Каждая эпоха оставляет знаковые и незабываемые имена. Символом ускользающего времени сохранились имена популярных певцов XX в., чьи песни звучали и звучат сегодня. Их песни раздавались отовсюду, им подражали, их боготворили. Они были иконой времени и стиля, источая особый магнетизм. Каждый учился у другого, но только для того, чтобы не быть похожим и найти свой путь, свою манеру, собственное исполнение и стиль.
Ей посвящали свои мелодии и песни многие композиторы, поэты. Она имела армию поклонников своего таланта.
К таким узнаваемым и любимым исполнителям в нашей республике, без сомнения, можно отнести народную артистку Дагестана и России, лауреата Государственной премии, премии им.Гамзата Цадасы, почетного профессора вокала — Бурлият Акашимовну Ибрагимову.
Бурлият ценила внимание людей, дорожила дружбой, была всеобщей любимицей, радуя зрителей и согревая душу каждого, кто слышал ее хоть раз.
Голос Бурлият стал популярен и узнаваем, впервые прозвучав в 1950 г. на одном из концертов филармонии, потом — на радио, позже — на телевидении. «Поет Бурлият Ибрагимова…» звучало в эфире, как позывной ушедшей эпохи, когда расцвет культуры и образования можно было считать на пике развития.
Этот голос и образ певицы стали символом народной культуры, женской красоты, изящества, нежности и изысканности.
Ее появление на сцене было всегда событием. Броская внешность, манера держаться и умение владеть аудиторией — создавали особенную атмосферу — медиативную ауру, наполняя залы необыкновенной сердечностью певицы.
Особенный дар — петь всему зрительному залу, как для одного единственного зрителя — и есть секрет ее всепобеждающего успеха и популярности.
Своим творчеством она внесла огромный вклад в развитие дагестанской исполнительской вокальной школы. Ее разносторонний талант, прекрасный голос, удивительное обаяние и артистизм, многие ее годы деятельности покорили сердца любителей музыки разных поколений Дагестана и России.
Она родилась и выросла в прекрасном уголке нашей республики — селе Нижний Дженгутай в окружении талантливого и известного музыкального рода, истинных деятелей культуры — которые подарили Дагестану знаменитые имена актеров и певцов, знатоков дагестанского фольклора, несравненных исполнителей народных старинных песен и танцев, хореографов и ваятелей, блестящие таланты — Татама и Барият Мурадовых, Акашима Ибрагимова, блиставших перед петербургским царским двором певиц-сестер Балаханум и Ниярханум, Инессы Курумовой, Бэлы Мурадовой и многих других из этой династии. Неудивительно, что с самого раннего детства маленькая Бурлият научилась играть на гармонике. Красавица бабушка Ниярханум, виртуозная гармонистка, обожала свою внучку и видя ее музыкальность, старалась с самого младенческого возраста петь внучке народные песенки, считалочки, подыгрывала на гармонике, и малышка пела и танцевала. Бабушка, вдохновленная умением внучки, сажала ее к себе на колени и выстраивала ее маленькие пальчики, сверху накладывая свои, нажимала на кнопочки и клавиатуру — оттуда лилась нескладная мелодия, но со временем все уверенней слагалась в красивые звуки. Девочка росла, а вместе с тем и ее мастерство. Шли годы, когда бабушки не стало, известные для всех мелодии снова ожили в жизни семьи и села, зазвучав на различных праздниках, где юное дарование уже имела поклонников — благодарного зрителя, который и в дальнейшей судьбе певицы будет сторонником ее таланта.
Ее манило таинство сцены, она не только пела, но и дивно танцевала, еще в дошкольные годы Бурлият Ибрагимова участвовала в выступлениях семейного ансамбля.
А в 8 лет состоялся, оставивший неизгладимое впечатление у зрителей и запомнившийся девочке на всю жизнь, дебют на Кремлевской сцене во время Дней Декады дагестанского искусства, проходивших в 1940 году в Москве. На сцене хватило места всему талантливому роду музыкантов. Это было большим и ответственным событием и бесспорной удачей. У участников их семьи было много номеров, ко всему еще добавились дети остальных артистов большой программы концерта, где Бурлият солировала в песнях и танцевальных номерах. После концерта, оценив ее талант, золотые часы ей вручил Иосиф Сталин.
Уже в 12-летнем возрасте, Бурлият работала в качестве актрисы и одновременно концертмейстером кумыкского сектора кукольного театра. С огромной теплотой и умилением окружающие наблюдали как она совсем еще маленькая девочка, снимая во время очередного представления специальные подставки для ног и, едва успев снять с рук кукол, бежала к инструменту для исполнения музыкального проигрыша, а затем, после спектакля, давала сольный концерт. Уже тогда для многих была очевидна ее дальнейшая судьба. Миссия Бурлият — радовать окружающих своими песнями, делиться с ними данным ей свыше даром.
Универсальность сценического имиджа Бурлият Ибрагимовой, разносторонность репертуара обеспечивали неизменный успех у публики.
Исполнительская деятельность певицы богата и многогранна. Она одна из немногих, кто хранит в памяти сотни старинных сказаний-йыров, древних кумыкских обрядовых напевов и причитаний, детских прибауток. Виртуозно аккомпанирует себе на гармони.
Но самое большое признание и любовь Бурлият Акашимовна снискала как лирическая певица: здесь и народные, и авторские — бардовские песни. Именно она первая стала исполнительницей такого жанра, можно сказать внеся личный вклад. Песни собственного сочинения, в ее исполнении доставляли высокое художественное наслаждение, как неискушенному слушателю, так и образованному музыканту.
Как истинно творческая натура народная певица всегда смело осваивала новые художественные горизонты. В 60- 70-е годы прошлого столетия она стала одной из первых исполнительниц кумыкских песен в эстрадном стиле. Народная мелодика, преломленная в ритмах и тембрах джаза, звучала особенно свежо и необычно для национального слуха.
Бурлият стала одной из немногих, для кого специально писали свои песни, романсы дагестанские композиторы Г.Гасанов, Н.Дагиров, А.Абрамянц, П.Проскурин, С.Агабабов, С.Керимов. Многим из полюбившихся песен тех лет, Бурлият Акашимовна, будучи актрисой кумыкского театра, дала новую жизнь на эстраде, радио и телевидении. Так стали популярными песни и арии из музыки Н.Дагирова к спектаклю «Черные розы», Г.Гасанова к спектаклю «Айгази» и музыкальной комедии «Юрек сюйсе».
Еще одна грань ее богатой творческой биографии была связана с хором Дагестанского Радио и Телевидения. Этот коллектив был первым и долгие годы единственным интерпретатором музыки дагестанских авторов — Г.Гасанова, М.Кажлаева, С.Агабабова, Н.Дагирова, Ш.Чалаева, А.Джафаровой. А.Батыргишиеа, и др. Вместе с хором и сольными программами она выступала в аулах родного Дагестана: на полевых станах перед тружениками сельского хозяйства, в школах, в вузах, в военных гарнизонах, на многочисленных фестивалях, конкурсах, в Нальчике и Владикавказе, Грозном и Майкопе, Ереване и Краснодаре, Москве и Петербурге, в Турции, Франции, Италии, Болгарии, Польше… Все эти концерты проходили с большим успехом и неизменными аншлагами. Ее голосом, народными мелодиями, которые пришли из древности, можно сказать, заговорила дагестанская земля. 60 лет она представляла дагестанскую национальную культуру на многих широтах и меридианах достойнейшим образом, как певица, поющая на многих языках.
Исполняемые ею песни и романсы советских композиторов, русская и дагестанская классика, кумыкский музыкальный фольклор составляют «Золотой фонд» дагестанского радио и телевидения. А ее творчество — яркая и незабываемая страница в летописи музыкальной культуры Дагестана.
Для нас многих имя певицы, ее талант — показатель высоты истинного уровня песенной исполнительской культуры, на который следует ориентироваться, как на «золотой стандарт».
Мелодии, которые озвучивали прошлую эпоху, их перепела и пережила со своим поколением и сама Бурлият. Она хранила добрую, красивую мечту — петь так, чтобы ее не покидал зритель, чтобы ее песня смогла пережить времена, чтобы песня и искусство, которым служила их фамилия, не кончались. Жила, всегда осознавая и помня, что сцена и песня — для того, чтобы делать людей счастливыми.
Бурлият достойно вошла наравне с талантливыми представителями их славного рода Мурадовых и Ибрагимовых, в музыкальную культуру Дагестана.
Певице, обладающей волшебным голосом, из своей знаменитой фамилии удалось сделать еще более знаменитое имя.
Бурлият Ибрагимова — это, как сегодня говорят, бренд кумыкской эстрады, в ее творчестве есть главный исток — старинные народные песни. Это ее главные песни, длиною в жизнь…
Ее голос звучал целую эпоху, рассказывая об историческом прошлом ее народа, и его мечтах. Мы слышали его с детства, он нам полюбился так же, как голос ее дяди — великого певца Татама Мурадова.
Она пела — и эта музыка меняла нас. А ее жизнь выстраивалась ступенями, по которым она восходила, неустанно находясь в поиске «себя», своего пути, с желанием стать той, без которой не захочет обойтись ни один человек, любящий песню, музыку и народное искусство.
Бурлият Ибрагимова — это образец служения народному творчеству, национальной культуре, она не мыслит и сейчас себя вне общения со своими дорогими слушателями и зрителями. В диалогах с ней в ее речи постоянно проступает объемная фраза: «Мой народ». И это не удивительно, потому, что она пела для него, поистине став народной певицей.
Творчество Бурлият Ибрагимовой и сама певица продолжает жить, отражаясь в целой плеяде молодых певцов, певиц. Каждый из них получил творческое благославение на сцену. Щедрость таланта и души Бурлият Акашимовны сделали ее проводником и наставницей во многих смыслах этого тонкого искусства — песенного исполнительства.
Саида Муртузалиева,
заслуженный работник культуры РД, член Союза журналистов России