Они помогают нам

На днях я посетил отделение нейро-че­люстно-лицевой хирургии Республиканской детской многопрофильной больницы и уви­дел перед входом небольшое объявление. Вот его текст: Уважаемые пациенты! Нахо­дясь в медицинском учреждении, помните, что вы являетесь пациентами, а не клиента­ми и вас не обслуживают, а оказывают по­мощь и лечат». Честно говоря, надпись на дверях заинтересовала меня и вот почему.

Ежедневно в Махачкале в течение дня мы стал­киваемся с сотнями такого рода объявлениями. Чаще всего их читаешь как бы непроизвольно и сразу забываешь, о чем шла речь из-за того, что они не «берут тебя за душу» и не несут какой-ли­бо важной или нужной информации. И всё-таки, хотим мы этого или нет, а наши глаза вечно что-то ищут и даже находят.

Мне кажется, что тот, кто подготовил текст объ­явления, адресованный, прежде всего пациентам РКДБ, по сути, человек не глупый. Вряд ли дурак догадается написать такое, на что обратили бы свое внимание окружающие. Я и многие другие проявили интерес к тексту необычного объявле­ния и взяли на вооружение то, что мы являемся клиентами, то есть посетителями, навестившими пациентов медучреждения. Первые отличаются от вторых тем, что они здоровые, а те – больные, раз попали сюда на лечение.

Будучи в коридоре стационара, я обратил вни­мание и на стенд, посвященный здоровью. По данным ВОЗ 60 % мужчин в России состоявшие­ся курильщики со стажем, а среди женщин курят 30 %. Да ладно, они взрослые, у них есть деньги на сигареты. Настораживает другое, а именно употребление табака в школьной среде, которое составляет 45%. Разве может быть у страны гря­дущее здоровое поколение с такими неблагопо­лучными данными? Сомневаюсь.

Вот ещё на что обратил я свое внимание в РКДБ. На территории больницы красуется фон­тан, ставшим излюбленным местом отдыха её пациентов и клиентов. В эту летнюю небывалую жару от него веет прохладой. Здесь большинство людей сидят на скамейках, а некоторые фотогра­фируются на память, особенно вечером, когда включают освещение. Фонтан светится, и струи воды красиво направляются в его основание. Ад­министрация медучреждения регулярно преду­преждает своих посетителей, чтобы они не захо­дили через барьер в воду из-за того, что опасно, ведь в фонтан протянут электропровод, который может ударить током.

Но людей это предупреждение не пугает, их манит сюда какая-то волшебная сила. И всё-таки дагестанцы – народ рисковый. На каждом шагу их преследуют опасности и неприятности., но им нипочем. Если даже перед фонтаном устано­вить предупредительную надпись:»НЕ ВЛЕЗАЙ – УБЬЕТ!», всё равно наши славные жители Страны гор будут игнорировать её из-за «высокой куль­туры» его отдельных индивидов. Вот они и соз­дают общественное мнение, которое ценится так дорого, но слишком дешево достается.

Вспоминаю и другой случай, произошедший с одним дагестанцем несколько лет назад. Когда тот подошел к одной из скамеек и увидел над­пись: «Осторожно, окрашено!» Сначала гость Махачкалы проверил своими руками, высохла ли краска. Вроде бы да. Затем отдыхающий сел на скамейку и в течение 30 минут увлекся чтени­ем газеты. Неожиданно он встретил знакомого, шедшего в его сторону, тут они стоя обменялись рукопожатием.

Проходящая мимо пенсионерка обратила вни­мание на джинсы мужчины, изрядно испачкан­ные зеленой краской, и сказала ему об этом. Его удивлению не было предела. Он ругал городские власти, себя, но пришлось ему дождаться вечера и злым возвращаться домой. Казалось бы над­пись он видел, читал, но проигнорировал. И вот результат – испорченные новые джинсы.

На территории больницы за красивой огра­дой была установлена на пьедестале (помосте) миниатюрная лошадка с арбой, сделанная из фаянса. Кому-то она сильно приглянулась и этот вандал разбил ее вдребезги. Его личность до сих пор не установлена, хотя при желании можно. Ну, кто будет этим заниматься: ведь лошадка нежи­вая, и у нее нет настоящего хозяина. Не было и надписи: «Не трогать руками!» При ее наличии, может быть, окружающие обратили бы внимание и остерегались неприятностей.

Самое главное надпись «Проезд 17 рублей» есть на маршрутках № 23, с помощью которых можно добраться до больницы. Она написана так крупно, что не заметить ее практически невоз­можно. Благодаря ей все пассажиры исправно платят. Люди верят надписям и читают их. Над­писи помогают нам в жизни, по ним мы везде на­ходим нужного человека.

Полосу подготовил

Гаджи Мирзаев