На днях я посетил отделение нейро-челюстно-лицевой хирургии Республиканской детской многопрофильной больницы и увидел перед входом небольшое объявление. Вот его текст: Уважаемые пациенты! Находясь в медицинском учреждении, помните, что вы являетесь пациентами, а не клиентами и вас не обслуживают, а оказывают помощь и лечат». Честно говоря, надпись на дверях заинтересовала меня и вот почему.
Ежедневно в Махачкале в течение дня мы сталкиваемся с сотнями такого рода объявлениями. Чаще всего их читаешь как бы непроизвольно и сразу забываешь, о чем шла речь из-за того, что они не «берут тебя за душу» и не несут какой-либо важной или нужной информации. И всё-таки, хотим мы этого или нет, а наши глаза вечно что-то ищут и даже находят.
Мне кажется, что тот, кто подготовил текст объявления, адресованный, прежде всего пациентам РКДБ, по сути, человек не глупый. Вряд ли дурак догадается написать такое, на что обратили бы свое внимание окружающие. Я и многие другие проявили интерес к тексту необычного объявления и взяли на вооружение то, что мы являемся клиентами, то есть посетителями, навестившими пациентов медучреждения. Первые отличаются от вторых тем, что они здоровые, а те – больные, раз попали сюда на лечение.
Будучи в коридоре стационара, я обратил внимание и на стенд, посвященный здоровью. По данным ВОЗ 60 % мужчин в России состоявшиеся курильщики со стажем, а среди женщин курят 30 %. Да ладно, они взрослые, у них есть деньги на сигареты. Настораживает другое, а именно употребление табака в школьной среде, которое составляет 45%. Разве может быть у страны грядущее здоровое поколение с такими неблагополучными данными? Сомневаюсь.
Вот ещё на что обратил я свое внимание в РКДБ. На территории больницы красуется фонтан, ставшим излюбленным местом отдыха её пациентов и клиентов. В эту летнюю небывалую жару от него веет прохладой. Здесь большинство людей сидят на скамейках, а некоторые фотографируются на память, особенно вечером, когда включают освещение. Фонтан светится, и струи воды красиво направляются в его основание. Администрация медучреждения регулярно предупреждает своих посетителей, чтобы они не заходили через барьер в воду из-за того, что опасно, ведь в фонтан протянут электропровод, который может ударить током.
Но людей это предупреждение не пугает, их манит сюда какая-то волшебная сила. И всё-таки дагестанцы – народ рисковый. На каждом шагу их преследуют опасности и неприятности., но им нипочем. Если даже перед фонтаном установить предупредительную надпись:»НЕ ВЛЕЗАЙ – УБЬЕТ!», всё равно наши славные жители Страны гор будут игнорировать её из-за «высокой культуры» его отдельных индивидов. Вот они и создают общественное мнение, которое ценится так дорого, но слишком дешево достается.
Вспоминаю и другой случай, произошедший с одним дагестанцем несколько лет назад. Когда тот подошел к одной из скамеек и увидел надпись: «Осторожно, окрашено!» Сначала гость Махачкалы проверил своими руками, высохла ли краска. Вроде бы да. Затем отдыхающий сел на скамейку и в течение 30 минут увлекся чтением газеты. Неожиданно он встретил знакомого, шедшего в его сторону, тут они стоя обменялись рукопожатием.
Проходящая мимо пенсионерка обратила внимание на джинсы мужчины, изрядно испачканные зеленой краской, и сказала ему об этом. Его удивлению не было предела. Он ругал городские власти, себя, но пришлось ему дождаться вечера и злым возвращаться домой. Казалось бы надпись он видел, читал, но проигнорировал. И вот результат – испорченные новые джинсы.
На территории больницы за красивой оградой была установлена на пьедестале (помосте) миниатюрная лошадка с арбой, сделанная из фаянса. Кому-то она сильно приглянулась и этот вандал разбил ее вдребезги. Его личность до сих пор не установлена, хотя при желании можно. Ну, кто будет этим заниматься: ведь лошадка неживая, и у нее нет настоящего хозяина. Не было и надписи: «Не трогать руками!» При ее наличии, может быть, окружающие обратили бы внимание и остерегались неприятностей.
Самое главное надпись «Проезд 17 рублей» есть на маршрутках № 23, с помощью которых можно добраться до больницы. Она написана так крупно, что не заметить ее практически невозможно. Благодаря ей все пассажиры исправно платят. Люди верят надписям и читают их. Надписи помогают нам в жизни, по ним мы везде находим нужного человека.
Полосу подготовил
Гаджи Мирзаев