В предыдущем номере «Дагестанская жизнь» опубликовала статью под названием «Флагман – значит первый», посвященная заводу имени Гаджиева – бренд Дагестана. Отрадно, что за 87 лет он прошел славный путь развития и у него теперь появилось второе дыхание. Мне повезло, что в свое время влился в этот замечательный коллектив, который сегодня сохранил преемственность поколений и продолжает преумножать сложившиеся десятилетиями трудовые традиции.
Действительно, нам есть чем гордиться: за годы мирного строительства 130 гаджиевцев отмечены высокими правительственными наградами, 22 удостоены почетных званий ДАССР и РСФСР, четверо стали лауреатами Государственной премии Республики Дагестан, двоим присвоено звание Героя Советского Союза: Ивану Горбачеву и Якову Сулейманову.
В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 400 заводчан: молодых и здоровых рабочих. Многие из них не вернулись с полей сражений. Участниками войны являются Ирина Сухомлинова, Рахман Рахманов, Иван Иванов, Зинаида Жукова и Иван Корвяков, которые и ныне здравствуют. К ним мы относимся с особым уважением.
Не менее почитаемы на заводе и участники трудового фронта: это Мирза Ахмедов, Джамалутдин Дагишиев, Узлипат Басирова, Полина Воронцова, Ия Груздова, Наталья Звягинцева, Мария Костенко, Егор Селиков, Асса Селимов, Нина Чучуга и Юсуп Юсупов.
С честью выполнили свой интернациональный долг в Афганистане и участники боевых действий Абдулкаир Алиев, Абдулгани Ахмедов, Акболат Гаджибеков, Зейнал Гаджиханов, Дауд Курбанов, Сережа Кубатаев и Магомедали Меджидов, которые являются примером для подражания молодежи.
В 1930-е годы наш завод был одним из градообразующих предприятий, локомотивом новой индустрии. В послевоенное время на заводе трудились порядка 4 тысяч человек, теперь это количество снизилось до 650. Около 30 процентов работающих – это люди пенсионного возраста, на которых держится производство. Несмотря на трудности нынешней эпохи, акционерное общество продолжает функционировать и развиваться.
Сегодня на заводе им. Гаджиева остро стоит проблема отсутствия квалифицированных кадров, которая становится одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие промышленного производства.
Современное профессионально- техническое образование, к сожалению, не ориентировано на подготовку специалистов рабочих профессий для машиностроительных предприятий. Государством выделяются и тратятся колоссальные бюджетные деньги на подготовку невостребованных специалистов: (юристы, финансисты, менеджеры, парикмахеры, официанты и т.д.
Причиной этому является то, что средне-специальные учебные заведения сократили обучение по специальностям, необходимым заводам. У нас остро ощущается нехватка фрезеровщиков, сварщиков, токарей. А что касается литейщиков, так их вообще в Дагестане не готовят. У плавильщиков и формовщиков заработная плата составляет 30-35 тысяч рублей. И уже давно канула в Лету практика, когда за промышленными предприятиями закреплялись ВУЗы, при этом они не получают очень нужных инженерно-технических работников и специалистов рабочих профессий. Производство держится за счет работников — пенсионеров. Теряется преемственность между поколениями.
Решая эту проблему, завод им. Гаджиева взял на себя функции обучения учеников на производстве в течение нескольких месяцев, выплачивает им «подъемные», предлагает бесплатное питание в столовой, организовывает бесплатный проезд на работу из Каспийска и Карабудахкентского района.
В очередной раз мы убедились, что новое — это хорошо забытое старое. Огромное количество разных «специалистов» за немалые бюджетные денежные средства решают различные неисполнимые проблемы современного бытия, не неся никакой ответственности за пущенные на ветер деньги. Одной такой проблемой является профессиональная подготовка специалистов по профессиям рабочих для промышленных предприятий.
В прошлом столетии в переставшей существовать стране под названием СССР эта проблема подготовки молодежи производственным профессиям также существовала. И решалась она следующим способом.
В создавшейся ситуации руководители страны подготовили программу и воплотили её в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР». Вдумайтесь — государственных трудовых резервах! Не в угоду частных владельцев, а на благо и для процветания Отечества!
Самые простые и доходчивые слова в этом Указе: «Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности. Перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности’».
Не менее просто и доходчиво предложено решение этой проблемы:
«Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных, Железнодорожных училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения.
- Установить, что обучение производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся нa иждивении государства.
- Установить, что все лица, окончившие обучение пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно-Морской флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа».
Просто и доступно. А главное — огромный опыт работы по этому плану, более 60 лет(!), пока не заменили отлаженную систему подготовки рабочих кадров колледжами, ЕГЭ и другими чудесами чужеродной идеологии.
В СССР обучение находилось на иждивении государства. В настоящее время наше предприятие как и другие платит немалые налоги. Часть из этих денег идет на обучение. Только специалисты на работу не прибывают. Ни с высшим, ни со средним образованием. Специалистов рабочих профессий мы готовим сами, так как ПТУ, ФЗО ликвидированы, в школах отсутствуют уроки труда и черчения. Кандидаты с полученным образованием, приходящие устраиваться на работу, не знают, как по 2-м проекциям спичечного коробка нарисовать третью проекцию!
Для решения этой проблемы предлагаю:
- Рассмотреть возможность перераспределения денежных средств, выделяемых на обучение, в сторону промышленных предприятий для организации обучения на местах.
- Дать указание соответствующим органам об организации на заводах экспериментального Учебного центра профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих за счет бюджетных средств.
- Пересмотреть и ввести в программу высшего образования подготовку специалистов, нужных производству: инженеров — специалистов по современному литью, резинотехническим и пластмассовым изделиям, гальванике, термообработке.
- Организовать проведение производственной и преддипломной практики за государственный счет, то есть ввести оплату учебными заведениями предприятиям за прохождение студентами практики. При этом возрастет эффективность практики и ответственность всех участников в этом немаловажном воспитательном и образовательном процессе.
- Предоставить возможность переподготовки и обучения сотрудников заводов (НАКС, экологи, ТБ, промышленная безопасность и т.д.), работающих в ОПК за счет бюджетных средств.
Для закрепления обучающихся на заводе необходимы бюджетные средства на поддержку молодых рабочих (выплата стипендий, оплата жилья, и др.).
Действенная помощь предприятиям в решении проблемы обеспечения промышленных предприятий квалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами в нынешних условиях заключается в следующем:
Для организации целевого обучения и плановой подготовки кадров необходима долгосрочная плановая загрузка предприятия, поддержанная государственным заказом. При отсутствии загруженности предприятия, отсутствии заказов, вся работа по подготовке специалистов будет пустой, никому не нужной.
Образовательные учреждения неэффективно используют бюджетные средства, выделяемые на подготовку кадров. Из-за дефицита специалистов в настоящее время на промышленных предприятиях трудятся 50 процентов пенсионного и предпенсионного возраста. Необходимо рассмотреть вопрос перераспределения денежных средств на подготовку необходимых специалистов непосредственно на предприятиях.
В принятии целенаправленной государственной программы технического перевооружения предприятий ОПК и расширении промышленного производства, возрождении престижа рабочего человека, перераспределении денежных потоков, выделяемых на обучение, в сторону подготовки нужных и востребованных профессий и в сторону промышленных предприятий для организации обучения на местах, что неминуемо приведет к уменьшению нецелевого расходования бюджетных денег на подготовку никому ненужных специалистов. Ввиду того, что предприятие будет готовить себе определенное количество специалистов и рабочих, то не будет и перерасхода лишних денежных средств.
В предоставлении льгот молодым специалистам — инженерам по примеру медиков, направляемых в сельскую местность (выделение жилья, единовременного денежного пособия, беспроцентных кредитов и т.д.).
В создании учебных центров на предприятиях и их государственное финансирование.
В организации переподготовки и обучения сотрудников заводов, работающих на ОПК и по импортозамещению, за счет бюджетных средств.
Ходатайствовать перед Правительством о выделении промышленным предприятиям ежегодной финансовой и количественной квоты на обучение, профессиональную подготовку рабочих на местах, в специализированных учебных заведениях и центрах с оплатой из государственного бюджета.
При этом решаются две проблемы. Уменьшится нецелевое расходование бюджетных денег на подготовку мало востребованных специалистов. Ввиду того, что предприятие будет готовить себе определенное количество специалистов и рабочих, то не будет и перерасхода лишних денежных средств.
Александр Лифинцев,
начальник отдела кадров и технического обучения