В редакции газеты«Дагестанская жизнь» побывал член Союза писателей России, автор книги «История первой Кавказской войны. Султан-Мут Великий» Багаутдин Аджаматов. Журналист Гаджи Мирзаев побеседовал с ним, и он охотно согласился ответить на его вопросы. Ниже мы публикуем их беседу, которая, наверняка, заинтересует наших читателей.
В течение нескольких столетий на территории Северного Кавказа существовало значительное по размерам государственное образование — Тарковское шамхальство. Какова его роль, согласно оценкам отечественных и зарубежных источников, в событиях, происходивших в регионе?
Тарковское шамхальство было одним из самых крупных и могущественных политических образований на Кавказе. В более ранний период, по свидетельству древних историков, шамхалы владели «…всем краем границ от Шемахи до Черкасов». Согласно хронике Мухаммада-Рафи, шамхалы облагали податями почти все земли Дагестана.
Шамхалы Тарковские, имели еще титул Владетеля Буйнакского, Валия Дагестанского, а некоторое время и Хана Дербентского.
С. Броневский писал, что «достоинство Шамхальское есть важнейшее в Дагестане, а в областях, заключающихся между Тереком и Курою, почитаются вторым после царя Грузинского».
В русских и грузинских старинных дипломатических актах XV и XVI столетий Шамхалы именуются Шевкалами; этим же именем называется иногда и подвластный им народ; большею же частию народ этот называется Кумыками. В этих же бумагах и русские и грузинские цари нередко величают шамхала Государем.
Насколько верным является утверждение о том, что шамхальство Тарковское является правопреемницей Хазарской империи и Золотой Орды?
Говоря о шамхальстве Тарковском, мы не можем обойти вниманием Хазарский каганат – могущественную империю, первое государственное образование в Юго-Восточной Европе, которое было создано предками кумыков и других тюркских народов Северного Кавказа – хазарами. В последующем потомки хазар – кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, казаки и другие, вошли в состав Золотой Орды. В период ее распада, … на крайнем западе и востоке Северного Кавказа, в Крыму и у устья Терека выросли две сильные державы – Крымская Орда и Шамхальство Тарковское, успешно претендовавшие, как показали их дальнейшие действия в этом регионе в те эпохи, на свою часть золотоордынского наследства.
Кто из отечественных и зарубежных исследователей придерживается данного мнения о том, что хазары являются предками кумыков и других тюркских народов Северного Кавказа?
Известный российский исследователь XIX века И.И.Пантюхов, пишет: «Кумыки с давних времен пользовались большим авторитетом среди горцев, кумыкские каганы и шамхалы обыкновенно стояли во главе всех воинственных походов восточных горцев на Закавказский край. Находясь во время своих близких и отдалённых походов в частых сношениях с Азией и сливаясь на севере со славянскими и с туранскими племенами, предки кумыков — хазары, со входившими в состав их различными элементами Кавказа, естественно, были проводниками культуры из Азии в Европу и обратно». В известной энциклопедии «Британика» (1988 г.) написано: «Кумыки в период арабских завоеваний в VIII веке образовали доминирующее большинство населения в регионе Каспия. В тот период бассейн реки Миджик уже назывался Кумыкистан. Кумыки — потомки хазар на Северном Кавказе». По мнению венгерского тюрколога А.Вамбери «Хазары – не пришельцы, а сформировались на основе древних каспийско – скифско – кумыкских племен».
Интересно по данному вопросу мнение дагестанского исследователя XIX века, офицера царской армии Д.-М.Шихалиева:
«…Древние кумыки, современники Масуди, составляли часть империи хазаров, владевших в VIII-IХ вв. всем Дагестаном. Хазарам были подвластны также финские племена, славяне, монголы, грузины, адыги (черкесы) и даже евреи, и если по разрушении царства хазаров тем разнородным племенам суждено было остаться каждому при своём родном языке, то почему же кумыки могли лишиться своей национальности. По нашему мнению, они сохранили тот же язык, на котором говорили во время владычества хазаров, а следовательно, должны принадлежать к татарскому (тюркскому) племени, как и сами хазары, которые не кто иные, как татары».
Согласно мнению А.А.Салпагарова «Самым выдающимся государством не только всего Кавказа, но и в мировой истории был Хазарский каганат, объединивший на 4 века весь Северный Кавказ под своей властью… Прямыми наследниками Хазарского каганата (Хазар каганлык) являются все современные тюрки Кавказа и Крыма: азербайджанцы, балкарцы, карачаевцы, ногайцы, кумыки, крымские татары, а также казахи».
Какова оценка роли Хазарского каганата в нашей истории отечественными исследователями?
На этот счет имеются различные мнения. Большинство исследователей отмечают прогрессивную роль Хазарии в нашей истории. Особый вклад в изучение истории хазарского периода принадлежит дагестанскому ученому — хазароведу М.Г.Магомедову – профессору, доктору исторических наук, который отмечал, что «в тревожную раннесредневековую эпоху лишь хазары сумели стабилизировать обстановку в Приморском Дагестане и создать условия для консолидации народов и бурного развития производительных сил».
В.В.Григорьев писал: «Необыкновенным явлением в Средние века был народ хазар. Окруженный племенами дикими и кочующими, он имел все преимущества стран образованных. Когда величайшее безналичие, фанатизм и глубокое невежество оспаривали друг у друга владычество над Западной Европой, держава Хазарская славилась правосудием и веротерпимостью, и гонимые за веру стекались в нее отовсюду. Как светлый метеор, ярко блистала она на мрачном горизонте Европы».
Как известно, в исторической науке дискутируется вопрос о происхождении шамхальства. Какие версии являются основными?
Основными версиями о происхождении шамхальства являются две: арабская и тюркская.
Какая из этих версий является наиболее распространенной?
Наиболее распространенной является утверждение о том, что первые шамхалы были арабами. Как пишет Березин И.Н. «Маслама (733 г.) покорил оружием и религией аравитян большую часть страны, победил между прочих кумыков, и посадил к ним владетеля Шагбаля…».
Согласно сведениям, представленным в «Сборнике сведений о Кавказских горцах», «Шахбал происходит из священного для мусульман рода Корейшитов, был уроженец провинции Шам (Сирия), из местечка Хал, и от него берет начало род шамхалов Тарковских, дом которого властвовал в известной части Дагестана около тысячи лет».
Академик К.Т. Лайпанов утверждает, что «кумыкские шамхалы по своему происхождению были арабами, потомками старшего брата отца Пророка — Абдуллаха — видного арабского полководца Хамзы, одним из первых признавшего своего племянника Мухаммада посланником Аллаха и сделавшего много для объединения Аравии под знаменем Ислама. Для управления Дагестаном был назначен наместник с присвоением титула «шамхал».
По мнению некоторых ученых этот титул придумал сам наместник, который как указывалось выше, был родом из Сирии.
Мухаммед Аваби Акташи, автор «Дербенд-наме» пишет: «Самым старшим из правителей всего Дагестана является Шахбал, сын Абдуллаха. И приказал [Абу Муслим], чтобы ему [то есть шахбалу] были подвластны [все вилайеты] вплоть до границ Гюрджистана».
Какие доводы приводят сторонники тюркской версии происхождения данной династии?
Известные дагестанские ученые историки: доктор исторических наук, профессор А.С.Акбиев и кандидат исторических наук М.-П.С.Абдусаламов, считают, что «первые правители с титулом «шаухал», которые были этническими тюрками, возглавлявшими отряды газиев (борцов за веру) и распространявшими ислам в Нагорном Дагестане, появляются в Дагестане в начале XII в. Авторы допускают, что первоначально шамхал был ставленником арабов, а впоследствии, в начале XII в., шамхалов арабского происхождения сменили шамхалы-газии тюркского происхождения, которых, в свою очередь, сменили шамхалы-чингизиды.
Согласно мнению К.С. Кадыраджиева термин «шамхал» имеет общетюркское происхождение. Эвлия Челеби высказывал на этот счет следующее мнение: «Государство Шамхал-шахов (шамхалидов) происходит из поколения Ануширвана. Цари, носящие титул «шамхал». Сунниты, многочисленное огузское (тюркское) племя, расселенное у гор Альбурза. Им подчинено семь княжеств. Главными городами являются Тарки, Коюнкала, Эндирей… Вечно воюют с Аджамами (т.е. иранцами). Великие мужи!». Сторонниками тюркской версии происхождения шамхальского государства являлись лакский историк Али Каяев, турецкий историк Фахреттин Кирзиоглу, историк начала XX века Д.-Х. Мамаев (Карабудакхентский), Халим Герей Султан, крымско-татарский автор Мехмет-Эфенди и ряд других.
Какая из резиденций шамхалов — Тарки или Казикумух являлась более древней или основной, какой этнос играл важную роль в Шамхальстве в XV – начале XVII века?
Обстоятельный анализ этих вопросов содержится в целом ряде работ. Согласно мнению Л.И. Лаврова: «Тарки — бывшая столица некогда могущественных хазар, а затем грозных шамхалов, играл роль второго Дербента, т.е. укрепленных ворот на пути из Закавказья на Северный Кавказ».
Р.М. Магомедов еще в 1957 г. писал, что «Первые письменные сведения о шамхальстве Тарковском относятся к концу XV — началу XVI века», что «к концу XV в. — под шамхальством Тарковским подразумевалась вся земля, населенная кумыками. Начиная от Буйнака до Терека и вглубь Дагестана, до Кадара и Дургели — все это пространство, за исключением отдельных редких аулов, населенных другими народностями, составляло владение шамхалов Тарковских…».
Весной 1666 года, знаменитый турецкий путешественник – исследователь Эвлия Челеби сопровождал крымского хана, в его поездке по Дагестану, сохранив в своих десятитомных путевых записках уникальные сведения о Стране гор. В данном труде даны общие сведения о Дагестане и столичном городе Тарки: «Дагестанский край представляет собой область, в которой имеется семь ханств и сорок семь округов, управляемых кадиями. И в этом краю имеется сорок один благоустроенный город. Всего там имеется 56 крепостей…. [город Тарки] является местом престола шахиншаха Дагестана и потому он служит пристанищем и прибежищем для правоверных…».
Эвлия Челеби также употребил в отношении значительного в его время города Эндирей эпитет «стольный город падишаха Дагестана». То есть он назвал два города, которые выполняли роль столицы шамхальства: Тарки и Эндирей.
«Кумыкские владетели в тревожную эпоху монгольского нашествия и в первое время после падения Золотой Орды имели свою резиденцию и в Нагорном Дагестане — лакском ауле Казикумух — пишет известный дагестанский ученый профессор С.Ш. Гаджиева, — где по сравнению с плохо защищенной равниной было менее опасно. Только в XVI в. они снова переносят свою резиденцию на плоскость, в известный еще с гуннских времен торговый и политический центр в Северном Дагестане – Тарки.
Веским аргументом в пользу данной версии является то, что на обнаруженной в «шамхальском кладбище в с. Кумух могиле шамхала Ильдара зафиксирована надпись на тюркском-кумыкском языке.
В пользу данной версии говорит само название населенного пункта – Кумух, или Къумукъ, т.е. «Кумык». Ранее село называлось Кази (Гази) — Кумух, что можно перевести как «кумыки – воители за веру». Кумух был не только резиденцией шамхалов Тарковских, но и местом, где находились – жили «кумыки – воители за веру», посвятившие свои жизни распространению мусульманской религии.
Какие еще имеются свидетельства о том, что феодальная знать в Кумухе имела тюркское – кумыкское происхождение?
Известный дагестанский ученый-историк Ангара Булатова, автор научной монографии «Лакцы», пишет: «В связи с вопросом о титулах лакских феодалов нужно учесть и такой факт: еще в XIX веке, высшую феодальную знать Кумуха лакцы, в основном сами лакцы и жители близлежащих селений называли «симирдал» (семендерцы). По определению А. Каяева, «симирдал» — чистый ханский тухум, без смеси с узденами или лагами. Однако это утверждение нуждается в некоторых уточнениях.
По нашему мнению, первоначально «симирдалами» (семендерцами) называли не ханов, а шамхалов, возможно еще дошамхальских правителей … Основанием для такого утверждения является тот факт, что так называемое «шамхальское» кладбище в Кумухе, где похоронены представители шамхальской династии, известно было самим кумухцам всегда не как шамхальское, а как семендерское («симириарал гъятталу»)». Как видно из вышеприведенных сведений, правители Кумуха (ханы и шамхалы) имели кумыкское-тюркское (хазарское) происхождение».
О чем свидетельствует упомянутый выше термин «семендерцы»?
По данному факту дагестанский ученый-историк Юсуп Идрисов в статье, опубликованном под названием «Резиденции шамхалов Тарковских: историческая традиция в сравнительном аспекте», отмечает:
«Город Семендер, по мнению подавляющего большинства исследователей, находился на территории посёлка Тарки и современной Махачкалы, то есть на месте зимней резиденции шамхалов. Такое совпадение невозможно считать случайным. В довершение ко всему жители Казикумуха употребляли в отношении Тарки название Азайни, восходящее к арабскому слову «азами/азим» (отсюда кстати и слово «азимут»), означающему «великий», в данном контексте: «главный/центральный, служащий ориентиром». Подводя итог изложенному выше, отметим: традиция шамхалов обитать попеременно в двух и более резиденциях не является исключительным явлением и имеет прецеденты в мировой истории, самые близкие в географическом отношении в прошлом Хазарии и Золотой Орды. При этом столичный статус в двух этих государственных образованиях было закреплено за зимними резиденциями.
Сохранилось ли в преданиях местных жителей – лакцев, сведения о проживании на данной территории в прошлом тюркского населения?
Нельзя не оставить без внимания лакское предание о хазарском поселении недалеко от Кумуха, название одного из девяти кварталов Кумуха – Гуннал ал (буквально «Гуннское племя»), названия старинных табахлинских и кумухских тухумов (Гунна-хъул-Гуннаевы, то есть «гунны, принадлежащие гуннам») и ряд других тухумных наименований.
Имеются ли сведения о заключении династических браков между арабами и представителями населения Лакии?
Согласно мнению С.М. Хайдакова, нет никаких сведений о смешении местного населения Лакии, в частности Кумуха, с арабами, о браках между ними и о «лакизации» семей арабского происхождения. «О происхождении тухумов, носящих родовое имя Сейд-Хусайнхъул достоверно ничего не известно».
О чем свидетельствуют данные лингвистики?
В этой области интересные наблюдения были сделаны Н.С. Джидалаевым, исследовавшим проблему тюркизмов в дагестанских языках. Он отмечает, что в лакском языке абсолютное большинство терминов, относящихся к феодальному устройству, являются тюркскими, например: хан, ханлугъ, паччах/лугъ (государство), баг, бек, бика, имчак (молочный брат хана), чавш (сельский глашатай), илчи (посол), чапар (гонец, вестовой), ил (народ, страна). Тюркскими являются и собственные имена феодальных владетелей лакцев, упоминаемые в письменных источниках.
С какого периода термин «Казикумухское шамхальство» становится известным в исторической литературе?
В научной статье А.С. Акбиева и М.-П.Б. Абдусаламова опубликованной под заголовком «К вопросу о термине «Казикумухское шамхальство» в столичном, Московском журнале «Вопросы истории», говорится следующее:
«На основе анализа архивных материалов и специальной исторической литературы авторами установлено, что употребление термина «Кузикумухское шамхальство» большинством представителей дагестанской исторической науки является безосновательным, противоречащим русским летописям, архивным материалам и документам XV—XVII вв. Сам же термин «Казикумухское шамхальство» был введен Р.Г. Маршаевым не ранее 50-х гг. XX в.
Отмечены ли по данному вопросу случаи преднамеренного искажения или фальсификации имеющихся документальных материалов?
Отвечая на данный вопрос, хочу представить материал ученого – историка, кандидата исторических наук Юсупа Идрисова, опубликованный в республиканской газете «Ёлдаш» под заголовком «Борьба Тарковского государства за независимость»:
«В июле месяца, в ходе работы в Рукописном Фонде Института Истории, Археологии и Этнографии Дагестанского Филиала Российской Академии наук нами был обнаружен интересный документ по истории кумыкско-русских отношений XVI-XVII вв. На титульном листе найденного документа обозначено название «Политика Шамхала в борьбе за независимость», здесь же обозначены номера ф. 1., оп. 1, ед. хр. 54., инв. 1178. Далее следует пояснение «Очерк, автор и время составления устанавливаются». Посредине титульного листа в скобках написано чернилами: «позднее 1945 г.». Нами установлена и дата первой инвентаризации документа – 15 января 1952 г., то есть текст был написан между этими двумя датами. Инвентаризация была проведена после очередного переселения Института в новое здание. Мы навели справки на предмет возможного авторства документа. По свидетельству доктора исторических наук Г.С. Гаджиева работавшего в Институте с 1945 г. Автором мог быть либо кандидат исторических наук Абдула Изетович Тамай, либо известный специалист в области турецкой истории Арон Давыдович Новичев. Последний в 1940-е годы, по неизвестной нам причине, был выслан в Дагестан. В 1950-е Новичев переехал в Ленинград. В пользу авторства Тамая свидетельствует совпадение целого ряда положений обнаруженной нами работы с проблематикой других его трудов, на протяжении почти пятидесяти лет он плодотворно изучал ключевые вопросы средневековой кумыкской истории.
Следует отметить, что в 1963 г. Значительные отрывки из исследуемого нами текста, без каких либо ссылок, использовал Р.Г. Маршаев в своей статье «Казикумухское шамхальство в русско-турецких отношениях во второй половине XVI – начале XVII вв.». Помимо этого компилятор внес в текст значительные искажения, заменив повсюду названия кумыкского государства Тарковское шаухальство на Казикумухское и этнонимы кумыков и аварцев на лакцев. Текст разделен на четыре главы, но названия даны лишь двум последним. Документ завершается пространственным описанием русских владений на Тереке и совершенно отходит от темы своего заглавия». |
Каким же образом обозначалось шамхальство в древних летописях и архивных, документальных материалах того периода?
Шамхальство в русских летописях и документах XVI—XVII вв. известно как «Шевкалы», «Шевкальская земля», «Шевкальское царство», «Кумыцкая земля». Так, в материалах Российского государственного архива древних актов под фондами 77 «Сношения России с Персией», 121 «Кумыцкие и Тарковские дела» шамхальство упоминается без наименования «Казикумухское» и без искажения — т.е. как «Шевкальство». В сборнике архивных материалов С.А. Белокурова «Сношения России с Кавказом», хронологически охватывающем период 1578—1613 гг. и посвященном русско-кавказским отношениям, встречаются термины «Шевкал», «Шевкалская земля», «Шевкалова земля», «Кумыцкая земля», «кумыцкие люди», при этом нигде не указывается шамхальство как «Казикумухское».
В таком авторитетном источнике, как «Путешествия русских послов XVI—XVII вв. Статейные списки», шамхальство обозначается как «Шевкальское царство», «Кумыки», чем, безусловно, подчеркивается: под этим названием имелось в виду прежде всего политическое образование, население которого в основном составлял кумыкский этнос. При этом следует учитывать, что «Статейные списки», представляющие собой отчеты русских послов об их пребывании за границей в XVI— XVII вв., становятся неотъемлемой частью «Посольских дел», что служит свидетельством их достоверности и научной ценности.
В какой период Кази-Кумух подчинился шамхалу?
Говоря о вхождении лакцев в состав шамхальства, профессор Р.М. Магомедов писал: «Начиная с XV в. шамхал выступает как один из могущественных правителей всего Северо-Восточного Кавказа. Быть может, именно тогда шамхалу удалось на время подчинить Казикумух и понудить лаков платить ему дань». Эту же идею Р.М. Магомедов развил в своей работе «История Дагестана», где подчеркивал, что «под шамхальством подразумевается, главным образом, земля, населенная кумыками… шамхалы сохраняли в зависимости от себя и Кази-Кумух».
Помимо Кази-Кумуха имелись ли у шамхалов Тарковских резиденции в других населенных пунктах Дагестана?
У шамхалов Тарковских имелись резиденции также в селах Кумух, Бойнак, Кафыр-Кумух и Казанище.
При исследовании проблемы шамхальства возникает закономерный вопрос об этнической принадлежности шамхалов.
Известный дагестанский ученый-профессор, доктор исторических наук С.Ш. Гаджиева указывает на их тюркское происхождение. Как известно, шамхалы носили тюркские имена (Будай, Чопан, Гирей, Ильдар, Сурхай и др.). О тюркско-кыпчакской (кумыкской) этнической принадлежности шамхалов свидетельствует характер узора на одном из памятников шамхальского кладбища в Кумухе, относящемся ко второй половине XVI в.
Имеются ли помимо отечественных, зарубежные документальные источники, подтверждающие тюркскую версию происхождения шамхалов?
По поводу тюркско-татарской версии происхождения шамхалов известный дагестанский историк К.М. Алиев, ссылаясь на важный документ эпохи османо-сефевидских войн XVI в. — «Османский (турецкий) реестр мусульманским владетелям Северо-Восточного Кавказа. 1574—1586 гг.», — пишет, что в документах 1578—1586 гг. отец Султан-Махмуда Чопан титулуется аналогично крымским ханам и именуется при этом “Dagistan Hakimi Ulu-Sauhal” («Дагестана владетель Великий Шавхал»), “Komuk Hakimi Ulu-Sauhal” («Кумыков владетель Великий Шавхал») и даже “D agistan Komuk-Kaitag Hakimi Ulu-Sauhal” («Дагестана кумыкско-кайтагский владетель Великий Шавхал»).
В каком году шамхальство Тарковское прекратило свое существование?
В 1867 году шамхальство было упразднено, и на его территории был образован Темир-Хан-Шуринский округ Дагестанской области.
Беседовал Гаджи Мирзаев