«Имам» — так величают его в театрах Дагестана друзья и близкие.
Сегодня же имя народного артиста Республики Дагестан Акаутдинова Имамитдина Магомедовича, достаточно известно не только в нашей республике, но и далеко за пределами. За плечами поистине народного артиста крепкая школа актерского мастерства и большой опыт сценической работы, десятки успешных премьер и признаний народа. Много лет работающий с Имамитдином Акаутдиновым главный режиссер Русского театра им.М.Горького в Махачкале, сегодня являющийся и директором государственного Кумыкского театра Скандарбек Тулпаров о нем отозвался так: «Имамитдина Акаутдинова можно назвать ярким представителем Вахтанговской школы. В нем синтезируется два направления театральных школ. Это школа переживаний и школа представлений. Ему подвластна тонкая психологическая игра и яркий жанр буффонады. В нем отражается как внешне, так и внутренне европейское и национальное. Он тонко чувствует иронию играемых им ролей. Актер, всегда ищущий, большой самокритичности. Редкий дар интеллектуального актера с сочетанием доброй простоты. Его яркие исполнения главных ролей в спектаклях «Человек из Ламанчи», «Хюледжи», «Асият» и многие другие свидетельства этому. Практически всё основное сказано в этих словах. А как же всё начиналось? А начиналось всё так: Имамитдин Магомедович родился 30 апреля 1959 года в Махачкале. Воспитывался в кругу семьи Аскерхановых, является двоюродным братом известного композитора Аскерхана Аскерханова, мать которого практически вырастила маленького Имама. Эти годы застал и я. Это были 70-е годы прошлого уже ХХ века. Мы с Аскерханом учились в одном институте, он на музыкальном факультете, я – на филологическом. Судьбе было угодно сблизить нас. Прочитав мои стихи, Аскерхан увидел в них новые песни. И начал писать музыку. На прослушивание новой песни собирались у них дома. Здесь то и появлялся юноша Имам. Видно было как он тянется к поэзии, музыке, интересуется концертными программами, следит за постановками в залах театров и филармоний города. С книгой в руках, с журналами под мышкой, читая вслух стихи поэтов, незаметно Имам сам того не подозревая стал тянуться к сценическому искусству. Дяди и тёти начали поговаривать о его одаренности, о его открытости, пробивающемся таланте. Но кем он станет, кто из него выйдет, мы еще определить не могли. Определило как видно время.
После окончания школы Имамитдин твердо решает связать свою жизнь со сценическим искусством. В 1978 году он поступает в Высшее театральное училище им.Б.В.Щукина, при Государственном Академическом театре им.Е.Вахтангова. Это был точный выбор. Мы теперь себе не представляем Имама Акаутдинова за другим занятием, в другой профессии.
После окончания в 1982 году легендарной «Щукинки» Акаутдинов едет в Дагестан и поступает на работу актером Государственного Кумыкского театра им.А.-П.Салаватова. Эти годы тоже я хорошо помню как раз судьба и меня забросила в театр, я два года проработал заведующим литературной части Кумыкского театра, в те же годы стал переводить для театра пьесы, где уже молодой и начинающий Имам получал сразу главные роли. Это тоже о многом говорит. Обычно молодые актеры начинают с массовок, играют второстепенные роли, а тут сразу главный герой. Как показало время Имамитдин – актёр широкого диапазона. Его яркая творческая индивидуальность, особо выраженный интеллект, с самого начала привлекла внимание театральных режиссеров как в родном ему Дагестане, так и театрах России. Каждая его роль не оставляет равнодушным ни зрителей, ни строгих критиков, которые оценивают его сценические работы на престижных фестивалях.
Среди запомнившихся ролей Имамитдина мне и зрителю последних лет это образ Дон-Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи». Уникальный образ Дон-Кихота, созданный Сервентесом четыреста лет назад и олицетворяющий собой символ добра, справедливости и милосердия, в исполнении Имамитдина, очень близок сегодня и нам. Еще Горький говорил, что назвать человека Дон-Кихотом – это значит сказать о нем самое лучшее, а знаменитый Шаляпин, приступая к работе над ролью Дон-Кихота, писал тому же Горькому: «…я думаю, хорошо сыграть «тебя» и немножко «себя». По иронии судьбы сам Акаутдинов тоже по жизни Дон-Кихот, я это говорю уже много лет, работая с ним и дружа по жизни. Худой, нескладный, теперь на сцене уже в нелепом обличии, постоянно попадающий в комические и унизительные положения, влюбленный в глупую деревенскую девицу Альдонсу, вознесенную его восторженным воображением на высоту «дамы сердца» во славу которой совершаются подвиги. Он, как бы, говорит зрителю: «Рыцарь без дамы – тело без души, каждому своя Дульсинея». А как её определить в жизни и остаться ей верным до конца? Здесь актер особой пластикой исполнения психологически завораживает зрителя через образ странного и всем дорого человека призывает каждого из нас не ослушаться зова сердца, помочь обездоленным и униженным. И Имамитдину это удалось, зритель поверил ему, одна из зрительниц, сидевшая рядом с нами пролила слезу, и она была не рядовой зрительницей, являлась деятелем музыкального искусства республики. Вот вам и ответ на вопрос о силе созданного образа, его психологизме и доходчивости.
Имамитдин Акаутдинов лауреат многих фестивалей (Москва 2011) Диплом «Жизнь упала как зарница» за роль Мандельштама Международного фестиваля «Молдфест.рампа.ру» (г. Кишинев – Молдавия. 2011 год) Диплом «За лучшую мужскую роль»; Международного театрального фестиваля малых форм «Театроник» (г.Харьков — Украина. Лауреат 2012 год) Диплом «За создание образа Мандельштама»; 4-го Международного фестиваля «Бегемот» (г.Габрово – Болгария 2012 год) г.Врацы. Диплом «За лучшую мужскую роль»; 13-го Международного фестиваля «Видлунья» (Хмельницком – Украина 2012 год) Диплом за лучшую мужскую роль»; Международного фестиваля тюрко-язычных народов «Туганлык» (Башкортостан г.Уфа 2012) Диплом «За роль Эльван в спектакле «Богатая женщина». Гран-при на Международном фестивале монодрам стала наградной артисту в г.Битола за творческую смелость и безусловный талант. (образ Поприщина в постановке «Записки сумасшедшего» Гоголя). Семь самых передовых газет Македонии писали о победителе европейского театрального фестиваля из Дагестана Имамитдине Акаутдинове.
С этим же спектаклем Акаутдинов выступил в Государственном Малом театре, где известный театральный критик Валерий Подгородинский выступил со словами, что «ничего похожего ранее за 10 последних лет в театральной жизни России не встречал». Лауреат фестиваля дагестанских театров «Лучшая мужская роль». 2014 – Турция 7-й Международный фестиваль тюрко-язычных народов г.Конья Диплом «За лучшую мужскую роль»; 2014 г. – 2-й лауреат Международного фестиваля «Сахнэдэн салем» г.Астана – Казахстан. 2014 год – 4-й Международный фестиваль русских театров Республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона г.Махачкала — Дагестан. 2015 год – 16-й Международный фестиваль «Карадениз» г.Трабзон – Турция, лауреат Диплом «За лучшую мужскую роль»; 2016 год — Международный фестиваль фестивалей «Золотые ворота» г.Владимир Диплом 1 степени; 2016 год — Международный фестиваль «Золотой витязь» г.Москва, обладатель «Серебряного витязя». Имамитдин Акаутдинов более 20 лет занимается преподавательской деятельностью – ведет театральные дисциплины на актерском отделении факультета культуры Дагестанского государственного университета. Многие годы Акаутдинов является членом Союза театральных деятелей Российской Федерации, член Совета факультета культуры, активный участник многих научных конференций.
Решением собрания коллектива Кумыкского театра Имамитдин Акаутдинов представлен на присвоение ему почетного звания «Заслуженный артист России».
Поздравляю Имамитдина Магомедовича с прекрасным юбилеем. 60 лет для кавказца – это только первый перевал. Дай аллах пройти тебе все перевалы в добром здравии вместе со своими близкими и друзьями. Ты нам нужен друг, береги себя.
Багаутдин Аджиев,
народный поэт Дагестана