ГБУ РД «Городская клиническая больница №1» многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение. В течение года здесь комплексное лечение проходят десятки тысяч дагестанцев. Часто состояние больного требует стационарного лечения. Прием пациента в стационар осуществляется через одно из самых важных структурных подразделений — приемное отделение.
«Каждый день на стационарное лечение поступают от 80 до 200 чел. Это пациенты с направлением из поликлиник, два дня в неделю, в среду и субботу, доставленные каретами скорой помощи, иногда в очень тяжелом состоянии, а так же обратившиеся самостоятельно. Больные поступают к нам с надеждой получить эффективную медицинскую помощь, поэтому стараемся не разочаровать их. Успех лечения напрямую зависит от уровня квалификации работающего здесь медицинского персонала. Ведь от того, насколько профессионально, быстро и организованно действуют специалисты этого отделения, в определённой степени зависит успех последующего лечения больного, а при неотложных (ургентных) состояниях — и его жизнь. Мы требуем от сотрудников, чтобы каждый поступающий больной почувствовал в приёмном отделении заботливое и приветливое к себе отношение. Тогда он проникнется доверием к учреждению, где будет лечиться. В отделении 29 сотрудников, из них 5 врачей 16 медицинских сестер и 8 чел. младшего медицинского персонала. Многие из них с богатым профессиональным и жизненным опытом. Консультировать поступающих больных мы также приглашаем специалистов профильных отделений. В рамках федерального проекта Бережливая поликлиника мы планируем усовершенствовать работу приемного отделения, уменьшить очереди и время обследования пациентов поступающих по экстренным показаниям» – рассказывает заведующий приемным отделением Куштаров Исмаил Манединович.
О трудовых буднях отделения он сказал: «Мы стали наблюдать, что многие болезни, как острые нарушения мозгового кровообращения, сердечно-сосудистые заболевания и некоторые другие значительно помолодели. Поступают, иногда молодые люди, в тяжелом состоянии. Понимаем, что результаты оказываемой помощи зависят от слаженности выполнения алгоритма действий каждым работником и коллективом в целом. Поэтому придаем большое значение безукоризненному выполнению каждым своих функций. У нас трудолюбивый, дружный коллектив, все способны заменить в случае необходимости друг друга, чтобы не позволить дать сбой процессу оказания медицинской помощи больным».
Учитывая значимость подразделения, главным врачом Хаджимурадом Магомедовичем Малаевым проводится работа по модернизации и приведению отделения в соответствие современным требованиям. Недавно главный врач вернулся со служебной командировки, где он ознакомился с передовым опытом работы приемных отделений некоторых клиник Ростовской области. Он поделился с коллективом новыми предложениями и рекомендациями.
В отделении выработан и налажен определенный порядок приема пациента в стационар. Вначале больной поступает в уютный, просторный холл. Здесь, для ожидающих очереди больных и сопровождающих их лиц настроенная на сайт больницы информационная колонка и телевизор, по которому постоянно демонстрируются передачи и ролики на медицинские темы. На стенах размещены информационные стенды, содержащие правила и инструкции для больных и их родственников, данные о вышестоящих организациях и органах обязательного медицинского страхования. В холле установлен терминал, выдающий талон электронной очередности, что позволяет устранить в помещении столпотворение и сумятицу пациентов поступающих на стационарное лечение.
Диагностика потенциальных пациентов больницы обеспечивается с помощью экспресс-лаборатории, кабинетов ЭКГ, эндоскопии, рентгена, МРТ, УЗИ. Удобное расположение кабинетов и их оснащение позволяет в кратчайшие сроки провести весь комплекс необходимых исследований и установить диагноз, а также в экстренных ситуациях оказать основной объем медицинской помощи. Для этого всем необходимым оснащены перевязочная, малая операционная и процедурный кабинет.
Залогом успеха является то, что по звонку бригады скорой помощи здесь больного ожидает группа специалистов готовых принять все меры срочной медицинской помощи, в том числе высококвалифицированный эндоваскулярный хирург. Это позволяет, не теряя драгоценное время, в считанные минуты начать оказание экстренной помощи больным, например, с острым коронарным синдромом, нарушениями мозгового кровообращения. Так, больному, 55 лет, поступившему с острыми болями в загрудинной области, в течение получаса с момента поступления было проведено исследование (коронарография) на ангиографическом комплексе фирмы PHILIPS. У больного выявлено сужение участка коронарной артерии. В целях расширения просвета, в ходе исследования принято решение о выполнении стентирования сосуда. Восстановлено кровообращение в коронарной артерии и отведена угроза инфаркта миокарда. Больному стало лучше прямо на операционном столе. Надо отметить, что продолжительность лечения таких больных сокращается до 2-3 суток. Иногда оказанию своевременной медицинской помощи препятствуют родственники больного, долго сомневаясь и консультируясь у своих знакомых.
Приемное отделение больницы это подразделение стационара, где проводят прием и регистрацию больных, осмотр, объективное обследование и первичную диагностику, санитарную обработку, транспортировку больных в лечебное отделение, осуществляют информационно-справочную работу, в экстренных случаях оказывают значительный объем медицинской помощи. От того, насколько правильно и оперативно организована работа приемного отделения, зависит успех и результаты последующего лечения больного. Поступь отделения динамична и насыщена.
Как объяснил Исмаил Манединович, невозможно предугадать, что случится не то, что через час — через минуту. День, когда мы посетили отделение, выдался относительно тихим. По распорядку с 8 до 13 часов здесь оформляют граждан, поступающих на плановую госпитализацию и, конечно, всегда готовы принять экстренных больных. За эти несколько часов завели истории болезни и направили на лечение в стационары 97 пациентов с диагнозами: гипертоническая болезнь, ИБС, почечная колика, эндометриоз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, холецистит и др. Среди перечисленных недугов лидировали болезни сердца и сосудов. Возраст поступивших колебался от 40 до 88 лет. Часы, проведённые в приёмном отделении, подтвердили, что больница, действительно, начинается отсюда, во всяком случае, её стационарное звено. А выполняет всю эту непростую работу посменно небольшой дружный коллектив.
Заведующий приемным отделением Куштаров до недавнего времени работал в известной Московской клинике, департамента здравоохранения города Москвы «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского». Работая в этой клинике Исмаил Манединович для себя открыл медицину с другой стороны. Он увидел, как от оперативности и своевременного оказания помощи зависит возможность спасти человека. Ознакомился с порядками в крупнейшей клинике, сложившимися традициями и опытом. О скромном, талантливом враче среди земляков и Дагестанской диаспоры в Москве говорилось достаточно много. Главный врач клинической больницы №1, постоянно следит за успехами молодых специалистов, познакомился с врачом и пригласил на работу заведующим приемного отделения. Не легко было Куштарову оторваться от перспективного места работы, но согласился, так как на малой Родине, востребован.
На вопрос, как поставлена работа приемного отделения в клинике им Склифосовского, и можно ли применить столичный опыт в Махачкале?- он сказал: В столице внедряют новый стандарт приемных отделений. Теперь не пациент идет в кабинеты, а врачи приходят к пациенту. Пилотная площадка — НИИ Скорой помощи имени Склифосовского. Проект распространят на всю страну.
До реорганизации приемное отделение НИИ Склифосовского работало по стандартной кабинетной схеме. Пациент поступал в больницу, сообщал свои данные сотрудникам регистратуры и затем самостоятельно шел к врачам-специалистам. Ему приходилось ждать в очереди на осмотр, потом его направляли на анализы и дополнительные обследования. Затем пациент возвращался к специалисту, снова ждал в очереди. Только после нового вызова его госпитализировали или направляли на амбулаторное лечение по месту жительства.
В 2018 году провели реорганизацию приемного отделения. Подход к приему и диагностике больных изменили. Вместо принципа «пациент к врачу» прием организовали по принципу «врач к пациенту». Больного встречает врач распределительного поста. Он проводит сортировку и определяет маршрутизацию пациента. Затем медрегистратор фиксирует персональные данные и определяет в один из смотровых залов. Пациенту не нужно самостоятельно искать кабинеты и врачей. Все время пребывания в приемном отделении пациент проводит на удобной кровати. Врач нужной специальности получает оповещение, подходит к койке, осматривает пациента и назначает обследования.
Ещё одно моё желание, не знаю насколько реальное в условиях больницы, связано с электронным взаимодействием между поликлиниками и стационарами. Создается единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Например, к нам поступил пациент без сознания, но с паспортом или другим документом. Вводим его данные, тут же находим амбулаторную карту в поликлинике и понимаем, чем он страдал, какие лекарства принимал. Весь анамнез как на ладони. То же самое при выписке: если врачу поликлиники недостаточно информации в эпикризе, он заходит в Единую информационную систему и может посмотреть, например, компьютерную томографию, МРТ. В результате сэкономим время, и не будем тратить деньги на лишние исследования. Это задачи на будущее.
Как видим планы у нового заведующего приемного отделения целеустремленные, находят понимание и поддержку у руководства больницы.
Рашид Рашидов