(К 90-летию Табасаранского района)
В 2019 г. Табасаранскому району исполняется 90 лет. Это один из важных этапов в истории древнего табасаранского народа.
Отмечая 90-летний юбилей района, уместно остановиться на пути, пройденном табасаранским народом, и на формах государственных образований на территории района. Об этом следует говорить тем более, когда истории известны примеры исчезновения не только могущественных держав, но и многих крупных народов. А наши предки сумели отстоять себя от исчезновения, несмотря на непрерывные нашествия многочисленных иноземных завоевателей, а также их ассимиляционную политику.
На табасаранской территории найдены памятники начиная с эпохи каменного века. На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования – племенные объединения. С IV в. до н.э. по II-III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монгол. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами.
В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. По данным источника, датируемого 890 г. х., 1485 г. Табасаранский владетель имел 70-тысячное войско, согласно «Джахан-нама» в этом владении жили 40 тыс. семейств. Табасаранское майсумство включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские, агульские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами.
В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Курихи, Раджаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги – «Диндин асулар шубуб – иман, ислам, суннет ву» («Иман, ислам, сунет – основные черты религии»). В XVII-XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.
Видным представителем дагестанской культуры был известный табасаранский поэт-воин Мирза Калукский (1697 — 1741).
По данным XVIII – первой половины XIX вв., Табасаран распался на владения майсума, кадия и на ряд союзов сельских обществ. Основными занятиями табасаран оставались земледелие, скотоводство и различные промыслы и ремесла.
С раннего средневековья Табасаран, как и остальные дагестанские владения находился в связях с Русью. Эти связи усилились с образованием Русского централизованного государства и присоединением к России в 1556 г. Астраханского ханства. В 1010 г. х., 1601 г. представитель табасаранского правителя побывал в Москве у царя Бориса Годунова с просьбой о принятии под покровительство России. Взаимоотношения Табасарана с Россией в XVIII в., со времени похода Петра I на побережье Каспийского моря в 1722-1723 гг., расширились и вступили в новый этап. Каспийский поход, известный как Персидский и Восточный, Петр I совершил летом 1722 г. Войска Петр I продвигались по территории Кайтагского уцмия, владения кадия Табасарана. После вступления в Дербент табасаранский владетель Рустам-кади обратился Петр I с просьбой оказать помощь в борьбе с некоторыми неугодными правителями. «За отказ выступать против русских войск, — сообщал Рустам-кади, Петру I Хаджи-Дауд причинил мне и моему народу бедствия, разрушил мою столицу Хучни». Табасаранский владетель писал императору: «Я со своей стороны с моими подданными готов оказать русским всякую помощь и поддержку». Петр I, который в ходе Каспийского похода стремился склонить на свою сторону владетелей Дагестана, в том числе Табасарана, решил оказать Рустам-кади помощь. Об этом свидетельствует грамота Петра I от I сентября 1722 г. на имя Рустам-кади, в которой обещал помощь войсками. Табасаран был принят в подданство России в 1722 году. Табасаран, как и некоторые части южного и приморского Дагестана, в 1722-1735 годы находился в сфере влияния России. За преданность русскому престолу табасаранскому владетелю майсуму было определено жалованье 200 руб. в год. В 1728 году владетелям Майсум-беку и кадию Рустам-беку было выдано из царской казны 400 руб.
В 30-40 е годы XVIII в. табасараны, совместно с остальными дагестанскими народами оказали героическое сопротивление иранским полчищам. На территории Табасарана против них состоялись ожесточенные сражения во главе с Мирзой Калукским. Иранские полчища окончательно были разгромлены в местности «Иран-Хараб» (Разорение Ирана).
Присоединение Табасарана, как и всего побережья Дагестана к России, имело важное значение для хозяйственного и культурного развития края. Во второй половине XVIII – начале XIX вв. отношения табасаран с Россией, как и всех остальных народов Дагестана, усиливаются. Следствием всего этого явилось присоединение Табасарана к России в 1806 г., а Дагестана – в 1813 г. Однако жизнь табасаранского народа, как и остальных, не улучшилась. В XIX в. табасараны вели антиколониальную борьбу против царизма, а также против местных владетелей.
В пореформенный период социально-экономическая жизнь табасаран характеризуется некоторыми сдвигами в развитии производительных сил. Получили дальнейшее развитие отдельные отрасли кустарных промыслов. Малоземелье, низкий уровень развития производительных сил, тяжелые условия жизни привели к росту у табасаран промышленного и сельскохозяйственного отхода. Сотни табасаран отправлялись на отход в Дербент, Кизляр, Грозный, Баку и другие города, области.
Когда иностранные интервенты и внутренняя контрреволюция развязали гражданскую войну, табасараны, как и остальные дагестанские горцы, поднялись на борьбу против внутренних и внешних врагов. Войны с иностранными интервентами дагестанским народам стоили больших потерь и лишений. Многие табасаранские аулы были разорены и разрушены. Посевы и количество скота сократилось наполовину. В аулах царили голод, свирепствовали болезни.
В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и др. они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами. В первые годы Советской власти в табасаранских аулах были построены лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения. Велась также большая работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. Уже в 1921 г. были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей. В табасаранских аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений.
По Конституции 1927 г. Дагестанская АССР состояла из 16 округов. В связи с тем, что старое административное деление задерживало культурное и экономическое развитие края, VI Вседагестанским съездом Советов было принято постановление об ускоренном проведении нового районирования на основании имеющихся экономических данных. В основу была положена четырехчленная система административно- территориального деления: сельсовет – район – округ – республика. Четвертый пленум ДК ВКП (б), состоявшийся 14 сентября 1928 года, отметил недостаточную подготовку к районированию и поручил бюро ДК разработать вопросы районирования. В результате дальнейшего изучения экономики, культуры и этнического состава края Дагестан был разделен на 26 районов.
VII Вседагестанский съезд Советов (16 апреля 1929 года) внес изменения в Конституцию Дагестана. Согласно новому районированию округа были упразднены. Был образован Табасаранский район с районным центром Бурганкент. В состав района входили табасаранские аулы нынешнего Табасаранского района и нынешнего Хивского района до 1934 года, по другим данным до 1935 года, до образования Хивского района.
В 1929 году было коллективизировано 142 хозяйства, и к началу весны 1930 года в Табасаранском районе функционировало 42 колхоза.
Вместе с тем в 30-е годы ХХ в. в Табасаранском районе, как и в других, в период коллективизации были допущены злоупотребления, репрессии не только по отношению к крестьянству, но и ко всей интеллигенции. Можно с уверенностью сказать, что корни табасаранской интеллигенции тогда были подрублены и этим следует во многом объяснить сегодняшнее состояние интеллигенции Табасарана.
Определенная работа велась и по линии местной промышленности: было начато строительство Арбакуранского фруктово-сушильного завода для переработки фруктов и овощей крестьянских хозяйств. Большим был удельный вес в экономике района и ковроткачества.
Большая работа проводилась по развитию культуры табасаран. Было решено перевести школы с арабской письменности на новый алфавит, созданный на основе латинской графики. Хотя вопрос о создании национальной письменности для табасаран обсуждался еще в 1927 г., однако до 1932 г. они не имели своей письменности. В создании табасаранской письменности огромны и заслуги Г. Гаджибекова. На основе латинского алфавита составлялись учебники для табасаранских школ. Автором первых учебников был Т. Шалбузов. Большую роль в ликвидации безграмотности, создании школ в районе еще в 30-е годы сыграли Кахриманов Гаджи-Тагир, Асланов Рамазан, Гасанов Раджаб, Мусаев Кафур и др. Активными участниками по ликвидации безграмотности в районе были Гюлов Урудж, Айдемиров Гасанбек, Тагир Юнусов и др. Еще в 20-х г. была создана газета «Голос табасаранца» на тюркском языке. В 1932 г. организована газета для табасаран в Бурганкенте, которая получила название «Уьру Табасаран» («Красный Табасаран») и являлась органом Табасаранского райкома партии.
В Табасаране появились свои поэты и писатели – А. Джафаров, Д. Раджабов, Б. Митаров и др. Составной частью культурного строительства явилось открытие клубов, библиотек, изб- читален и т.п.
В 1941 г., когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну, табасараны вместе с остальными народами героически защищали каждую пядь родной земли, всеми доступными средствами помогали Советской Армии разгромить врага. Многие табасаранцы за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами Отчизны, а также за самоотверженный труд в тылу, награждены орденами и медалями Советского Союза. В послевоенные годы, как и все народы Дагестана, табасараны направили свои усилия на ликвидацию тяжелых последствий войны и дальнейшее развитие народного хозяйства и в целом республики.
Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров, Совет Министров ДАССР наградил 37 лучших ковровщиц. В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Советского Союза. Серьезное внимание придавалось подготовке сельскохозяйственных, медицинских и других работников. В системе народного образования в Табасаранском и Хивском районах помимо местных учителей трудились сотни учителей – представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, лезгины, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обучавших и воспитавших ряд поколений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. В Дагестане и в России известны имена ученых: профессора А. Юсуфова, Б. Ханмагомедова, С. Ханмагомедова, З. Юзбекова, Н. Исмаилова, З. Загирова и др. Десятки табасаран стали кандидатами и докторами наук по самым различным отраслям наук.
В 60-80е годы ХХ – начале XXI в. поэты и писатели создали произведения обогатившие табасаранскую и дагестанскую художественную литературу – это М. Митаров, Г. Алимурадов, Б. Раджабов, П. Касимов, П. Асланов, Ю. Базутаев, Г. Омарова и др. Заметным событием в культурной жизни народа стало открытие в 2001 г. Государственного Табасаранского театра.
Успехи, достигнутые композитором К. Магомедовым, выдвинули его и передовые ряды дагестанского и российского музыкального искусства. В Дагестане и в России известны имена талантливых певиц Д. Гамзатовой, К. Авчиевой, Р. Гамзатовой, Б. Гюльмагомедовой и др. Плодотворно работали табасаранские мастера изобразительного искусства. Их произведения экспонировались на различных выставках как республиканских, так и всесоюзных.
Однако в 90х годах XXв. экономика и культура табасаранского народа переживали кризисные явления. Разработана программа социально-экономического развития Табасаранского района, а также отраслевые программы: «Дорожное строительство», «Газификация», «Сельское хозяйство», «Занятость населения», «Развитие средств связи», «Социальная защита населения», «Родник», «Развитие образования и культуры», «Электроснабжение», «Охрана здоровья населения», «Благоустройство и озеленение». Уделяется внимание возрождению виноградарства, зернового хозяйства. Выполнены работы по водоснабжению, газификации, ремонту и благоустройству объектов социальной сферы. Построен Дворец культуры, спорткомплекс, два моста, сданы в эксплуатацию школьные здания в селениях Дарваг, Ханаг, Ханак, построен детский оздоровительный центр, участковая больница с. Ерси, врачебные амбулатории в с. Тинит, Марага, Дюбек, Дарваг. Сеть культурно-просветительных учреждений представлена 43 клубными учреждениями, 42 сельскими библиотеками, районным Домом культуры, где трудятся сотни людей. Большим событием в истории табасаранского народа явилось возведение в с. Хучни памятника видному воину – поэту XVIII в. Мирзе Калукскому. Администрация района, уделяет внимание развитию физической культуры. Ежегодно проводятся традиционные турниры по волейболу и футболу, по вольной борьбе и по шашкам.
В Табасаране проводятся Международные турниры памяти поэта-воина XVIII века Мирзы Калукского.
Знание своей истории, родного языка – необходимые условия для духовного развития народа. Без духовности нет национальной гордости и достоинства.
С целью улучшения материального положения и развития культуры табасаран необходимо прежде всего консолидироваться всей интеллигенции, разработать план мероприятий не только в масштабе района, но и всего табасаранского народа.
Депутаты Госдумы, а также депутаты народного собрания Республики Дагестан, за которых голосовали табасараны, должны содействовать экономическому и культурному развитию табасаран.
Руководители разных уровней власти, выдвинутые как представители народа, также обязаны всячески содействовать решению и других проблем народа.
Крайне важна и необходима помощь деловых людей для экономического и духовного возрождения нашего народа.
Табасараны должны иметь равный доступ ко всем экономическим, духовным, социальным благам, ко всему, чем располагает дагестанская земля. Об этом пора говорить громко. За то, что мы не говорим о наших проблемах, не ставим их настойчиво, нас более двадцати лет назад прозвали молчаливыми.
Вопросы экономического и культурного развития табасаран должны быть обсуждены на уровне Главы Республики, Народного собрания и правительства РД.
В наше время, когда табасаранское национальное движение, не сумело проявить себя, как выразитель интересов народа, а также учитывая, что Табасаранский район является базовым, основным для всех табасаран, целесообразно при администрации района создать Совет с целью координации и решения всех вопросов, связанных с развитием народа, создав при этом региональные, культурные центры в районах и городах проживания табасаран.
Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю нашего народа. А история такова, что табасараны связаны с остальными народами Дагестана не только многовековыми узами, но и родством. И еще табасараны более двух столетий в составе России и нам вечно быть вместе с остальными дагестанскими народами в составе России.
Магомед Гасанов,
академик Международной академии наук высшей школы.