ВЕСТИ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

На контроле в прокуратуре РД

Вопросам защиты прав субъ­ектов предпринимательской де­ятельности прокуратурой Респу­блики Дагестан уделяется особое внимание.

В ходе проведенного анализа установлено, что по состоянию на декабрь 2019 сумма долга перед бизнесом Дагестана по исполнен­ным государственным и муници­пальным контрактам составила 1,3 млрд. рублей.

В целях обеспечения погаше­ния задолженности прокуратурой республики дано поручение го­родским и районным прокурорам активизировать надзорные меро­приятия в этом направлении.

Прокурорами с более чем 150 предпринимателями проведены беседы

(в том числе в телефонном режи­ме).

В защиту прав предпринимате­лей прокурорами внесено 23 пред­ставления об устранении наруше­ний закона, по результатам рас­смотрения которых 12 должност­ных лиц привлечены к дисципли­нарной ответственности. Возбуж­дено 5 административных дел по ч. 1 ст. 7.32.5 КРФоАП (нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государ­ственных и муниципальных нужд).

В результате принятых прокуро­рами мер по состоянию на май 2020 года обеспечено снижение задол­женности по оплате заказчиками государственных и муниципальных контрактов до 449 млн. рублей.

Прокурорами Кизилюртовской межрайонной прокуратуры, Даха­даевского, Кайтагского, Цумадин­ского, Унцукульского и Шамильско­го районов по поручению прокура­туры республики приняты допол­нительные меры, направленные на ликвидацию задолженности.

Так, по состоянию на июнь 2020 года задолженность в указанной сфере удалось снизить до 231 млн. рублей.

Кроме того, по результатам рас­смотрения представлений про­куратуры Республики Дагестан погашена задолженность по госу­дарственным контрактам на общую сумму 14 млн. 434 тыс. рублей (Ми­нистерствами здравоохранения РД, по земельным и имущественным отношениям РД, и промышленности и энергетики РД полностью, а Мини­стерством образования и науки РД в размере 1 млн. 490 тыс. рублей).

В настоящее время прокурора­ми городов и районов республики продолжается принятие мер по обеспечению погашения остав­шейся задолженности.

***

По поручению прокуратуры Ре­спублики Дагестан прокурорами городов и районов проведены проверки исполнения требова­ний трудового законодательства.

По итогам принятого прокуро­рами комплекса дополнительных мер реагирования в июне 2020 года обеспечено погашение за­долженности по выплате заработ­ной платы на общую сумму более 50 млн. рублей.

В частности, полностью пога­шена задолженность по заработ­ной плате перед работниками открытого акционерного обще­ства «Махачкалаводоканал», му­ниципального унитарного пред­приятия «Очистные сооружения канализации гг. Махачкала-Ка­спийск» и государственного уни­тарного предприятия «Чистая вода».

Работа по обеспечению ликвидации задолженности по оплате труда продолжается.

Изет Гаджиев,

первый заместитель прокурора РД

Внесено представление

Прокуратурой города в ходе проверки установлено, что прак­тически на всей территории зе­мельного участка с кадастровым номером 05:40:000067:4119, расположенного по адресу: г. Махачкала, квартал Г-1, ул. За­морская, 6, (пос. Редукторный) вырыт и не огорожен котлован, заполненный водой, вблизи ко­торого находится строительный и бытовой мусор, металличе­ские прутья, высохшие ветви деревьев, острые обломки бе­тонных плит, представляющие угрозу для жизни и здоровья на­селения.

Между тем, выданное в 2016 году администрацией города соб­ственнику земельного участка ООО РЦ «МЖК-Строй» разреше­ние на строительство 9-этажного многоквартирного жилого дома по указанному адресу по протесту прокуратуры города отменено, как незаконное.

В частности, не были соблюде­ны требования, предъявляемые к плотности застройки, а также площади земельного участка под строительство многоквартирного жилого дома.

В последующем, решением Со­ветского районного суда г. Ма­хачкалы удовлетворены исковые требования прокуратуры города к ООО РЦ «МЖК-Строй» об обяза­нии привести земельный участок в первоначальное состояние путем засыпки котлована и восстановле­нии почвенного покрова.

Ответчиком на указанное реше­ние суда подана апелляционная жалоба, которая находится на ста­дии рассмотрения в Верховном суде республики.

С учетом того, что отсутствие со стороны собственника земельно­го участка мер по добровольному приведению его в первоначальное состояние представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, прокуратурой города 11.06.2020 в адрес главы города внесено представление с требованием принятия безотлагательных мер, направленных на устранение на­рушений федерального законода­тельства, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и портящий архитектурный облик г. Махачкалы.

Шамиль Магомедов,

прокурор Махачкалы

Защита социальных прав

Внесенные в Конституцию РФ поправки призваны укрепить соци­альные гарантии граждан России, поскольку данные поправки напол­няют норму о социальных обяза­тельствах государства конкретным содержанием.

Норма о социальных обязатель­ствах государства станет нормой прямого действия. Речь идет о ми­нимальном размере оплаты труда, который не может быть ниже про­житочного минимума. Это также обязательная индексация пенсий, которая должна ежегодно прово­диться.

В частности, МРОТ не меньше прожиточного минимума «Рос­сийская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты тру­да не менее величины прожиточ­ного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации», — таким пунктом до­полняется статья 75 в новой редак­ции Конституции.

Эта статья дополняет гарантии, уже закрепленные в статье 7 Кон­ституции, что «в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный ми­нимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, уста­навливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Регулярная индексация пенсий «В Россий­ской Федерации формируется система пенсионного обеспече­ния граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и под­держивается ее эффективное функционирование, а также осу­ществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в поряд­ке, установленном федеральным законом», — также будет гласить ч. 6 статьи 75.

Индексация выплат

«В Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом, гарантируются обяза­тельное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социаль­ных пособий и иных социальных выплат», — еще один пункт новой редакции данной статьи.

Защита семьи и детей

Поправками в Основной закон закрепляется защита и сохра­нение традиционных ценностей – «защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита ин­ститута брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обя­занности заботиться о родителях» (ст. 72, ч. 1, п. Ж1).

Кроме того, подчеркивается, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствую­щие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуаль­ному и физическому развитию детей, воспитанию в них патрио­тизма, гражданственности и ува­жения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семей­ного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отно­шении детей, оставшихся без попечения» (ст. 67.1, ч. 4).

Гарантия благосостояния граждан

Конституция РФ дополняется статьей 751, которая гласит: «В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономи­ческого роста страны и повыше­ния благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обя­занностей гражданина, социаль­ное партнерство, экономическая, политическая и социальная соли­дарность».

Без госпошлины

Пенсионеры освобождены от уплаты государственной пошли­ны по искам имущественного ха­рактера к пенсионным органам на всех стадиях судебного процесса.

В силу статьи 88 Гражданского процессуального кодекса РФ су­дебные расходы состоят из госу­дарственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государ­ственной пошлины устанавлива­ются федеральными законами о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 89 ГПК РФ льготы по уплате государ­ственной пошлины предоставля­ются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По общему правилу, предусмо­тренному частью 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Данные правила относятся так­же к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелля­ционной, кассационной и надзор­ной инстанциях (ч. 2 ст. 98 ГПК РФ).

В целях предоставления допол­нительных гарантий гражданам-пенсионерам при обращении их в суд с исками, административными исками по требованиям, вытекаю­щим из пенсионных отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом споров по таким требованиям, На­логовым кодексом РФ установле­но исключение из общего правила о распределении судебных расхо­дов.

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты го­сударственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским про­цессуальным законодательством Российской Федерации и законо­дательством об административ­ном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы — пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установ­ленном пенсионным законода­тельством Российской Федера­ции, — по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к феде­ральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенси­онное обеспечение лиц, проходив­ших военную службу.

Из содержания приведенной нормы НК РФ следует, что льгота названной категории лиц предо­ставляется в виде освобождения их от уплаты государственной по­шлины не только при подаче иска в суд, но и на всех стадиях рассмо­трения дела.

Альбина Шамаева,

помощник прокурора Махачкалы.

Горячее питание учащихся

В рамках реализации инициати­вы Президента Российской Феде­рации, изложенной 15 января 2020 года в ежегодном Послании к Фе­деральному Собранию, был принят Федеральный закон от 01.03.2020 N 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продук­тов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Рос­сийской Федерации» закрепляю­щими обязанность учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций не менее одного раза в день обеспе­чивать детей, обучающихся в этих организациях по образовательным программам начального общего образования, бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка.

Согласно части 2.1 статьи 37 Фе­дерального закона «Об образова­нии в Российской Федерации», с 1 сентября 2020 года предостав­ление бесплатного горячего пи­тания всем ученикам 1-4 классов государственных и муниципальных общеобразовательных школ, гим­назий и лицеев должно осущест­вляться за счет ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федера­ции, местных бюджетов и иных ис­точников финансирования, пред­усмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании части 5 статьи 37 названного закона на софинанси­рование организации и обеспече­ния бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования бюджетам субъек­тов Российской Федерации могут предоставляться субсидии из фе­дерального бюджета в размере, порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Важно подчеркнуть, что вместе с правом на детское школьное пи­тание вводятся и новые стандар­ты его контроля, как для образо­вательных учреждений, так и для поставщиков. Образовательные учреждения и организации от­дыха детей, обеспечивающие их питание, обязаны обеспечивать детей горячим питанием с учетом установленных норм, соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей в организованных детских коллективах, а также учитывать представляемые по инициативе родителей сведения о состоянии здоровья ребенка. Запрещается обращение опасных или некаче­ственных пищевых продуктов, а также продуктов, в отношении ко­торых был установлен факт фаль­сификации, в отношении которых не может быть подтверждена про­слеживаемость, не имеющих мар­кировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, либо в отно­шении которых не имеется таких сведений.

Федеральным законом от 01.03.2020 №47-ФЗ, которым вне­сены указанные изменения, пред­усмотрено поэтапное осуществле­ние мероприятий по обеспечению условий для организации бесплат­ного горячего питания обучающих­ся данной категории в период с 1 сентября 2020 года по 1 сентября 2023 года.

Магомед Омаров,

прокурор Ленинского района Махачкалы

По результатам проверок

Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению граждан проведе­на проверка об осуществлении деятельности по недропользова­нию индивидуальным предприни­мателем с нарушением требова­ний законодательства об охране окружающей среды на террито­рии ГКУ «Хасавюртовское лесни­чество».

В ходе проверки выявлены мно­гочисленные нарушения требова­ний законодательства об охране окружающей среды, среди кото­рых, в частности, нецелевое ис­пользование предоставленного в аренду лесного участка, отсут­ствие проекта освоения лесов, прошедшего в установленном по­рядке государственную экспер­тизу, нарушение условий лицен­зионного соглашения.

В связи с чем, прокуратурой внесены представления в адрес врио председателя Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан и Министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, которые рассмотрены и удовлетворены с привлечением к дисциплинарной ответственно­сти 2 должностных лиц.

По факту нецелевого исполь­зования лесного участка и нару­шения условий лицензионного соглашения ММПП возбуждены производства по делам об адми­нистративных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.8 и ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

Более того, на арендованном участке лесного фонда выявлена незаконная рубка лесных насаж­дений, вследствие чего причинен ущерб лесному фонду в размере 2 741 762 рублей. Совершение указанных противоправных дей­ствий образует состав престу­пления, предусмотренный ч. 3 ст. 260 УК РФ. В этой связи, Ма­хачкалинской межрайонной при­родоохранной прокуратурой в ОМВД России по Хасавюртовско­му району направлены постанов­ление и материалы проверки для решения вопроса об уголовном преследовании по факту незакон­ной рубки лесных насаждений.

***

Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на первое полугодие 2020 про­ведена проверка соблюдения требований лесного законода­тельства в ГКУ «Каякентское лес­ничество».

Установлено, что арендатора­ми лесных участков не соблю­даются требования по обеспе­чению участков лесного фонда необходимым противопожарным инвентарем, средствами пред­упреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нор­мативами обеспеченности, опре­деленными Министерством при­родных ресурсов и экологии Рос­сийской Федерации.

Кроме того, в ходе проверки установлены факты нецелевого использования арендованных лесных участков.

В связи с чем, в отношении 20 арендаторов возбуждены про­изводства по делам об админи­стративных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) и ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (нецелевое исполь­зование земельного участка), которые направлены для рассмо­трения по подведомственности в Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан и Управле­ние Росреестра по Республике Дагестан.

Всего по результатам проверки выявлено 81 нарушение феде­рального законодательства, в це­лях устранения которых в адрес руководителя ГКУ «Каякентское лесничество» внесено представ­ление.

Фактическое устранение на­рушений находится на контроле в Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуре.

Амир Гамидов,

помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора

Запрещенная информация

Прокуратурой Советского райо­на г.Махачкалы проведен монито­ринг в сети «Интернет» на предмет соблюдения требований законо­дательства при размещении ин­формации.

В ходе мониторинга выявлено 12 интернет – страниц, на которых размещены информации о про­даже документов о среднем, спе­циальном и высшем образовании без прохождения обучения в обра­зовательных организациях. Вход на сайты свободный, не требует дополнительной регистрации, что представляют возможность досту­па к ним неограниченного числа лиц.

Установлено, что информация пропагандирует подделку офици­альных документов и предостав­ление данных документов гражда­нам. За предоставление таких до­кументов предлагается заплатить денежные средства.

Приобретенные таким путем фиктивные документы, в случае их незаконного использования, до­пускают к работе с населением не­подготовленные кадры, что может повлечь серьезные последствия для жизни и здоровья граждан и представляют реальную угрозу ин­тересам Российской Федерации, и тем самым нарушаются права и законные интересы неопределен­ного круга лиц.

По результатам проведенной проверки прокуратурой райо­на в Советский районный суд г.Махачкалы направлено 12 ад­министративных исковых заявле­ний в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодекса администра­тивного судопроизводства РФ о признании информации, разме­щенной на сайтах в сети интернет, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.

Уголовное дело

Прокуратурой Советского рай­она г.Махачкалы проведена про­верка исполнения ООО УК «Лидер» требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

В ходе проверки установлено, что ООО УК «Лидер» в нарушение

требований федерального зако­нодательства осуществляет раз­мещение твёрдых коммунальных отходов г.Махачкалы на земельном участке «Чиркес-кутан», который не имеет соответствующего за­ключения Министерства природ­ных ресурсов и экологии Россий­ской Федерации.

Деятельность ООО УК «Лидер» по размещению твердых коммуналь­ных отходов на вышеуказанном зе­мельном участке незаконна и при­чиняет существенный вред обще­ству и региону в целом. Выполне­ние работ и оказание услуг ООО УК «Лидер» по вывозу ТКО не отвечают требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, т.к. дан­ная территория находится вблизи нового жилого микрорайона.

По результатам проверки, 26.06.2020 прокуратурой района в следственный орган направлен ма­териал для решения вопроса об уго­ловном преследовании в отноше­нии руководителя ООО УК «Лидер».

По данному материалу следова­телем по особо важным делам СО по Советскому району г.Махачкалы СУ СК РФ по РД возбуждено уго­ловное дело по ч. 1 ст. 238 УК РФ, которое находится на контроле прокуратуры района.

Назим Кехлеров,

прокурор Советского района г.Махачкалы

Укрывательство

Ответственность за укрыватель­ство особо тяжких преступлений предусмотрена статьей 316 Уго­ловного кодекса Российской Феде­рации.

К таковым относятся: убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное при­чинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), разбой (ч.ч. 3-4 ст. 162 УК РФ) и другие.

Укрывательство заключается в заранее не обещанном сокрытии преступника, совершившего особо тяжкое преступление, следов, ору­дий и средств такого преступле­ния, а также предметов, добытых преступным путем. Если же лицо участвует в совершении престу­пления, то его действия не могут расцениваться как укрывательство.

Согласно примечания к статье 316 УК РФ, освобождаются от уго­ловной ответственности за зара­нее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений супру­ги или близкие родственники со­вершившего преступление лица, к которым, помимо супругов, отно­сятся родители, дети, усыновите­ли, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Указанные лица уголовной от­ветственности по статье 316 УК РФ не подлежат. Санкция статьи 316 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо ареста на срок от трех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.

Продажа документов

Прокуратурой Советского района г.Махачкалы в ходе мониторинга в сети «Интернет» выявлено 3 интер­нет – страницы, на которых разме­щена информация о продаже доку­ментов о среднем, специальном и высшем образовании без прохож­дения обучения в образовательных организациях. Вход на сайты сво­бодный, не требует дополнительной регистрации, что представляет воз­можность доступа к ним неограни­ченного числа лиц.

Данная информация пропаган­дирует подделку официальных до­кументов и предоставление данных документов гражданам. За предо­ставление таких документов пред­лагается заплатить денежные сред­ства.

Таким образом, информация о продаже документов об образо­вании, размещенная на интернет страницах, противоречит требова­ниям законодательства об образо­вании, нарушает единообразный подход и возможности при полу­чении официальных документов по окончании соответствующего уров­ня обучения. Приобретенные таким путем фиктивные документы, в слу­чае их незаконного использования, допускают к работе с населением неподготовленные кадры, что мо­жет повлечь серьезные последствия для жизни и здоровья граждан и представляют реальную угрозу ин­тересам Российской Федерации, и тем самым нарушаются права и за­конные интересы неопределенного круга лиц.

В связи с этим, прокуратурой района в Советский районный суд г.Махачкалы направлено 3 админи­стративных исковых заявления в по­рядке, предусмотренном статьей 39 Кодекса административного судо­производства РФ о признании, раз­мещенной на сайтах в сети интернет информации, запрещено в Россий­ской Федерации, которые судом рассмотрены и удовлетворены.

Надзорные мероприятия про­куратурой района в данной сфере продолжаются.

Сулейман Сейфуллаев,

помощник прокурора Советского района Махачкалы