От государства к бизнесу
Статьей 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Так, статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ («Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества») дополнена новым пунктом 5, в силу которого субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при условии, что сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме этого, при заключении договора купли-продажи арендуемого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства теперь нет необходимости представлять заявление о своем соответствии условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», поскольку эти сведения имеются в едином реестре субъектов малого и среднего
предпринимательства.
Законность проверена
Прокуратура города Махачкалы провела проверку законности правовых актов администрации города в сфере землепользования и градостроительства.
В ходе проверки выявлены 8
постановлений администрации города об изменении вида разрешенного использования земельных участков, изданные в нарушение требований градостроительного законодательства.
В частности, строительством домов нарушаются градостроительные нормативы, не будет обеспечена возможность дворового благоустройства, а именно, размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей, стоянки автомобилей, озеленения и т.д.
По результатам проверки на 8
постановлений администрации города Махачкалы прокуратура принесла протесты. Кроме того, внесено представление об устранении и недопущении впредь указанных нарушений закона.
Обеспечатбезопасность
Прокуратура города Махачкалы по поручению прокуратуры республики провела проверку исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
В ходе проверки в 3 автотранспортных предприятиях города выявлены многочисленные нарушения требований федерального законодательства.
В связи с этим, за осуществление перевозок пассажиров при наличии неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения, без технического средства контроля режима труда и отдыха, без путевых листов и отметок о прохождении предрейсового технического осмотра транспорта и медицинского осмотра отдельные водители маршрутных такси привлечены к административной ответственности по ч.1, ст.12.5; ч.1, ст.11.23; ч.1, ст.11.14.2; ч.1, ст.12.3 КоАП РФ.
За допущенные нарушения требований трудового законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в отношении руководителей автотранспортных предприятий возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1, ст. 5.27 (нарушение трудового законодательства), ч. 3, ст. 5.27 (уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора), ч. 4, ст. 5.27.1 (необеспечение работников средствами индивидуальной защиты) и чч.2 и 3, ст. 5.27.1. (нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда), ч. 1, ст. 14.4 (продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований), ст. 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения по существу в Государственную инспекцию труда по РД и Управление
Роспотребнадзора по РД.
Отсутствуют реестры
Прокуратура города Махачкалы провела проверку исполнения законодательства в сфере долевого строительства многоквартирных домов.
В ходе проверки выявлены факты несоблюдения жилищно-строительными кооперативами «Алые паруса», «Золотые ключи» и «Чайка» прав граждан при участии в долевом строительстве многоквартирных домов.
В частности в нарушение требований Жилищного кодекса РФ указанными жилищно-строительными кооперативами не ведутся реестры членов ЖСК с использованием системы ГИС ЖКХ.
В связи с этим, в адрес председателей указанных жилищно-строительных кооперативов прокуратура внесла представления об устранении нарушений закона.
Изменения в госзакупках
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2016 № 719 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации, связанные с процедурой закупки отдельными заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Так, с 1 ноября 2016 года изменилось значение начальной (максимальной) цены договора или лота, при которой отдельные заказчики должны, либо вправе провести закупку у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Например, по новым правилам, закреплена обязанность заказчиков проводить закупки, участниками которых могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства, в том случае, когда размер начальной (максимальной) цены договора (цены лота) на поставку товаров не превышает 200 млн. руб.; когда же стоимость начальной (максимальной) цены договора более 200 млн. руб., но не превышает 400 млн. руб., такая закупка у представителей малого бизнеса является правом заказчика.
Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого бизнеса путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, либо в форме декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом, в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Помимо этого, заказчику предоставлено право проверять соответствие участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства с использованием сведений единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Установлено, что заказчик принимает решение об отказе в допуске к участию в закупке в отношении участника закупки или об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком, в случаях:
— отсутствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства или непредставление указанными лицами декларации соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства;
— несоответствия сведений об участнике закупки или привлекаемом участником закупки субподрядчике (соисполнителе) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, содержащихся в декларации, критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 26.07.2016 № 719 действует с 1 августа 2016 года, за исключением отдельных его положений, вступивших в силу с 1 ноября 2016 года.
На защите прав предпринимателей
Прокуратура города провела проверку исполнения законодательства, направленного на защиту прав предпринимателей в сфере торговли.
В ходе проверки установлено, что в административном регламенте по предоставлению муниципальных услуг управлением торговли администрации г. Махачкалы и Положении о порядке размещения и функционирования нестационарных торговых объектов изложены нормы, требующие оплату за предоставление муниципальных услуг при выдаче свидетельства о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов. В связи с этим, прокуратурой города на противоречащие федеральному законодательству положения муниципальных правовых актов принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.
Выявлены факты взимания с субъектов предпринимательской деятельности оплаты за размещение и функционирование торговой точки с превышением установленной администрацией города квоты.
Кроме того установлено, что администрацией города в течение длительного периода не обеспечивается в установленном законодательством порядке муниципальный контроль в сфере торговой деятельности, что негативно влияет на развитие малого и среднего предпринимательства на территории города.
По результатам проверки прокуратурой города Главе города внесено представление об устранении нарушений закона и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
В интересах детей
Прокуратура города Махачкалы провела проверку исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Установлено, что состояние улично-дорожной сети муниципального образования городской округ «город Махачкала» в местах расположения 19 образовательных учреждений города, а также подъездных путей к ним не соответствует требованиям законодательства. В частности, на проезжей части имеются выбоины, превышающие предельно допустимые повреждения дорожных покрытий.
В августе 2016 года в целях устранения выявленных нарушений городской госавтоинспекцией в муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» внесено соответствующее предписание, которое оставлено без исполнения.
В связи с этим, прокуратура города направила в суд административное исковое заявление об обязании городской администрации и МКУ «УЖКХ г. Махачкалы» устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.с
Расходы не по бюджету
Прокуратура города Махачкалы провела проверку соответствия требованиям федерального законодательства Положения о порядке расходования средств резервного фонда городской администрации, утвержденного постановлением Главы города от 26 января 2011 года, № 133.
Установлено, что отдельные нормы Положения противоречили бюджетному законодательству.
Так, согласно требованиям ст. 81 Бюджетного кодекса РФ средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с
ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Между тем, в Положении не были предусмотрены указанные нормы закона, а предусматривалось, что средства резервного фонда администрации города расходуются на финансирование: государственной поддержки общественных организаций и объединений; проведение юбилейных мероприятий; проведение встреч, симпозиумов; издание сборников нормативных правовых актов; изготовление государственных наград; поддержку научных организаций и других мероприятий. При этом такой фактор, как непредвиденность расходов, определяющим не является.
С целью приведения названного Положения в соответствие с требованиями норм бюджетного законодательства и исключения из него коррупциогенных факторов прокуратурой города принесен протест.
Протест рассмотрен и удовлетворен.
Гамлет Джамалдинов,
старший помощник прокурора Махачкалы