Прокуратура г. Махачкалы разъясняет
Надзорные органы вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений вне процедуры проведения проверки в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
Так, например, органы Роспотребнадзора вправе выдавать предписания, обязательные для исполнения, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Ведь в указанных случаях выдача предписания об устранении нарушений санитарного законодательства связана с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания.
Также предписание может быть выдано не по результатам проверки когда факты допущенных нарушений достоверно установлены в рамках иной законной процедуры — при производстве по делу об административном правонарушении.
При этом административный орган обеспечивает реализацию права субъекта, в отношении которого проводится административное расследование, на защиту в рамках производства по делу об административном правонарушении, в соответствии с частью 3.1 ст.28.7 КоАП РФ. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.
***
Вопросы, связанные с порядком использования, благоустройства придомовой территории решаются путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме посредством очного и заочного, а также очно-заочного голосования. На это указывают статьи 44 и 44.1 Жилищного кодекса РФ. Следовательно, для размещения на придомовой территории предприятий торговли или общественного питания, в частности, киоска, ларька, мини-рынка или летнего кафе необходимо получить согласие собственников помещений многоквартирного дома.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 5 декабря 2019 г. №№ 3274-О и 3273-О, проанализировав нормы материального права во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, пришел к выводу о том, что у органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный запрет на размещение нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовой территории многоквартирных домов, а любой другой запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания и иметь своим источником отраслевое законодательство. Кроме того, при решении вопроса о размещении НТО местные власти должны стремиться к наилучшему удовлетворению потребностей населения в получении товаров и услуг и искать баланс интересов бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придомовой территории многоквартирного дома допускается лишь как дополнение к основным видам её благоустройства (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или препятствовать их осуществлению.
Данная правовая позиция сложилась у Конституционного Суда РФ при оценке решений нижестоящих судебных инстанций, вынесенных по гражданским делам.
В рассматриваемом деле предприниматели и жители многоквартирного дома согласовали аренду земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, под размещение торговых павильонов. Однако местные власти установили в Правилах благоустройства полный запрет на размещение НТО на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.
ИП и ТСЖ подали административный иск об отмене запрета, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, однако Верховный Суд РФ в иске отказал, отметив, что вопросы размещения НТО как элементов благоустройства территории должны регулироваться именно муниципальными правилами благоустройства территории.
В связи с вышеизложенным, несостоявшиеся арендаторы и арендодатели обратились в Конституционный Суд РФ.
По мнению Конституционного Суда РФ, положения действующего законодательства не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по установлению абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории многоквартирного дома, если собственники этих участков согласны на размещение объекта и соблюдены иные обязательные требования.
***
Работников бизнеса нельзя привлечь в качестве соучастников «предпринимательского» преступления только за то, что они выполняли поручения своего руководителя. А самого руководителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он взял на себя обоснованные риски во имя общественной пользы. Такие разъяснения дал Пленум Верховного суда.
11 июня 2020 г. Пленум ВС РФ внес изменения в несколько своих «уголовных» постановлений, в том числе в разъяснения от 15 ноября 2016 года «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности».
Верховный суд РФ не ограничился «косметическими» изменениями и внес в постановление несколько новых положений.
В частности, следующее:
1) Частно-публичное обвинение предпринимателя
Пленум подчеркивает: большая часть «предпринимательских» преступлений (ст. 159.1–159.3, 159.5, 159.6, 160, 165, ч. 1 ст. 176, ст. 177, 180, 185. 1, ч. 1 ст. 201 Уголовного кодекса) относится к делам частно- публичного обвинения. Возбуждаются такие дела по заявлению потерпевшего и только при условии, что они совершены ИП или руководителем коммерческой организации в связи с предпринимательской деятельностью. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 5–7 ст. 159 УК, относятся к делам частно-публичного обвинения без какого-либо условия.
2) Законность следственных мероприятий
При проверке законности возбуждения уголовного дела суд должен уделять особое внимание проверке действий и мероприятий, которые связаны с ограничением имущественных и иных прав и свобод предпринимателей или сотрудников бизнеса. Если мероприятие было проведено незаконно, то суд должен вынести его «за скобки» и не учитывать его результаты при оценке обоснованности уголовного преследования.
3) Налоговые преступления
Налоговые преступления предусматривают особый порядок действий следователя перед возбуждением дела. Суду обязательно нужно проверять, направил ли следователь в течение трех суток в соответствующий налоговый орган или территориальный орган страховщика копию полученного им от органа дознания сообщения о налоговом преступлении. К копии должны быть приложены соответствующие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.
До получения ответа от налоговой службы следователь может возбудить дело, только если у него хватает других данных, указывающих на признаки преступления. Такие данные могут содержаться в материалах, которые направил прокурор в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании, в заключении эксперта и других документах.
Если суд выяснит, что у следователя не хватало данных для возбуждения уголовного дела, то он может отменить постановление следователя и обязать последнего устранить нарушения уголовного закона.
4) Ограничения на арест
Уголовно-процессуальный кодекс содержит запрет на аресты по ряду «предпринимательских» статей (ч. 1.1 ст. 108 УПК). Но если индивидуальный предприниматель или руководитель коммерческой организации совершил преступление из перечня, а следователь хочет отправить его в СИЗО, то возможность найдется. Для этого нужно доказать, что инкриминируемое преступление не связано с бизнес- процессами. Если это не смогут доказать, то суд не вправе арестовать коммерсанта.
ВС подчеркивает: чтобы отправить предпринимателя в СИЗО, следователю не хватит одного лишь указания на «корыстный мотив» подозреваемого. Также не сработает ссылка на способ распоряжения похищенным имуществом (например, присвоил лично или использовал для целей предпринимательства), потому что это не доказывает, что деяние совершили вне связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Эти разъяснения ВС повторяют и немного дополняют те, что сегодня добавили в специальное постановление по мерам пресечение (см. «Пленум ВС: как избирать меру пресечения»).
5) Преступление, совершенное группой лиц
Преступление, совершенное группой лиц, наказывается строже. Поэтому Пленум ВС настаивает на особой проверке того факта, что преступление действительно совершалось в группе. Суду нужно обращать внимание на ряд вопросов при рассмотрении уголовного дела. Был ли у каждого из соучастников умысел на совершение преступления в составе группы лиц? Была ли между соучастниками предварительная договоренность? Принимали ли фигуранты дела участие в выполнении определенных действий, о которых они предварительно договорились?
Особое внимание следует уделять случаям, когда за соучастие привлекают помощника руководителя организации, специалиста или другого работника. Сложившиеся между работником и предпринимателем (руководителем) трудовые или личные отношения сами по себе не могут рассматриваться в качестве доказательства совершения ими преступления в составе группы лиц по предварительному сговору, отмечает ВС.
«Выполнение работником распоряжений руководителя, связанных с осуществлением преступной деятельности, не может выступать единственным основанием для привлечения работника к ответственности за соисполнительство в таком преступлении».
6) Иногда за преступления не накажут
Пленум ВС вводит новые разъяснения. Нельзя признать действие преступным (хотя и содержит в себе признаки преступления), если оно было направлено на устранение или недопущение опасности, угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства. Но только при условии, что не были нарушены «пределы крайней необходимости».
Так, нельзя привлечь к уголовной ответственности за временное осуществление предпринимательской деятельности с просроченной лицензией, если прекращение такой деятельности может привести к «дезорганизации работы объектов жизнеобеспечения». Например, к прекращению отопления жилых домов и социальных объектов.
7) (Не)обоснованный риск
Положения ст. 41 УК об обоснованном риске распространяются и на предпринимателей, подчеркивает ВС. Обоснованный риск в ходе экономической деятельности для «достижения общественно полезной цели» и при условии соответствия риска обозначенным в законе критериям. К таким критериям относится невозможность достижения общественно полезной цели путем совершения действий (или бездействия), не связанных с риском. Также при «обоснованном риске» предпринимателю нужно принять «достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам».
Но если риск предпринимателя заведомо связан с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия, то допущенный им риск нельзя признать обоснованным.
Особенности прием а в ВУЗы в 2020 г .
Особенности приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2020/21 учебный год установлены Приказом Минобрнауки России от 15.06.2020 № 726.
Прием документов, необходимых для поступления по программам бакалавриата и программам специалитета, осуществляется до сдачи и получения поступающими результатов вступительных испытаний в форме единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ).
Расписание вступительных испытаний, проводимых ВУЗом самостоятельно, размещается на официальном сайте организации в сети «Интернет» не позднее 15 июля 2020 г.
Для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов:
1) в электронной форме посредством электронной информационной системы организации;
2) с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
3) через операторов почтовой связи общего пользования;
4) лично в организацию (если такая возможность предусмотрена).
Кроме того, также определены сроки зачисления, проведение организацией вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий, порядок подачи заявления о приеме в электронной форме.
Следует отметить, что указанные особенности не распространяются на порядок и условия приема в высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Защита социальных прав
Внесенные в Конституцию РФ поправки призваны укрепить социальные гарантии граждан России, поскольку данные поправки наполняют норму о социальных обязательствах государства конкретным содержанием.
Норма о социальных обязательствах государства станет нормой прямого действия. Речь идет о минимальном размере оплаты труда, который не может быть ниже прожиточного минимума. Это также обязательная индексация пенсий, которая должна ежегодно проводиться.
В частности,
МРОТ не меньше прожиточного минимума
«Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации», — таким пунктом дополняется статья 75 в новой редакции Конституции.
Эта статья дополняет гарантии, уже закрепленные в статье 7 Конституции, что «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Регулярная индексация пенсий
«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом», — также будет гласить ч. 6 статьи 75.
Регулярная индексация социальных выплат
«В Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом, гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат», — еще один пункт новой редакции данной статьи.
Защита семьи и детей
Поправками в Основной закон закрепляется защита и сохранение традиционных ценностей – «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях» (ст. 72, ч. 1, п. Ж1).
Кроме того, подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения» (ст. 67.1, ч. 4).
Гарантия благосостояния граждан
Конституция РФ дополняется статьей 751, которая гласит: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность».
***
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 № 797 утверждены Правила осуществления специальных выплат гражданам, принявшим на сопровождаемое или временное проживание (под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что специальная выплата за период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. в размере 12 130 рублей ежемесячно предусмотрена: работникам государственных и негосударственных организаций, принявшим на сопровождаемое проживание инвалидов и престарелых граждан из стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, взявшим на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; волонтерам и другим гражданам Российской Федерации, которые взяли на временное проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов, престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из организаций социального обслуживания, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для получения указанной выплаты необходимо до 01.10.2020 года обратиться с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с приложением копии документа удостоверяющего личность, и полномочия представителя (при наличии). Указанное заявление рассматривается в срок до 5 рабочих дней, и при положительном решении, в течении 3-х рабочих дней социальная выплата зачисляется на счет, указанный в заявлении. При отказе в предоставлении социальной выплаты, территориальный орган Пенсионного Фонда направляет в течение 1 рабочего дня, следующего за днем принятия решения, принятое решение с указанием основания для отказа. Названное постановление Правительства Российской Федерации вступает силу с 09.06.2020.
Привлечены к ответственности
Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению жителей Кизилюртовского района, по результатам которой в адрес главы администрации муниципального образование сельского поселения «село Миатли» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В указанном представлении изложены следующие требования прокурора:
безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя межрайонной прокуратуры и принять меры по устранению указанных в нем нарушений;
в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших;
по выявленным фактам нарушения законодательства решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности;
о дне рассмотрения настоящего представления необходимо уведомить межрайонного прокурора для обеспечения представительства при рассмотрении.
Однако, по истечении месяца с момента внесения представления главой администрации муниципального образования меры по устранению нарушений закона не приняты, ответ о рассмотрении требований прокурора изложенных в представлении, в межрайонную прокуратуру не направлен.
В этой связи межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации муниципального образование сельского поселения «село Миатли» направлено требование о необходимости к определенному установленному сроку представить в межрайонную прокуратуру информацию о причинах неисполнения требований прокурора.
В межрайонную прокуратуру поступил ответ главы администрации указанного муниципального образования, согласно которому представление и требование рассмотрены на совещании у главы администрации села Миатли с приглашением помощника межрайонного прокурора.
Однако межрайонная прокуратура о дне рассмотрения указанного представления не уведомлена и помощник межрайонного прокурора на указанном совещании участия соответственно не принимал.
Также в ответе главы сельского поселения не указанно о причинах неисполнения требований прокурора, изложенных в представлении.
Таким образом, по результатам рассмотрения представление прокурора изложенные в нем требования не выполнены.
По указанному факту межрайонной прокуратурой в отношении главы администрации муниципального образование сельского поселения «село Миатли» Кизилюртовского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом).
Данное постановление рассмотрено Кизилюртовским районным судом, должностное лицо – глава администрации муниципального образования привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Административное правонарушение
Кизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения должностными лицами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан законодательства, обеспечивающего защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора).
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ должностным лицом Северного межрайонного управления по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии РД в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок» не внесена информация о результатах внеплановой выездной проверки, согласованной с межрайонной прокуратурой.
В соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона № 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля, муниципального контроля проверок, а также их результатов, создается федеральная государственная информационная система «Единый реестр проверок».
Согласно п. 16 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415, информация о результатах проверки, содержащая, в том числе дату, время и место составления акта проверки, фамилию, имя, отчество и должность должностного лица, проводившего проверку, сведения о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения, подлежит внесению в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок» уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки.
Однако в нарушение вышеуказанных норм законодательства должностным лицом — ведущим специалистом Северного межрайонного управления по экологии и природопользованию Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан результаты проверки в соответствующий реестр не внесены.
По данному факту межрайонной прокуратурой в отношении ведущего специалиста вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ.
Данное постановление рассмотрено мировым судом города Кизилюрта, должностное лицо привлечено к административной ответственности, результаты проверки в соответствующий реестр внесены.
Магомед Гамзалаев,
помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора
Перепланировка помещений в многоквартирном доме
Федеральным законом от 24.04.2020 № 133-ФЗ внесены изменения в статью 7.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), устанавливающую административную ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями и самовольные перепланировку и переустройство помещений в многоквартирном доме.
Статья 7.21 КоАП РФ дополнена положениями о привлечении к административной ответственности за самовольное переустройство или перепланировку помещений в многоквартирных домах юридических лиц с наложением административного наказания в виде штрафа на сумму от 40 тыс. до 50 тыс. руб. и должностных лиц с назначением наказания в виде штрафа на сумму от 4 тыс. до 5 тыс. руб.
Порча жилых помещений, их оборудования или использование помещений не по назначению повлечет штраф для юридических лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., для должностных лиц — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Гражданин за совершение этих правонарушений также может быть подвергнут административному штрафу.
Статья также дополнена примечанием, согласно которому за административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.21 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) несут административную ответственность как юридические лица.
Айшат Ибрагимова,
помощник прокурора Ленинского района Махачкалы 9