Хабиб Пахрудинович Гаджиев в Аварском театре 37 лет, из них 27 в качестве директора, 7 лет заместитель директора по творчеству, ранее работал актером, был членом коллегии Министерства культуры Республики Дагестан более четверти века…
Окидывая взглядом весь большой жизненный путь, прожитый с родным Аварским музыкально- драматическим театром им. Гамзата Цадасы, вспоминаю трудные девяностые годы. Материально было просто невыносимо. Не на что было ставить спектакли. Зрительные залы пустовали. В глазах людей безысходность и отчаяние, какой уж тут театр.
Заработная плата актеров была мизерная, что, конечно, не могло не сказываться на общем состоянии труппы, атмосфере в театре, ведь у каждого семьи, которые надо кормить, и это притом, что артисты плотно заняты в спектаклях. Тогда из театра многие шли, почти одна третья часть актеров.
Нужно было что-то делать, чтобы обеспечить существование театра…
Театр знаком мне со всех сторон. Работал и актером и заместителем директора и директором, хорошо знаю цену закулисному наушничеству и интриганству. Необходимо помнить, что интеллигентность во всем: в работе администраторов, в отношениях с рабочими сцены, сотрудниками цехов, любых актерских производственных конфликтах — неустанное требование театра — строгость, но справедливая.
Некоторые режиссеры выступают в прессе и утверждают, что в театре необходимо единовластие художественного руководителя. Очень хорошая мысль заложена в Положении о театре, где указано, что художественным руководителем может стать человек любой театральной профессии, не обязательно режиссер. Однако, чтобы безграничная власть сосредоточилась в одних руках, руках художественного руководителя театра, нужен отдельный талант. Менеджерским талантом не все обладают. Помимо этого он должен быть хорошим финансистом, организатором, администратором.
Наверное, невозможно выучиться на художественного руководителя в учебном заведении. И ВУЗа такого нет. Профессии режиссера как-то научить еще можно, а худрука нет. Режиссер — сам по себе уже предполагает художественное лидерство, но для управления театром этого недостаточно. Нужна какая-то малость. Может быть, скромность или совесть, когда человек стесняется пользоваться властным положением в собственных интересах, вопреки интересам управляемого им театрального общества.
Очевидно, взаимоотношения коллектива театра и его художественного руководителя хрупко балансируют между ДОВЕРИЕМ И ПРАВОМ. Право можно получить только вслед за доверием. И распоряжаться можно, пока не иссякнет доверие. Присутствие чувства юмора, я бы сказал, обязательный тест при назначении (или выборах) художественного руководителя. Слишком серьезное отношение к себе, к своей должности часто ставит человека в глупое положение. Главное не надо врать.
Театр такой организм, где все знают все, если я не знаю, как решить проблему, полезнее признаться в этом и отложить ее решение. Обман руководителей даже мелочный, не только унижает, но и развращающе действует на окружающих. Будете врать вы — будут врать вам. Такова коллективная игра в прятки.
Возможно, все это пустяки, но именно эти «пустяки» сейчас уже можно назвать с некими принципами, которые организуют ту атмосферу в театре, которой мы очень дорожим.
В принципе, руководителю добиться в театре рабской подчиненности несложно. Зависимость всех от одного — самый действенный рычаг. Но очень ненадежный… Страх — штука унизительная. Боясь тебя, скорее всего, будут ненавидеть. Создание творческой атмосферы в театре — главный вопрос для руководителя, и начинающего, и с большим опытом.
В Москве на высших курсах директоров нам говорили: «После пяти лет работы в театре, все хорошее что ты делаешь становится обычным, недостатки — невыносимыми!!!»
Поэтому, наверное, в Югославии через каждые четыре года меняют директоров театра, как бы хорошо они ни работали. У нового руководителя новый взгляд, новое видение, он старается что-то новое, хорошее внести.
Никогда нельзя работать ради успеха, надо работать ради дела, а дело — рано или поздно даст все, чего мы вправе ждать от него.
Что волнует, печалит? Театр наш, можно сказать, гастрольный. При плане 280 спектаклей в год, мы на стационаре даем всего 40-50 спектаклей, а остальные 230-240 мы гастролируем в горах.
Нас огорчает, что каждый год сужается география обслуживания. В горах, райцентрах мало, где есть гостиницы и, еще вдобавок участились случаи воспрепятствования гастролям театра в горных районах со стороны местных религиозных авторитетов. (Это не жалоба, это констатация факта).
Мне кажется, что эффективность обслуживания сельского населения театрами будет низкой до тех пор, пока местным отделам культуры, руководителям районов не будет вменена обязанность, личная ответственность за это важное дело. Совершенно недопустимо, что руководители театров, организующие сельские гастроли, выглядят «частными ходатаями», заботящимися о мероприятиях, нужных больше всего им самим. В результате выезд театров на село превращается в формальное мероприятие, вызывающее у актеров и руководства чувство досады и неудовлетворения.
Когда я работал директором Даггосфилармонии (в те 70-е годы прошлого столетия), она была хозрасчетной организацией. Нас обязывали обслуживать каждое село республики, куда было автобусное движение. И только для этого выделяли спецдотацию, которая называлась «для обслуживания села».
Искусство никогда не было доходной статьей, оно всегда существовало за счет меценатства. Нам нужны Алексеевы, Третьяковы, Морозовы, Мамонтовы. Как это происходит во всех цивилизованных странах.
Вы знаете, что, к примеру, японский концерн «Тойота» регулярно покупает для своих работников билеты на традиционное театральное представление «Кабуки?». А ведь цена на них не маленькая. Но это еще не все: Ты, конечно, можешь отказаться от похода в театр, но в фирме существует система огромных штрафов за непосещение театра!!!
У нас же получается как в анекдоте:
— «Скажите, как мы будем жить в 2020 году?»
— «В 2020 году мы будем жить несколько хуже, чем в 2019 году, но зато гораздо лучше, чем в 2021 году».
Если это есть идеология нашего дня, то ни о какой духовности и речи не может быть.
Теперь рискну перейти от «прозы» театральной жизни к ее «поэзии», то есть репертуару и заступиться за такой критикуемый жанр как комедия. Не буду судить сейчас о качестве того или иного произведения, но скажу, хорошая комедия, очень привлекает людей в зрительные залы. Люди после трудового дня хотят развлечься и отдохнуть, что же в этом плохого. И надо только радоваться, что зритель уйдет домой в хорошем настроении полный желания бороться с недостатками, о которых ему рассказывал театр в жанре сатиры и юмора.
Комедийный жанр — один из самых сложных. В трагедии знаешь, на какие болевые точки нажать, и в каком месте плакать. А попробуй, рассмеши народ: не там сделал паузу — и не смешно. Есть такое выражение: «Шутки надо уметь подавать». Встреча с театром должна вызывать у зрителей радость, счастье, восторг.
Когда режиссеры ставят спектакли не для зрителей, а все больше для самовыражения, постановки в основном не трогают, скучны и неинтересны, фальшивы, зритель на такие спектакли не идет.
Мне кажется, настоящий режиссер чувствует, прежде всего, не себя, а тех людей, которые идут на его спектакль. Всемирно известный режиссер Георгий Александрович Товстоногов говорил, что режиссер — полномочный представитель зрительного зала. У него должно быть ощущение острого контакта с жизнью, чтобы рассказать о проблемах, волнующих всех.
Режиссеры, приходящие на постановку спектакля в Аварский театр, удивляются радушию, с которым их принимают и общей сосредоточенности на работе. Неготовность его к репетиции, невнятные требования, вместо действенного, анализа пьесы, ролей и т.д. иной раз вызывает у актеров недоумение и беспокойство за будущую постановку.
Пусть новые прекрасные постановки делают нас и нашу жизнь лучше. Желаем, чтобы зрители к нам в театр приходили как на праздник света, добра и счастья!
Хабиб Гаджиев,
заслуженный работник культуры России и Дагестана