VII Международный фестиваль фольклора «Горцы»

«Дагестан встречает гостей» — так назывался гала-концерт, которым официально открывал­ся фестиваль, организованный Министерством культуры РФ, Государственным Российским Домом народного творчества, Министерством культуры РД, Республиканским Домом народ­ного творчества, Администрацией г. Махачкалы, Комитетом нематериального культурного насле­дия при Дагестанском отделении Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, региональными центрами традиционной культуры народов России.

Переполненный зал Русского театра не жалел ладоней, искренне и восторженно рукоплеская артистам-участникам фестиваля.

Образцы своего народного творчества также представили фольклорные коллективы «Али­анза» из Мексики, «Омладина» из Словакии, «Ранранга» из Шри-Ланки

В гала-концерте приняли участие фольклор­ные, инструментальные, вокальные, хореогра­фические ансамбли Шамильского, Ботлихского, Кулинского, Акушинского, Гергебильского, Буй­накского, Ахтынского, Хасавюртовского райо­нов; ансамбли цахурской, рутульской и агульской культур; народный хор русской песни «Волна» Республиканского Дома народного творчества и детские фольклорные коллективы г.Махачкалы, г.Кизляра, Кумторкалинского и Хасавюртовского районов; государственные коллективы хор «По­ющая Чарода», ансамбль танца Дагестана «Ка­спий» и ногайский фольклорно-этнографический ансамбль «Айланай».

Приветствие зрителям, участникам и гостям от имени Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова передал первый заместитель председателя Пра­вительства республики Анатолий Карибов. Он отметил, что «фестиваль – это один из значимых проектов не только в сфере культуры республи­ки, но и этнотуризма: «Горцы» — это развитие со­бытийного туризма. Мы возлагаем на него боль­шие надежды, связанные с укреплением пози­тивного имиджа Республики Дагестан, развити­ем дружественных связей между народами через творческий диалог».

В адрес фестиваля поступили приветственные телеграммы от советника по культуре при Пре­зиденте Российской Федерации Владимира Тол­стого, ответственного секретаря Комиссии Рос­сийской Федерации по делам ЮНЕСКО Григория Орджоникидзе; директора Российского Дома народного творчества, Председателя Россий­ского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия Тамары Пуртовой. В них было отмечено, что фестиваль «Горцы» являетсяя значимым культурным событием в жизни России. Фестиваль такого масштаба — единственный на Северном Кавказе. И выбор Республики Даге­стан для его проведения не случаен. Дагестан — многонациональный и многоконфессиональ­ный регион, который славится самобытными культурными традициями, богатством фольклор­ного наследия, народными художественными промыслами и ремеслами. Фестиваль позволяет людям разных убеждений и культурных традиций найти общую основу для творческого сотрудни­чества и развития дружеских связей.

Руководитель фольклорного ансамбля «Ран­ранга» из Шри-Ланки Тенакоон Сунил Даянанда, воодушевленный ярким этнопредставлением, отметил: «Народное искусство для участников нашего коллектива как глоток чистой родниковой воды, заниматься фольклором, изучать его для нас также естественно, как дышать. Не случай­но наш коллектив разновозрастный по составу – участникам от 13 до 25 лет. Так мы сохраняем преемственность поколений в передаче культур­ных традиций».

В рамках Фестиваля проходило много и других творческих мероприятий.

Так в этот же день в малом зале Русского театра состоялся Республиканский конкурс исполните­лей на народных инструментах «Играй, душа!». В нем приняли участие учебные и любительские творческие коллективы, музыканты из г. Махач­калы и Дербента, Ахтынского, Кумторкалинского, Лакского, Левашинского, Сергокалинского, Тля­ратинского районов. Музыкальное творчество и самобытные национальные инструменты пред­ставили и гости фестиваля – музыканты Слова­кии, Мексики и Шри-Ланки.

«Играй, душа» — традиционный фестиваль-кон­курс, направленный на сохранение и развитие музыкальной культуры и исконно национальных инструментов: зурны, пандура, кумуза, саза и др. Традиционно выступления участников конкур­са оценивает компетентное жюри. На этот раз в его составе были известные музыканты, компо­зиторы, руководители музыкальных коллективов Навруз Шахбазов, Татьяна Трифонова, Аскерхан Аскерханов, Абусупьян Аликараев, Хан Баширов.

В исполнении музыкантов звучали мелодии народов Дагестана и Кавказа, национальные мотивы ланкийцев и песни на сингальском язы­ке; виртуозную игру на гитаре и на смычковых, струнных инструментах продемонстрировали словаки и мексиканцы.

По итогам конкурса жюри присудило 1 место – Баширу Багаутдинову (г.Махачкала), 2 место – ансамблю народных инструментов ДШИ №6 (г.Махачкала), 3 место – оркестру национальных инструментов «Эхо гор» Левашинского района. Поскольку было много достойных выступлений, жюри за сохранение музыкальных традиций от­метило дипломами ансамбли национальных ин­струментов центров традиционной культуры на­родов России Лакского и Сергокалинского райо­нов, а также участника из г.Дербента — Рамазана Ризаева.

Состоялась и выставка мастеров народного искусства центров традиционной культуры на­родов России. Лучшие из них не только привезли свои изделия, но и показывали мастер-классы своим ученикам и всем желающим. Мастери­цы из Буйнакского и Бабаюртовского районов представили легкие, невесомые традиционные ажурные платки тастары. Кубачинские златокуз­нецы и мастерицы золотого шитья, балхарские и сулевкентские гончары, табасаранские ковров­щицы, хунзахские мастера изготовления народ­ных музыкальных инструментов и бежтинские рукодельницы по узорному вязанию, резчики по дереву из Казбековского и Шамильского райо­нов и др. удивляли своими искусными изделия­ми многочисленных зрителей на плошадке перед Русским театром.

Выставка имела большой успех и вызвала живой интерес дагестанцев и гостей столицы. Махачкалинец Рабадан Магомедов отметил, что «мимо такой красоты пройти равнодушно про­сто невозможно, и очень правильно, что многие пришли на выставку с детьми: им дальше хранить и передавать нашу культуру и традиции»

Еще с большим успехом в Русском театре про­шел праздник «Поэзия народного костюма». Их демонстрация сопровождалась народными тан­цами и песнями.

В Дагестане сложилось удивительное много­образие вариантов традиционной одежды. Са­мобытные национальные костюмы представили их хранители и участники фольклорных коллек­тивов из Бабаюртовского, Хивского, Акушинско­го, Ботлихского, Чародинского, Левашинского, Сергокалинского, Кулинского, Карабудахкент­ского, Буйнакского, Каякентского, Тарумовского, Хасавюртовского, Рутульского, Шамильского, Тляратинского, Цунтинского районов и Бежтин­ского участка, государственные фольклорные ансамбли: «Айланай», «Каспий» и терский ан­самбль казачьей песни. Каждый национальный костюм отражал самобытность, архаические черты и этнические особенности.

Женская одежда дагестанок в основном слож­ная, многосоставная с различными украшения­ми. Каждый национальный костюм имеет свои оригинальные элементы, но тем не менее общи­ми для национальной одежды горских женщин были чохто, пояса и др. Праздничный мужской костюм состоял из рубахи, черкески, дополнен­ных поясом и папахой.

«Поэзия народного костюма» — уникальный проект, дающий возможность знакомиться с тра­диционной одеждой не только многонациональ­ного Дагестана, но и народов мира. В этом году зрителям посчастливилось увидеть и националь­ные костюмы Мексики, Шри-Ланки, Словакии.

В традиционной одежде ланкийцев всегда присутствуют яркие краски. Важным атрибутом национального костюма являются украшения, как традиционные, изготовленные из кокосовой кожуры, так и серебряные.

На руки и ноги принято надевать многочислен­ные браслеты и бубенцы. Голова, плечи и грудь танцоров покрыты металлическими панциря­ми, которые при резких движениях издают ме­лодичные звуки. Наряду с танцами, имеющими отношение к ритуальным церемониям, суще­ствуют и развлекательные, имитирующие пове­дение животных и птиц. Им также соответствуют определенные наряды. Женские состоят из блуз­ки, лосин и тканей ярких расцветок.

Наиболее распространенный женский костюм словаков состоит из длинной нательной руба­хи; короткой, собранной у ворота блузки, юбки и передника. Штаны, рубаха и суконный жилет в мужском костюме расшиты узорами. На шля­пе холостые мужчины носили перья и длинные ленты. Обязательной принадлежностью костюма являлся – широкий кожаный пояс с латунными пряжками.

Мексиканцы предпочитают яркие насыщен­ные краски. Женский костюм состоит из блузки и юбки. Костюм дополняют платок и крупные серь­ги. Мужчины в сельской местности почти по всей стране носят белую рубашку и такие же брюки из хлопчатобумажной ткани. Особой популярно­стью пользуются костюмы мексиканских ковбоев и музыкантов-марьячи.

«Очень ценны те минуты, которые мы можем провести рядом с представителями другой наци­ональности, веры. Сегодня у нас была такая воз­можность. Языковой барьер не помешал нам по­нять друг друга. Фестиваль и есть та самая объ­единяющая площадка», — отметила миротворче­скую миссию проекта участница фольклорного ансамбля «Бежта» Халисат Гамидова.

Впечатляющим оказался и конкурс исполните­лей народной песни «Дагестанские родники»

В нем приняли участие более 20 участников: из Агульского, Ахвахского, Акушинского, Гумбе­товского, Лакского, Буйнакского, Шамильского, Левашинского, Чародинского, Хунзахского, Ха­савюртовского районов и городов Махачкалы, Каспийска, Кизляра и Дербента. Звучали аутен­тичные и старинные этнические песни и песни современных авторов.

Конкурс был ориентирован именно на на­родные исполнительские традиции и вокаль­ную культуру. Песни исполнялись и акапелла и под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов: гармони, саза, пандура. Отсут­ствие фонограммы и живой звук только усили­вали впечатления слушателей. Жюри, в состав которого вошли известные в республике музыканты, вокалисты — исполнители народной песни: Асият Кумратова, Аскерхан Аскерханов, Магомед Джидалаев, Юрий Ханжов, отметили высокий уровень исполнительского мастерства конкурсантов. Они честно признались, что выбор победителей дался им нелегко. В итоге 1 место за акапельное исполнение казачьей песни заслу­женно было отдано Абдулу Магомедову, солисту Государственного ансамбля терской казачьей песни из г.Кизляра, 2 место досталось – Ахмеду Абакарову из Левашинского района, а 3-им стал – Идрис Сулейманов, студент ДККИ им. Б.Мурадовой.

Дипломами за сохранение и популя­ризацию народной песни были отмечены Сакинат Омарова из Шамильского рай­она, Рабият Омаева из Каспийска и Гури Рахманова из Агульского района. Но как сказал в начале работы заслуженный деятель искусств Дагестана Юрий Ханжов: «в этом конкурсе по­бедителей как таковых быть не может, потому что все равно побеждает народная песня».

Праздник продолжался.

Один из фестивальных дней участники по­святили старейшему городу России – Дербенту. Особенно оживленно и шумно было в цитадели Нарын-Кала. Многочисленные зрители, среди которых были не только жители г. Дербента, но и туристы, окунулись в исключительное по зрелищ­ности фольклорное представление.

Канатоходцы Дагестанских Огней, Махачкалы, Магарамкентского и Кулинского районов, зурна­чи и ашуги Абдул Магомедов, Рамазан Ризаев, Расул Абдулкебиров, Омар Меликов, ансамбль «Шарвили»; фольклорные ансамбли Рутуль­ского, Агульского, Курахского, Дербентского, Хивского, Табасаранского районов, оркестр Дербентского музыкального училища и Государ­ственный ансамбль танца «Каспий» представили яркое культурное многообразие и разножан­ровое исполнительское искусство в красочных действиях «Пой, ашуг!», «Пагъламан», «Обряды и традиции Года гор». Зрители могли насладиться живыми голосами народных певцов, представ­лениями традиционных свадебных, трудовых и других обрядов. Творчество своих народов про­демонстрировали и гости фестиваля: ансамбль «Омладина» из Словакии, «Ранранга» из Шри- Ланки, «Альянза» из Мексики. Под стенами древ­ней цитадели царила удивительная атмосфера гармонии и дружелюбия.

Об особенностях традиционных народных ко­стюмов и музыкальных инструментов рассказал вокалист и музыкант фольклорной группы «Алиан­за» Хосе Роберто: «Мы работаем в одном из самых распространённых жанров мексиканской народ­ной музыки – марьячи. Основные инструменты, на которых играют музыканты-марьячи – гитара, виуела, скрипка и арфа. Виуела похожа на гитару, но там пять струн вместо шести. Марьячи обяза­тельно носят шляпу-сомбреро, широкие поля ко­торой защищают голову и шею от палящих лучей солнца, дождя и снега. Особенностью костюма также являются декорированые по всей длине с внешних боков брюки. Это могут быть вышитые узоры или серебряные украшения, как у нас, на­пример. Каждая деталь символична». Сравнивая мексиканские национальные костюмы с даге­станскими, Хосе Роберто отметил, что мужская одежда не отличается так сильно как женская: «То, что ваши женщины скрывают свои волосы очень необычно для нас. И это нам нравится».

Гасанов Асхабали, руководитель цирковой студии «Пехлеван» Центра эстетического воспи­тания «Радуга» из г. Махачкалы, с гордостью рас­сказывая о своих юных канатоходцах, отметил, что «в наших детях уже с детства заложены на­циональный характер, стремление быть первым во всем. Главное, что должны сделать взрослые, не дать угаснуть этому порыву, развить в ребенке тягу к прекрасному и поддержать его».

Затем участники фестиваля продолжили свою работу в г. Избербаше, Хунзахском, Лева­шинском районах и в пригородных поселках г. Махачкалы, где фольклорные ансамбли гостей «Альянза», «Омладина» и «Ранранга» дали свои замечательные концерты.

Избербашцы радушно встретили ланкийцев в Центре традиционной культуры народов Рос­сии. И тут же устроили для гостей танцеваль­ный мастер-класс. Ланкийцы сразу подхватили ритм и с удовольствием вышли в круг танцевать лезгинку.

Глава города Абдулмеджид Сулейманов отме­тил, что Россия всегда встречает гостей с откры­тыми сердцами. Для избербашцев приезд ан­самбля из Шри-Ланки не только большая честь, но и возможность расширения кругозора, зна­комства с самобытной культурой этого далекого острова. А.Сулейманов вручил руководителю ан­самбля Сунилу Даянанде цветы и дагестанский сувенир. Ланкийцы поблагодарили избербаш­цев за тёплую встречу и отметили, что счастли­вы оказаться в Дагестане и познакомиться с его народами и их культурой.

«Для меня большая честь выступать в Дагеста­не. Здесь мы увидели публику, которая с интере­сом отнеслась к нашей культуре, оценила наши старания. Благодаря фестивалю «Горцы» мы уз­нали о том, что в России есть такой интересный регион, а вы узнали о народе Шри-Ланки», — по­делился впечатлениями молодой участник ан­самбля Надун Сенадера.

Ансамбль показал несколько фольклорных танцев, в том числе и под названием «священ­ный». Это особый танец, движения которого долго и тщательно разучивают, а костюм надо за­служить. Танцы ланкийцев призывают жить в гар­монии с окружающей средой, быть дружелюбны­ми и терпимыми.

В Левашах встречали коллектив из Мексики. Зам.главы Левашинского района Абдусалам Ди­биров поблагодарил гостей за приезд. В память о горной республике гостям подарили унцукуль­скую вазу, инкрустированную металлом по дереву.

Руководитель ансамбля Алехандро Коронадо признался, что восхищен разнообразием са­мобытных культурных традиций дагестанских народов. Он уже посещал Дагестан с коллекти­вом и был рад приехать вновь. Вместе с пред­ставителями администрации мексиканцы воз­ложили цветы к памятнику участникам Великой Отечественной войны.

Гостей ознакомили с экспозицией Центра традиционной культуры народов России, где со­стоялся совместный с левашинцами концерт. Неподдельный интерес у сельчан вызвало пред­ставление ансамбля «Алианза». Мексиканская культура лучше всего отображается именно в танцах. Живая музыка, ритм, свобода в движени­ях погружали зрителей в энергетику националь­ного характера мексиканцев. Оркестр марьячи, безукоризненно владея гитарой, исполнил ис­панские песни.

Но самое интересное случилось потом, ког­да артистов ансамбля «Алианза» пригласили на свадьбу. Это было торжество народной ди­пломатии, где испанские мотивы переплелись с дагестанскими национальными песнями. Мекси­канцы с ходу научились танцевать лезгинку, а ро­дители жениха исполнили вальс под знаменитую «Bessame mucho».

Ансамбль «Омладина» из Словакии приехал с концертной программой в село Гоцатль Хун­захского района. Гостей встретили жители села вместе с зам.главой сельской администрации Далгатом Далгатовым и начальником управ­ления культуры Хунзахского района Ирайганат Магомедовой.

В подтверждение того, что Гоцатль – родина знаменитых ювелиров, гостям показали мастер­скую известных ювелиров — отца и сына Саидо­вых. Участникам ансамбля рассказали о древнем ремесле, ознакомили с техникой изготовления серебряных украшений.

Артисты из Словакии исполнили народные песни и танцы, которые вызвали восхищение зрителей. Гостям преподнесли картину с видом знаменитых хунзахских водопадов, написан­ную местным художником С. Саидовым. Жители Гоцатля были признательныь за яркое фольклор­ное представление.

На следующий день фольклорный ансамбль «Алианза» выступал уже в Доме культуры посел­ка Богатыревка. Для жителей это был необыч­ный концерт, а для артистов из Мексики – поло­жительные эмоции и возможность представить свою культуру и традиции дагестанцам.

Мексиканское народное творчество оказалось по душе дагестанскому зрителю. Зарубежные гости очень впечатлили Богатыревцев. Одна из зрительниц Бадрисат Раджабова призналась: «Мексиканцев я видела только в сериалах. То, что они приехали в нашу республику из такой дали – это проявление уважения к Дагестану и к нашим традициям. И у них, благодаря фестивалю «Гор­цы», останется очень много хороших впечатле­ний не только о нашей республике, но и вообше о России».

Ансамбль «Ранранга» из Шри-Ланки встречали в поселке Новый Хушет. Гостей поприветствова­ла заместитель главы администрации Ленинско­го района г. Махачкалы Патимат Абдурахманова, которая пожелала им творческих успехов, мира и добра.

Яркие самобытные костюмы, музыка, инстру­менты, хореография позволили зрителям сопри­коснуться с ланкийской культурой, связанной с древними легендами и буддиской религией.

В поселке Тарки встречали ансамбль «Омла­дина» из Словакии. Артистов от имени жителей поселка приветствовал глава поселковой адми­нистрации Али Усманов. Фольклорный ансамбль из Кошице представлял народные музыкальные, хореографические традиции и вокал Восточ­ной Словакии. Как образно объяснил руково­дитель ансамбля -омладина — значит молодая трава, которая появляется после покоса, т.е. омладина — значит я снова молод. И это верно, несмотря на зрелый возраст многих участников, они полны желания танцевать, петь. Таркин­цы по-достоинству оценили творческий порыв словаков: танцевали вместе с ними лезгинку, подпевали.

В поселках вместе с зарубежными коллекти­вами выступали и дагестанские самодеятельные ансамбли и известные певцы: Рукият Гамзато­ва, Айшат Айсаева, Бурлият Ибавова, Инесса Богатова, Рустам Ахмедханов, Абдул Мурадов, Асланбек Идрисов, Залина Шамова и др.

Зарубежным коллективам были вручены да­гестанские сувениры и организованы теплые проводы.

Заключительным в рамках фестиваля снова стал гала-концерт «Россия – Родина моя», про­шедший в Русском театре. В большом зале теа­тра был полный аншлаг, ведь у фестиваля «Горцы» теперь появился и свой зритель: благодарный и доброжелательный. Зрителями программы ста­ли первый зам.председателя Правительства РД Анатолий Карибов, министр культуры Дагестана Зарема Бутаева и другие официальные лица.

В концерте приняли участие взрослые и дет­ские фольклорные, хореографические, инстру­ментальные, вокальные ансамбли «Эхо гор», «Тлярата», «Дружба», «Темирхан-Шура», «Хазар», «Акаро», «Дараччи», «Авадан», сводный ансамбль пандуристов, «Волна», «Лукоморье», государ­ственные ансамбли «Поющая Чарода», «Каспий», терский ансамбль казачьей песни. Коллективы приехали из Тляратинского, Хасавюртовского, Буйнакского, Сергокалинского, Новолакского, Чародинского, Левашинского, Хунзахского райо­нов, Махачкалы, Кизляра, Дербента, Хасавюрта.

По-настоящему полюбились дагестанцам и го­сти из зарубежных стран. Выступления ансамблей «Ранранга», представляющего Королевскую меж­дународную школу Академии танца из Шри-Ланки, «Омладина» из г.Кошице Словакии, «Алианза» из Мексики зрители встречали овациями. Море эмоций, улыбки, нескончаемые селфи и просьбы сфотографироваться вместе означало одно – фе­стиваль стал еще одним вкладом в копилку мира, добра и сердечности. Коллективы уезжая, унесут в душе и тепло дагестанских сердец.

Первый этап фестиваля слаженно и четко про­шедший благодаря поддержке Главы Республи­ки Дагестан, был организован Министерствами культуры Российской Федерации и Республи­ки Дагестан, Государственными Российским и Дагестанским Домами народного творчества, Администрацией г.Махачкалы, Комитетом не­материального культурного наследия при Да­гестанском отделении Комиссии РФ по де­лам ЮНЕСКО, при содействии муниципальных образований республики.

Благодарные дагестанцы еще долго теперь будут вспоминать этот удивительно яркий фейерверк народных танцев, песен, музыки, национальной одежды и музыкальных инструментов.

Республиканский Дом народного творчества