Одной из самых ярких личностей, когда-либо встречавшихся на моем жизненном пути, человеком, оставившим неизгладимый след в моей памяти и душе, была моя учительница – Загра Алимурадовна Муртазалиева.
Она преподавала нам математику, но ее поэтичную натуру невозможно было скрыть от учеников, ведь в ее облике было что-то возвышенное и неземное.
Говорят, что в каждом человеке живет частица души его учителя, а все самое прекрасное на земле тоже от учителя. Моя учительница, она же классная руководительница, за весь период нашей учебы в школе вложила в нас — учеников свое сердце. Я думаю, что учитель не может быть по настоящему хорошим, если в нем нет любви к детям, которых он должен любить, всех без исключения.
Самым важным, самым главным, я считаю, то что она учила нас быть людьми. Все годы жизни, чем бы я не занималась, какие бы поступки не совершала – всегда мысленно обращалась к своей классной – как бы она оценила, чтобы она сказала, как бы поступила в данный момент, этот мысленный диалог продолжается по сей день, хотя я сама уже бабушка. Почему так?! Чтобы объяснить – придется вернуться в прошлое, которое лучше видится издалека.
Итак, я училась в средней школе села Маджалис.
Я была записана в русский первый класс, где все предметы учили (преподавали) на русском языке, а я пошла в кумыкский класс, из-за того, что мои соседки-подружки учились в этом классе. Мой первый учитель, который преподавал на кумыкском языке, уже был в возрасте – пенсионер Муртуз Акаевич Акаев. Он в течение недели, мучился со мной, каждый день меня отводил в русский класс, а я обратно возвращалась к ним. Видимо, ему надоело мое упрямство, махнул рукой и оставил меня в покое.
Я не знала кумыкского языка, хотя моя мама Султанат была кумычкой, а в горах, где мы жили говорили на языке моего отца — кайтагском.
По всем предметам обучение шло на кумыкском языке, а русский преподавали как предмет. Класс был малокомплектным – в одном помещении учились две группы – первоклассники и третьеклассники, так продолжалось два года, из-за нехватки учителей родных языков.
В течение двух лет, я так и не научилась по слогам составлять слова и читать, выручала хорошая память. Внимательно слушала учителя, одноклассников, запоминала тексты наизусть, а арифметические примеры щелкала, как орешки.
Первой учительницей, преподававшей русский язык была Мария Васильевна Катунина, которая приехала в наши края в 1934 году. Строгая и требовательная – она следила за моим скользящим почерком. Только в третьем классе я стала хорошо учиться, помогли в этом старший брат Бадрутдин и дядя Рамазан. Получать основательные знания в нашем классе было трудно, потому что каждый год вливались второгодники, третьегодники, которые были намного старше, они имели на нас сильное влияние. Я всегда задаю себе вопрос – почему в 60-е годы прошлого века, у нас в начальных классах, так много отсеивали учеников из-за неуспеваемости. Наверное дети не чувствовали поддержку и любовь этих учителей, так безразлично они к нам относились.
Второгодники в классе устанавливали свои порядки и настроение наше портили, каждый раз по разным причинам срывали занятия: то лягушку в класс принесут, то гвозди прибьют на учительский стул, то гонки, устроят в помещении, то убегут в кино.
Но были и приятные, запоминающиеся случаи, когда одноклассники устраивали хоровое пение народных песен на переменах. Может быть, я была единственной слушательницей, у меня не было ни слуха, ни голоса, как говорится медведь на ухо наступил. С детских лет мне нравятся кумыкские песни, в них душа моих предков.
Конечно, наши знания после окончания начальной школы были скудны и недостаточны, ведь общение дома и в классе было на родном языке. Перешли в пятый класс, а тут уже все предметы на русском языке, кроме уроков родного языка, наверное в такие моменты и говорят: «Вот тебе бабушка, и Юрьев день!»
В тот учебный год нашей классной руководительницей стала молодая учительница математики Загра Алимурадовна.
Впоследствии, я узнала, что классное руководство над нашим «неуправляемымым» классом с трудными учениками, никто из учителей не соглашался взять – все шарахались, а ей как молодой, начинающей учительнице навязали нас. Конечно, у нее был некоторый педагогический опыт, до нас два года проработала в родном селе Баршамай, но в связи с замужеством переехала в наше село Маджалис.
Помню, первый день ее работы, как она представилась: «Я ваша классная руководительница…». Мы обрадовались, такая приятная неожиданность. Все четыре года учебы – у нас были взрослые учителя-пенсионеры, которые работали в школе из-за нехватки педагогических кадров. Уже в первый ее рабочий день наши «старожилы» сказали: «Мы ей покажем, будет плакать», но получилось наоборот, она тоненькая, хрупкая оказалась им не по зубам, заставила их серьезно взяться за учебники.
Загра Алимурадовна дала всем понять, что учеба не баловство, не простое времяпровождение, а получение знаний, игнорировать ее, как хотелось некоторым, не получилось, потому что слишком серьезные предметы она нам преподавала: алгебру и геометрию.
В этот наш пятый класс влились новые ученики из разных сел, они жили в пришкольном интернате, слабо знали русский язык. В одном классе изучали два родных языка: кумыкский и даргинский, класс делился на две группы, каждый день Загре Алимурадовне приходилось объяснять урок на трех языках: русском, даргинском, кумыкском, так она хотела донести до нас материал, чтобы мы освоили хоть малую долю. Регулярно проводились дополнительные занятия и ее старания дали плоды. Самые безнадежные ученики подтянулись в учебе и искали одобрение в ее глазах, а заядлые прогульщики сидели на уроках тише воды, ниже травы.
Загра Алимурадовна горела своей профессией, своим предметом, математика была ее любовью. Как бы она не уважала поэзию, литературу, красивое слово, все же математика была ее жизнью, а сухие цифры – были стихами.
Она из тех учителей, прекрасно владеющая своим предметом и сумевшая привить интерес к своему предмету.
Наверное, не было такого месяца, чтобы классная руководительница не посещала наши дома, не беседовала с родителями, братьями, сестрами. Она сумела заинтересовать наших близких школьными делами, в их лице она нашла себе помощников, теперь за свои шалости в школе, в классе мы уже могли получить взбучку дома от родных.
Без ее внимания не оставались и наши ученики, которые жили в пришкольном интернате. Интересовалась их житьем, питанием, распорядком дня, проявляя в отношении их материнскую заботу и беспокойство. Можно сказать, она жила нашей жизнью – опекая, оберегая, поэтому, наверное, самые неугомонные ученики стали постепенно оттаивать, отвечая добром на добро.
Одним словом, она сумела подметить самое важное, индивидуальное в нас и к каждому ученику относилась с учетом его интересов, подавала нам пример, не на словах, а поступками. Вот так она воспитала нас. Ведь то, что идет от сердца, до сердца и доходит. Она из тех, кто беспредельно предан своему призванию, она Учитель.
Загра Алимурадовна сама по себе многогранный человек, общительная, добрая, пользовалась авторитетом в коллективе, среди родителей и учащихся, поэтому в разные годы своей работы была и заместителем директора школы и директором. Она отдавая всю себя детям, находила время, чтобы заниматься общественной работой. Люди и бывшие ученики шли к ней за помощью, советом и она, по мере возможности, решала их проблемы и задачи как свои.
Говорят, что красота спасет мир. Думаю, что этой красотой будет красота души человеческой.
Дарить людям частицу себя, согревать окружающих искренним, ласковым словом, быть сопричастным к горю и радости людей дано не каждому – это поистине дар божий, именно им обладает наш Учитель – на всю жизнь – Загра Алимурадовна.
Иногда, оглядываясь назад, анализируя жизнь своих близких и друзей, обязательно вспоминаешь образы тех, чьи сердца были как родник. И такими людьми наша жизнь освещается.
Я считаю, счастлив тот, кому на жизненном пути встретились достойные учителя, любящие в первую очередь тех, кого учат.
Воспоминания меня уносят в школьные годы.
Загра Алимурадовна на самотек ничего не пускала, все находилось под пристальным ее вниманием и она нас направляла в правильное русло, помогая достигнуть хороших результатов в учебе и в спорте, несмотря на ее строгость, требовательность, вчерашние трудные ученики ее боготворили, потому что она беспокоилась за их будущность.
Иногда на больших переменах она умудрялась прийти в наш класс и читать отрывки из книг и всегда звонок звенел на самом интересном месте и нам приходилось ждать следующей большой перемены следующего дня.
Помню, в седьмом классе классная назначила меня ответственной за чистоту помещения, чтоб я не разрешала одноклассникам до начало урока заходить в класс с семечками.
Но раз она мне доверила, то дороже этого нет ничего, пришлось заняться этим делом.
Моя близкая подруга Гурият мне на ушко шепчет: «Патимат, я купила два стакана семечек – один тебе и один мне. Без шума тихо пропусти». Пропустить ее значит пропустить всех. Все смотрят на мою реакцию. Я вынудила свою подругу высыпать семечки в урну, из-за этого мы впервые немного повздорили, но зато порядок и чистота в классе были установлены.
А по сути каждому из нас она что-то поручала и каждому из нас что-то надо было делать и пусть маленькое, но нужное дело. Если дерево может расти сквозь камни, то и человек может преодолеть трудности и достичь успехов в малом и большом.
Очень интересно и увлекательно проходили наши классные часы – бурные диспуты, беседы об этике, эстетике…
Ежедневно она искала ключики к нашим сердцам, старалась заинтересовать нас учебой, подтянуть отстающих учеников, говорила, что под лежачий камень вода не течет, если арба свалилась, то только общими усилиями можно и нужно поднять и двигаться дальше, научила нас мечтать…
Подчеркивала, что маленькая тропинка знаний нас выведет на широкую дорогу жизни. И в действительности, мои одноклассники из числа «трудных детей» стали достойными людьми. Не зря говорят, что самый красивый цветок растет на колючке. Права была наша классная, нет ничего невозможного и недоступного. И в жизни, что посеешь, то и пожнешь.
И тогда и сейчас мы понимаем, что наша Загра Алимурадовна учитель с большой буквы, человек щедрого сердца и ясного ума. Мы уже повзрослевшие, всегда об этом говорили.
Наша Загра Алимурадовна сумела гармонично сочетать и работу и семью.
Лучшие качества матери Загры и отца Амирбека передались и их детям, которые вынесли из семьи, самое важное, жизненно необходимое – любовь к людям. Загра Алимурадовна и ее муж Амирбек воспитали двух замечательных детей. Сын Магомедэмин работает ведущим специалистом в одной из структур администрации Кайтагского района. Добросовестный, порядочный человек, любящий и заботливый семьянин.
А дочь Барият пошла по стопам матери, педагог-музыкант, так же как Загра Алимурадовна пошла по стопам отца Алимурада Муртазалиева, участника Великой Отечественной войны, стала учителем. Три поколения педагогов в одной семье.
Я не могу не сказать несколько слов о дочери нашей Загры Барият, с которой немного знакома и ее успехи меня радуют.
Барият Амирбековна очень позитивный, жизнерадостный человек. Настоящий музыкант. Она считает, что уроки музыки в школе важны не меньше математики или химии.
Вот что пишут Ставропольские газеты о ней: «…Сама Барият Амирбековна уверена, что любовь к детям передалась ей по наследству от матери, которая тоже работала учителем.
В одном интервью Барият говорит: «Учитель должен не просто учить. Он должен гореть, желать передать знания, которые у него есть, должен быть терпеливым, понимающим. Тогда и детям на уроках будет интересно».
В частности газета отмечает, что: «…кто был на конкурсе преподавателей «Леди года», наверняка помнят, что Барият Амирбековна пела песню вместе с младшим сыном Камилем. Он, как и мама, не может жить без музыки – поет с самого раннего детства…», недаром на телевидении называли Камиля местным Робертино Лоретти…
Камиль с детства участвовал во всевозможных городских, краевых, всероссийских и международных вокальных конкурсах, неоднократно был участником сводного хора на праздниках Победы. Юный вокалист из Михайловска Камиль Абдуразаков получил звание Лауреата I степени на VI международном конкурсе-фестивале «Под небом Парижа», надеюсь, мы еще услышим о нем хорошие слова.
Наша землячка Барият музыкой объединяет наш край со Ставропольскими просторами.
Семья моей классной руководительницы – это поколение учителей, поколение творцов красивого со своей преемственностью. Добро, что они сеют — дает хорошие всходы.
Возвращаясь к своей учительнице, могу сказать с полной уверенностью, что Загра Алимурадовна одна из лучших учителей в районе, в Дагестане и в России
Правительство высоко оценило ее заслуги. Она награждена знаком «Отличник просвещения СССР» в 1983 году и еще раз ее наградили в 1998 году знаком «Отличник образования России».
За 50 лет своей педагогической деятельности она вывела в жизнь не одно поколение врачей, учителей, ученых, журналистов и строителей, а один ученик стал генералом.
Все ее выпускники заняли достойные места в обществе, они по-прежнему гордятся своим наставником и учителем, а это самая высшая награда.
Патимат Тазаева