, что поможет решению многих, актуальных задач и проблем, которые сегодня стоят перед российским обществом.

Юрий Михайлов в книге «Пора принимать Коран», пишет: «Когда мы слышим о недугах, которыми сегодня поражено российское общество, то обычно на ум приходят алкоголизм, наркомания, токсикомания, низкая рождаемость, высокая смертность, беспризорность, падение нравственности и правовой культуры, бродяжничество, деградация института семьи и т.д. и т.п. Каждый, кто хоть краем уха слышал, к чему нетерпим ислам в социальной сфере, называет весь или большую часть этого перечня. И естественно, разумный человек приходит к выводу, что именно ислам и является тем самым лекарством, способным излечить общество от недугов, которыми оно сегодня поражено. Сближение России и исламского мира предопределено не только политическими и историческими реалиями, нашим прошлым, но и экономически очень перспективно.

Что вы скажете по поводу существующего у некоторой части населения мнения о том, что религия, и в частности ислам, тянет общество назад в средневековье, является тормозом на пути прогресса, науки и образования?

За долгие годы атеистической пропаганды было сделано все, чтобы создать представление у людей о религии как об антинаучном и реакционном мировоззрении. Особенно доставалось в этом отношении исламу. Умалчивался или искажался тот факт, что мусульманские ученые совершили множество открытий в области математики, астрономии, оптики и во многих других областях человеческого познания. Причем, эти открытия были сделаны под непосредственным влиянием изучения Корана. В области математики мусульмане изобрели алгебру. Арабские цифры трансформировались в европейские и используются повсеместно по сей день. Задолго до других, мусульмане предприняли попытку измерить толщину атмосферы с тем, чтобы определить время появления первого проблеска зари. В области астрономия, используя математические выкладки. Санад Али в 12 веке доказал, что Земля меньше Солнца, но больше Луны.

Отвергают антинаучность и реакционность ислама также многие хадисы, в которых говорится о ценности науки и знаний. Например: «Кто вышел в путь в поисках знаний, тот находится на пути Аллаха до тех пор, пока не возвратится»; «Кто стремится к знаниям, облегчит тому Аллах дорогу в Рай»; «Один час, посвященный получению знаний, дороже всей ночи, проведенной в молитвах». С каждым днем число приверженцев ислама во всем мире увеличивается.

У многих бытует мнение, что агрессивность мусульман и враждебное отношение ислама к окружающему миру является причиной многих войн и кровавых столкновений, которые мы сегодня наблюдаем. Что вы можете сказать по этому поводу?

Это ощибочное мнение. Оно создается определенными политическими кругами ряда стран через средства массовой информации (и не только) и преследует цель очернить ислам в глазах мировой общественности. Враги ислама обеспокоены ростом влияния мусульманской религии на сердца и умы людей во многих странах мира. Вкладываются огромные финансовые средства, чтобы расколоть ислам изнутри, ввергнуть мусульман в братоубийственную бойню. Разве мусульмане начали первую и вторую мировую войны, которые унесли миллионы человеческих жизней?

Разве мусульмане подвергали чудовищным пыткам людей и сжигали их в концентрационных лагерях? Разве мусульмане сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки? Не мусульмане совершали крестовые походы. Не мусульмане проводили инквизицию, в ходе которых подвергались истязаниям и были сожжены на кострах немало людей. Ни Ирак, ни Ливия, ни Афганистан и другие арабские страны не нападали на Европу и США, а сами подверглись бомбежкам и оккупации. Адольф Гитлер убил 40 миллионов человек, Пол Пот убил 3 миллиона человек, Леопольд Бельгийский убил в Конго 15 миллионов человек. Этот список можно продолжить. Поэтому говорить, что терроризм исламский – это в высшей степени кощунственно.

В настоящее время значительное число совершаемых террористических актов на международной арене осуществляется экстремистскими организациями, действующими под лозунгами ислама. Это – факт. Но, когда ставится знак равенства между терроризмом и исламом, то, с одной стороны, это не только не соответствует действительности, но и является внешним проявлением неосведомленности и неграмотности некоторых людей, а с другой стороны — целенаправленной политики определенных кругов, которые хотели бы сегодня найти врага для современной цивилизации в лице ислама.

Террор, экстремизм, насилие – это враги ислама. Ни одна мировая религия, в том числе и ислам, не призывает к насилию. Наоборот, посягательство на жизнь человека во всех религиях считается тяжким грехом.

Нельзя утверждать, что среди мусульман, как и среди носителей других религий, не могут быть террористы, фанатики, убийцы. Их хватает среди представителей всех религий. Но, в Коране убийство, террор и насилие считаются самыми тяжкими грехами, за которыми неминуемо последует наказание и на том, и на этом свете. Мусульманин, поднявший руку на невинного человека, будь он верующим или неверующим, нарушает следующую заповедь пророка Мухаммада (мир ему): «Вы никогда не войдете в Рай, пока не уверуете в Аллаха. Но, вы не уверуете в Аллаха, пока не полюбите друг друга».

Божественным откровением, даровавшим человечеству вероучение ислама является Коран. Моральные принципы Корана основаны на любви, милосердии, сострадании, скромности, самопожертвовании, уважении и мире. Истинный мусульманин, следующий этим божественным повелениям, всегда чрезвычайно уважителен, милосерден, справедлив и честен. В священном хадисе говорится: «Любите ли вы своего Создателя – всевышнего Аллаха?. Если да, то любите, прежде всего людей – своих собратьев». Первое, к чему призывает Коран – это мир. Когда рядом с мусульманами живет немусульманин, нельзя дать ему почувствовать, что к соседу мусульманину уважение больше, чем к нему. По Корану и Сунне пророка Мухаммада (мир ему), сосед – все равно что брат. И все, что противоречит этой, одной из стержневых идей ислама, противоречит всему исламу. В любом человеке мусульманин обязан видеть брата или сестру, потому что все мы происходим от единых прародителей – Адама и Евы.

«Ислам в переводе с арабского означает «предание себя Богу» и имеет тот же корень, что и слово «мир». Трудно переоценить роль ислама в излечении тех пороков и болезней, которые присутствуют в нашем обществе. Все, так называемые «исламские» террористические организации созданы спецслужбами западных стран. Их цель – приостановить растущее влияние в мире мусульманской религии, дискредитировать его.

Ислам это религия мира, добра, созидания и милосердия. Важно добиться объединения усилий государства и религиозных, мусульманских организаций. Такое объединение и солидарность востребованы самой жизнью. Люди выражают надежду на то, что верующие и особенно религиозные деятели привнесут в политику нравственное начало, используют авторитет религиозных ученых и конфессиональных институтов для укрепления межнационального мира и гражданского согласия.

Какова роль ислама в решении проблем межнациональных отношений?

Ислам не приемлет разделения людей ни по расовым, ни по национальным признакам. Перед Аллахом все равны. Как сказал один из великих святых: «Не будет счастлив тот народ, который строит свое благополучие за счет несчастья другого народа».

Великие сыны Дагестана: великий полководец -шейх Султан-Мут Тарковский, организатор и руководитель борьбы народов Северного Кавказа за свободу и независимость, который приостановил завоевательные походы на Дагестан на более чем 100 лет, имам Северного Кавказа шейх Мансур из чеченского аула Алды, легендарный имам Шамиль в течении 25 лет возглавлявший освободительную борьбу народов Дагестана и Чечни и другие славные сыны Кавказа, именно под зеленым знаменем ислама смогли объединить и сплотить многие разрозненные племена и народы региона. Великий Султан-Мут говорил: «Самым большим и главным богатством – сокровищем Кавказа являются не золото, алмазы и деньги, а братская дружба наших народов». Мы должны следовать заветам наших предков и прилагать все усилия, чтобы это богатство крепло и приумножалось.

Люди охвачены вечной суетой усовершенствования общества. Идет борьба различных групп людей, классов, кланов и т.д. за реализацию своего понимания «наиболее совершенной системы» обустройства общества. Каково ваше мнение по данному вопросу?

Анализ хода мировой истории показывает, что самые могущественные государства и целые империи приходят к упадку и разрушению при отходе от веры в Единого Творца. Лучшие законы, лучшие общественные системы те, которые построены на основе божественных законов. Имеются веские аргументы в пользу того, что Ислам – это великолепное хранилище цивилизации. Достаточно сказать, что на международной конференции по изучению шариата в Гааге (1950) было принято решение: при разработке мирских законов брать за основу Шариат, поскольку его фундаментальная база обладает особой ценностью.

Английский исследователь религии Ричард Билл писал: «Европа стоит на пороге большого упадка … Европейский человек живет только ради земных благ. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор, единственный путь к спасению. Этот путь – Ислам. Другого выбора нет. Следование заповедям Всевышнего Творца – это гарантия мира и стабильности в обществе, дружбы и братских отношений между людьми, благополучия и справедливости».

В последние годы построено и строится огромное количество мечетей и исламских учебных заведений. Издаются исламские газеты и журналы, транслируются теле и радио-передачи на исламскую тематику. Почему же мы не можем сказать, что произошло коренное улучшение криминогенной обстановки в республике и морально-нравственное оздоровление общества?

Несмотря на огромную работу, которую проводят представители религиозного духовенства: имамы мечетей, проповедники, ученые-богословы, нельзя забывать, что с экранов телевизоров, страниц газет и журналов систематически льется поток информационной грязи, пробуждающей в неокрепшем сознании подрастающего поколения самые низменные инстинкты. Идеологическая диверсия против нашей страны в самых изощренных формах продолжается и сегодня. Мощным противодействием всему этому выступает религия.

Трудно представить, что происходило бы при такой массированной идеологической атаке, если бы людей не сдерживала вера в Единого Творца, вера в Судный день, вера в справедливое воздаяние каждому по заслугам. Нужно отдать должное неустанному труду и самоотверженности тех, кто осознавая личную ответственность перед Всевышним, вносит огромный вклад в дело распространения света истины, в дело укрепления исламских морально-нравственных ценностей и приоритетов.

Согласно имеющимся историческим документам, арабам принадлежит роль в распространении ислама в основном до середины 10 века. Кому принадлежит в последующем значительная роль в распространении мусульманской религии в мире?

На втором этапе огромная роль в распространении мусульманской религии принадлежит тюркам. Как отмечает азербайджанский ученый Р.Ф. Сафаров в своей статье «О роли тюрок в расширении мусульманского ареала»: «В течение длительного периода, начиная с X в. и по сей день, вклад тюркских народов в упрочение исламских основ, пополнение людских и материальных ресурсов мусульманской цивилизации, распространение мусульманской веры по миру неоспоримы.

Факторы расширения мусульманских земель за счет широкого расселения тюркских народов, увеличения территориальных пределов их государств, исламизации покоренного населения Евразии, Балкан, Малой Азии, Кавказа, Индостана объективно подтверждают огромную роль и значение тюрок в расширении ареала Мусульманской цивилизации. Принятие ислама тюркскими народами способствовало распространению этой религии на широких просторах Евразии.

В мусульманском мире ведущая роль с XI в. принадлежала тюркским государствам. О вкладе тюрок в распространение ислама на Востоке, не считая заслуг западных тюрок в отражении крестовых походов и борьбы северных и восточных тюрок-мусульман с китайской агрессией, отмечает Бейсембиев Т.К. (2009): «…В период наивысшего могущества (в начале XI века, при Султане Махмуде Газнави) империя Газневидов, сопоставимая по территории с современным Казахстаном, включала в себя весь нынешний Афганистан, большую часть Ирана, Пакистана и Таджикистана, крайний северо-запад Индии, восточные половины Туркменистана и Узбекистана, районы западного Азербайджана и южного Казахстана. Историческое значение этого процесса состоит в том, что (благодаря тюркам) в настоящее время в этих двух регионах проживает абсолютное большинство мусульман мира (например, 215 млн. в Индонезии, 160 млн. в Пакистане, 145 млн. в Бангладеш, 136 млн. в Индии, 16 млн. в Малайзии, 4,5 млн. на Филиппинах и т.д., в целом,– около 700 млн.– ⅔ всех мусульман на земном шаре), в то время как мусульмане в странах Арабского Востока составляют теперь всего лишь 18% от всех правоверных…».

В связи с начавшейся в нашей стране компанией борьбы с «панисламизмом» и «пантюркизмом» был нанесен значительный урон тюркским народам. Чтобы разобщить многочисленные мусульманские народы и успешно вести борьбу с исламом необходимо было ограничить роль тюркского языка как языка, связующего мусульманские народы и являющегося, по сути, вторым по значимости после арабского, распространенным на мировой арене мусульманских народов. В настоящее время численность тюркских народов составляет около 300 миллионов человек.

Каково мнение авторитетных мусульманских ученых о роли тюрков в распространении ислама?

Говоря о роли тюрков в мировой истории и их вкладе в распространение мусульманской религии, необходимо отметить материал, подготовленный Амиром Айвазом под заголовком «О тюрках устами великих людей». Представим некоторые сведения из данного труда автора: «Вторым после Корана источником мусульманского вероучения и права считаются хадисы (предания о словах и деяниях пророка Мухаммада (мир ему), которые содержат значительную часть принципов и идей Ислама. Именно в хадисах имеется первое в мусульманской традиции упоминание о тюрках. Наиболее древний хадис о тюрках звучит следующим образом: «Оставьте с миром тюрков, пока они вас оставляют в покое». Существуют различные варианты толкования этого хадиса. Например, арабский географ X в. Абу-л-Фарадж Кудама из Багдада пояснял, что, мол, мусульмане не ведут войны с тюрками, ибо так им завещал пророк Мухаммад (мир ему).

Из уст в уста передавалось предостережение, будто бы оставленное пророком Мухаммадом (мир ему) своим потомкам: «Не трогайте тюрков, пока они не трогают вас». «Тюрки будут первыми, кто сможет отобрать у моего народа его владение». В 833 году правитель Арабского халифата, созвав в Багдаде мудрецов, спросил: «Сколько лет я буду царствовать?» Ответы были разные. Лишь самый седой мудрец тихо промолвил: «Ровно столько, сколько захотят тюрки». Аль-Мутасим Биллах (833–842) писал: «Нет в мире народа более смелого, более многочисленного и более упорного против врагов, чем тюрки. Когда в силах они нападать на врагов своих, никто не может противостоять им». Арабский халиф аль-Мутасим Биллах (833–842): «В 868 году тюрки свергают арабскую власть в Египте. В 755 году тюркский главнокомандующий армией Китая, свергнув императора династии Тан захватил власть в Китае (Ань-Лушань 703–757 гг.)».

Говоря о значительной роли тюрков в мировой истории, можно привести слова Наполеона Бонопарта, который говорил: «Тюрки могут быть убиты, но они непобедимы… Напрасно думать, бессмысленным вторжением беспорядочной орды. Это было глубоко продуманное наступление армии, в которой военная организация была значительно выше, чем в войсках ее противников».

Как вы относитесь к обучению в средних общеобразовательных школах религиозным дисциплинам?

Противники внедрения арабского языка и основ ислама в школах говорят, что у нас светское государство, а не исламское. Светское государство не означает, что оно государство безбожников. Времена воинствующего атеизма давно прошло. Если мы знаем, что ислам истина, что ислам играем огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в решении многих проблем, которые сегодня стоят перед нашим обществом, знаем, что знание основ ислама является мощным средством выработки у людей иммунитета против чуждых для нашего общества сект и течений, разве не является преступлением, не использовать данную нам государством возможность, в строгом соответствии с действующим законодательством, в правовом поле, с привлечением учителей с соответствующим образованием, обучать наших детей основам ислама.

Каково отношение мусульманской религии к правителям (руководителям регионов, стран), тем, кто облечен властью?

Известный мусульманский ученый Абу Хамид аль-Газали, писал: «Поистине, облечение властью – это дар, и тому, кто правильно и в полной мере его использует, будет даровано счастье, которому нет предела и после которого уже нет другого счастья; а кто не смог это сделать, тот попадет в беду, после которой нет беды более страшной, чем безбожие.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), говорил: «Самый любимый и близкий к Аллаху человек – справедливый султан. И самый ненавистный и далекий от Аллаха человек – несправедливый правитель», а также «Кто был облечен властью над мусульманами и не заботился о них так, словно они его родные, тот уже занял свое место в Аду». В священном хадисе говорится: «Кто угодил Аллаху, прогневив людей. Тем Аллах будет доволен и сделает людей довольными им. А если кто хочет угодить людям, гневя Аллаха, на того прогневается Аллах и обратит на него гнев людей».

Каждый человек, живущий на этой земле, желает прожить счастливую жизнь. Каким смыслом для вас наполнено такое понятие, как счастье?

Человек устроен так, что не всегда осознает и ценит те блага, которые имеет, а лишь потеряв, понимает цену того, чем обладал. Заботимся ли мы в должной мере о своем здоровье, пока не заболеем? Ценим ли те блага, которыми наделил нас Всевышний, дав возможность благодаря наличию зрения видеть красоту и величие окружающего нас мира во всех красках: горы и долины, леса и бескрайние степные просторы, удивительный мир растений и животных, усыпанное жемчугами звезд небо и многое другое, свидетельствующее о могуществе Создателя? Ценим ли мы данную нам Творцом способность и возможность слышать и слушать пение птиц, журчание ручьев, шелест трав, голоса родных и близких нам людей? За какие деньги вы были бы согласны променять указанные выше блага данные нам Богом? Почему мы не умеем радоваться тому, что имеем, а всегда желаем того, чего не имеем в данный момент.

Истинно счастливым не может быть человек без правильного мировоззрения, без веры, без осознания скоротечности, хрупкости человеческой жизни и величия Творца – Создателя всего сущего. Если человек не имеет в своей душе веру в Бога, в потусторонний мир, в существование Рая и Ада, в справедливое воздаяние каждому по заслугам, то не будет у него путеводной нити, не будет спокойствия и уверенности в душе. Миллионы людей жили до нас, и все они ушли в мир иной. Никто не остается здесь навечно. Уйдем и мы. Жизнь нам дана для того, чтобы понять великую мудрость Всевышнего Аллаха и идти по указанному нам Его посланниками – пути. Только в этом случае человек может быть по настоящему счастлив.

В своих публикациях вы пишете, что ряд известных в России личностей не только благосклонно относились к мусульманской религии, но и популяризировали ее в своих трудах и творчестве. Можете привести несколько имен?

Образы пророка Мухаммада (мир ему) и его сподвижников, арабских халифов и турецких султанов вдохновляли А.Пушкина, Л.Толстого, М.Лермонтова, И.Бунина, Ф.Тютчева, П.Катенина, П.Вяземского, А.Шишкова, А.Муравьёва, В.Бенедиктова, А.Фета и других.

Можно процитировать некоторые фрагменты из их произведений?

А.С.Пушкин «Подражания Корану» (1825):

С небесной книги список дан Тебе, пророк, не для строптивых;

Спокойно возвещай Коран,

Не понуждая нечестивых!

Творцу молитесь; он могучий:

Он правит ветром; в знойный день,

На небо насылает тучи;

Дает земле древесну сень.

Он милосерд: он Магомету,

Открыл сияющий Коран,

Да притечем и мы ко свету,

И да падет с очей туман.

 

И.Бунин

 

ЗЕЛЕНЫЙ СТЯГ

Проклят тот, кто велений Корана не слышит.

Проклят тот, кто угас

Для молитвы и битв, — кто для жизни не дышит,

Как бесплодный Геджас.

Ангел смерти сойдет в гробовые пещеры, —

Ангел смерти сквозь тьму

Вопрошает у мертвых их символы веры:

Что мы скажем ему?

 

Ф.Тютчев.

 

«Аллах! пролей на нас твой свет!

Краса и сила правоверных!

Гроза гяуров лицемерных!

Пророк твой — Магомет!..»

 

Среди исследователей идут споры о том, принял ли Л.Толстой мусульманскую религию. Каково ваше мнение на этот счёт?

Сложно на этот вопрос ответить однозначно. Хочу привести по этому поводу одно из писем-ответов Л.Толстого русской женщине, вышедшей замуж за мусульманина:

«Как ни странно это сказать, для меня, ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения в том, что Магометанство [Ислам] по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или Магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтёт Магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его Пророка, вместо того сложного и непонятного в богословии — Троицы, искупления, таинств, святых и их изображений и сложных богослужений… смотрите на меня, как на доброго магометанина [мусульманина], тогда все будет прекрасно».

Также хочу привести также слова Л.Толстого, в которых он дает оценку пророку Мухаммаду (мир ему):

«Пророк Мухаммад (мир ему) является великим правителем. Он сплотил общину в свете истины, и этого достаточно для почета. Он спас людей от пролития крови и достиг мира. Он открыл им пути духовного возвышения. Такой человек заслуживает всеобщего уважения».

Что вы пожелали бы нашим читателям?

Желаю читателям выполнения главной своей цели на этой бренной земле — обретение довольства Аллаха и осознания своего предназначения.