Об изменениях в законодательстве
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 2 августа 2019 года № 300- ФЗ устанавливает, что государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством РФ, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
Федеральным законом также предусматривается, что в случае, если органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов цены на услуги по передаче электрической энергии установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня либо эти цены не приведены в соответствие с предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями цен (тарифов) после их установления федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, на территории субъекта РФ до момента установления цен в соответствии с законодательством РФ подлежат применению предельные минимальные уровни цен на услуги по передаче электрической энергии, установленные федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
***
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части уточнения требований к организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке» от 2 августа 2019 года № 302-ФЗ направлен на упрощение порядка осуществления деятельности по продаже товаров на розничных рынках.
Федеральным законом отменяется требование о наличии у продавца на розничном рынке карточки продавца и устанавливается обязанность продавца иметь в наличии на торговом месте договор о предоставлении торгового места или копию договора и документ, удостоверяющий личность, и предъявлять их по требованию сотрудников органов внутренних дел, контрольных и надзорных органов, а также уполномоченных сотрудников управляющей рынком компании.
***
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 02.08.2019 № 305-ФЗ принят в целях обеспечения условий для устойчивого демографического развития страны.
В настоящее время Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусматривается предоставление дополнительных мер государственной поддержки в виде ежемесячной выплаты семьям в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребёнка, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ. Эта выплата назначается на срок один год и продлевается (при сохранении прежнего материального положения семьи) на срок до достижения ребёнком возраста полутора лет.
Законом изменяется критерий нуждаемости, в соответствии с которым гражданам будет назначаться ежемесячная выплата. С 1 января 2020 года право на получение такой выплаты получат семьи, у которых размер среднедушевого дохода не будет превышать двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте РФ.
Кроме того, в Федеральный закон вносятся изменения, согласно которым ежемесячная выплата семьям в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребёнка (при соответствующем доходе семьи) будет производиться гражданам до достижения ребёнком возраста трёх лет. При этом уточняется порядок обращения за назначением указанной выплаты.
Татьяна Голубова,
старший помощник прокурора РД
Межведомственное совещание
Анализ ситуации по вопросам оборота твердых коммунальных отходов последних лет показал положительную динамику в данном направлении. В тоже время, несмотря на принимаемые прокуратурой города меры реагирования (лишь в 2019 году в адрес главы города внесено 6 представлений об устранении нарушений закона), еще определенные проблемы в данной сфере сохраняются.
Так, по оценке Минприроды РД, в г. Махачкале наблюдается нехватка более 800 контейнерных площадок и более 4 000 контейнеров для складирования мусора.
Одной из основных причин возникновения проблем бесконтрольного складирования коммунальных отходов на территории города и ненадлежащего устройства контейнерных площадок является также отсутствие по настоящее время генеральной схемы санитарной очистки территории г. Махачкалы.
Также имеют место факты несвоевременного вывоза мусора, содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, качество уборки уличного смета, а также несанкционированного складирования мусора.
Кроме того, большое количество установленных контейнеров для складирования мусора не окрашены, отсутствует маркировка владельца, не оборудованы крышками. Часть контейнеров повреждены и не может использоваться по своему назначению. Однако их своевременная замена не производится, в связи с чем имеют место факты складирования твердых коммунальных отходов на контейнерных площадках.
Ненадлежащее исполнение уполномоченными органами вышеуказанных требований законодательства нарушает права граждан на санитарное благополучие, создаёт опасность возникновения и распространения инфекционных заболеваний, образования очагов захламления городских и прилегающих территорий.
Участниками межведомственной рабочей группы выработаны меры по нормализации ситуации в указанной сфере.
Прокуратура Махачкалы
Защита прав предпринимателей
Прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и предпринимателей, в ходе которой установлено, что утвержденные постановлениями главы г.Махачкалы административные регламенты исполнения муниципальных функций по осуществлению контроля жилищного, земельного в области торговой деятельности и в сфере благоустройства на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» не соответствуют требованиям федерального законодательства.
Так, в нарушение статьи 13.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» и пунктов 16-22 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок» в вышеперечисленных административных регламентах, при регламентации прав и обязанностей должностных лиц, ответственных за исполнение муниципальной функции, не предусмотрены обязанности должностного лица, осуществляющего муниципальный контроль, по внесению информации о проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановых и внеплановых проверках и их результатах в ФГИС «Единый реестр проверок».
Поскольку отсутствие в административных регламентах данных о необходимости внесения информации о результатах проверок в ФГИС «Единый реестр проверок» влечет нарушение прав предпринимателей на доступ к указанной информации, ограничивает их право на открытость и доступность информации о муниципальном контроле, прокуратурой города на данные правовые акты принесены протесты на предмет приведения их в соответствие с федеральным законодательством.
Мадина Гаджимурадова,
старший помощник прокурора Махачкалы
Обязанность налогоплательщика
Прокуратурой города Махачкалы в соответствии со своими задачами и в связи с рассмотрением обращения главы администрации внутригородского района «Ленинский район г.Махачкалы» проведен анализ исполнения требований налогового законодательства, обращено особое внимание на полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет и обеспечение контроля за этим. В ходе анализа выявлены грубые нарушения налогового законодательства.
Так, задолженность по налогу за землю физических лиц, по более 1300 земельным участкам за 2016 — 2019 годы по состоянию на 01.09.2019 составляет в сумме более 200 млн. руб.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Вместе с тем, имея вышеуказанную задолженность по уплате налогов, плательщиками земельного налога, предусмотренную ч. 1 ст. 45 НК РФ, обязанность не исполнена, что влечет не поступление денежных средств в бюджеты, не своевременное исполнение обязательств.
В соответствии с п. 1 ст.30 НК РФ, статьями 1, 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
Вышеуказанное нарушение налогового законодательства свидетельствует о ненадлежащем обеспечении налоговыми органами контроля в данной сфере. По отдельным из них истекли сроки исковой давности, что делает принудительное взыскание бесперспективным.
Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов государства и органов местного самоуправления, и на создание материальной базы, которая направлена на эффективное социально- экономическое развитие. А ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению контроля за своевременностью поступления доходов в бюджет и принудительному взысканию недоимок по налогам отрицательно сказывается на социально- экономическом развитии, стало быть, и на защите социальных и экономических прав граждан.
В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой города внесено надлежащее представление.
Чинтир Исмаилов,
старший помощник прокурора Махачкалы
Суд постановил
Вступило в законную силу заочное решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 05.09.2019 об удовлетворении исковых требований Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора о признании отсутствующим права собственности и свидетельства о государственной регистрации земельного участка, расположенного в водоохранной зоне Каспийского моря.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что земельный участок, расположенный в районе ресторана «Лунный берег», с кадастровой стоимостью 57 млн. 293 тысячи рублей, поставлен на государственный кадастровый учет на основании поддельного постановления администрации г. Махачкала от 16.12.2004 № 2447 «О предоставлении гражданину в собственность земельного участка для организации пляжа, строительства развлекательного центра и причала на побережье Каспийского моря».
В то же время в документах делопроизводства администрации г. Махачкалы, а также Центрального государственного Архива Республики Дагестан под номером 2447 от 16.12.2004 значиться постановление администрации г. Махачкалы «О присвоении почетного звания заслуженный работник сельского хозяйства РД главному специалисту республиканского управления животноводства при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан».
Суд постановил, признать отсутствующим у ответчиков права собственности, недействительными договора купли-продажи, а также свидетельства о государственной регистрации права на спорный земельный участок.
Управлению Росреестра по РД и филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республика Дагестан судом предписано аннулировать записи регистрации права собственности и кадастрового учета.
Шамиль Насимов,
старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
Правовое просвещение
В рамках правового просвещения помощником прокурора Ленинского района г. Махачкалы Ибрагимовой А.М. совместно со старшим специалистом Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Ленинского района г. Махачкалы в средних образовательных учреждениях района проведены лекции для учащихся 8-11 классов на тему: «Что нельзя публиковать в сети интернет».
Основной целью мероприятий являлось воспитание правового сознания у несовершеннолетних. Разъяснены понятия «экстремизм»,«клевета», «оскорбление», меры уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности за совершение правонарушений и преступлений, в том числе посредством сети «Интернет».
В завершении мероприятий учащимся были даны ответы на все интересующие их вопросы.
Прокуратура Ленинского района
Ведение единого реестра
Федеральным законом от 02.08.2019 № 279-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки.
Согласно поправкам в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки, включаются сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и об оказанной таким субъектам малого и среднего предпринимательства поддержке. Также в единый реестр вносится информация о наличии нарушения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.
Ведение единого реестра возлагается на Федеральную налоговую службу России. Сведения, содержащиеся в едином реестре, 15-го числа каждого месяца размещаются на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» и являются общедоступными. Первое размещение в сети «Интернет» сведений, содержащихся в едином реестре, должно быть осуществлено 20 декабря 2020 года.
Порядок административного надзора
Федеральным законом от 1 октября 2019 г. № 331-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», уточняющие правила надзора за бывшими заключенными.
Так, установлено, что в случае замены неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами срок административного надзора исчисляется со дня отбытия указанного наказания.
Предусмотрено, что течение срока административного надзора приостанавливается в случае осуждения поднадзорного лица к принудительным работам.
Также расширен перечень оснований для продления судом административного надзора в случае совершения поднадзорным лицом преступления в период его нахождения под таким надзором, в числе которых:
— осуждение поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества;
— осуждение условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания;
— применение к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества.
Уточнены обязанности поднадзорного лица по уведомлению органа внутренних дел о перемене места жительства, пребывания или фактического нахождения.
Измененный порядок административного надзора действует с 12 октября 2019 года.
Ахмед Гамидов,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Социальный вычет на покупку лекарств
Раньше для получения такого вычета лекарство должно было входить в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 201. Сейчас же вернуть часть уплаченного НДФЛ можно за покупку любого лекарства, выписанного по рецепту лечащего врача.
Вычет по-прежнему ограничен 13% от 120 000 рублей (что составляет максимально 15 600. При этом в сумму 120 000 рублей входят также расходы на обучение, повышение квалификации, медицинские услуги и др.
Получить социальный налоговый вычет по расходам на покупку лекарств можно любым из двух способов:
— по окончании года подать налоговую декларацию 3-НДФЛ и подтверждающие документы (чеки за лекарства, купленные в этом году);
— до конца года можно получить в налоговом органе уведомление о подтверждении права на социальный налоговый вычет и с ним обратиться к своему работодателю: бухгалтерия не будет удерживать НДФЛ из зарплаты, пока работник не получит весь вычет.
В обоих случаях необходимо предоставлять подтверждающие документы рецептурный бланк, платежные документы на приобретение лекарственного препарата.
Руслан Закеряев,
помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Неправомерный доступ к компьютерной информации
Статьёй 272 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации.
В соответствии с ч.1 ст. 272 УК РФ неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование компьютерной информации — является уголовно-наказуемым деянием, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения независимо от формы их предоставления. Компьютерная информация определяется как информация на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине, системе ЭВМ или их сети.
Под неправомерным доступом понимается получение возможности ознакомиться и воспользоваться компьютерной информацией, путем проникновения в компьютерную систему с использованием специальных технических или программных средств или посредством социальной инженерии, фишинга, брутфорса и т.п.
Неправомерным признается доступ к компьютерной информации лица, не обладающего правами на получение и работу с данной информацией либо компьютерной системой, в отношении которых приняты специальные меры защиты, ограничивающие круг лиц, имеющих к ней доступ.
Шамиль Османов,
помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Заключение под стражу
Федеральным законом от 02.08.2019 № 315-ФЗ внесены изменения в статьи 108 и 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о порядке избрания и продления меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу.
Так, в положения УПК РФвнесены изменения, регламентирующие сроки содержания под стражей и порядок их продления, в целях исключения фактов продления таких сроков в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в том числе в сфере предпринимательской деятельности, в случае если по уголовному делу не производятся активные следственные действия.
Внесенными поправками установлены дополнительные требования к постановлению органов предварительного расследования о возбуждении ходатайства о продлении срока содержания под стражей. Постановление должно содержать, в том числе, сведения о процессуальных действиях, произведённых в период после избрания указанной меры пресечения или последнего продления срока её применения, а также основания и мотивы продления срока содержания под стражей.
Кроме того, в своем постановлении следователь должен отражать причины, по которым действия не были произведены в установленные ранее сроки, если одним из мотивов продления является необходимость производства процессуальных действий, приведённых в предыдущих ходатайствах.
Также внесены дополнения, предусматривающие, что судья, разрешающий поступившее ходатайство, принимает решение на основании оценки приведённых в нем мотивов, а также с учётом правовой и фактической сложности материалов уголовного дела, общей продолжительности досудебного производства по уголовному делу, эффективности действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременности проведения следственных и иных процессуальных действий.
Судье предоставлено право продлить срок содержания под стражей на меньший срок, чем указано в постановлении о возбуждении ходатайства, а в случае отказа в удовлетворении ходатайства о продлении срока содержания под стражей право при наличии соответствующих оснований избрать в отношении обвиняемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, залога или домашнего ареста.
Иса Муртузалиев,
помощник прокурора Кировского района Махачкалы