«Доступная среда» в Махачкале

Дети-инвалиды должны получать право учить­ся как в специализированных, так и в обычных школах, где для них должны быть созданы осо­бые условия. Каждому родителю, который хочет, чтобы его ребенок учился в интегрированных (инклюзивных) условиях, такое право должно быть предоставлено. В свою очередь государ­ство обязано создавать условия для образова­ния и в специальных, и в обычных инклюзивных образовательных учреждениях. Это и входит в программу «Доступная среда». В некоторых рос­сийских школах есть классы, где дети-инвалиды и здоровые дети учатся вместе. По мнению спе­циалистов, такое соседство ни в коей мере не усложняет педагогический процесс, а наоборот, способствует успешной социализации ребенка.

В Махачкале специализированные классы для детей с церебральным параличом функци­онируют на базе гимназии №4. Еще в 2008 году здесь Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ дал возмож­ность организовать первый в Дагестане кабинет для детей с ДЦП на уровне мировых стандартов. Фонд также обеспечил необходимым оборудова­нием комнату релаксации.

Школа была отмечена как лучшая инклюзивная школа на Северном Кавказе, при которой прово­дились специализированные семинары для ана­логичных учреждений в СКФО.

«Сейчас ЮНИСЕФ этим проектом не занима­ется и все надежды руководства школы и роди­телей на Минобрнауки РД», – отмечают в школе.

Класс для детей с ДЦП не случайно создан на базе массовой школы. Это является принципом интеграции детей с ограниченными возможно­стями в систему образования обычных школ. Всё делается для того, чтобы не существовало со­циальной изоляции между детьми с ограничен­ными возможностями развития и нормальным психофизическим развитием ребенка.

Сегодня в специализированных начальных классах гимназии №4 обучается 31 ребенок. Ше­стеро детишек с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в 5–7 классах.

Для таких детей первый этаж гимназии полно­стью оборудован и адаптирован. У входа в школу установлены пандус и кнопка вызова; коридоры по всему периметру школы оснащены стеновыми поручнями. Полностью оборудованы классные комнаты специальными партами, стульями, шка­фами и другой мебелью для детей с ограничен­ными возможностями. Мебель в классах распо­ложена с расчётом на дополнительное простран­ство для свободного перемещения, что соответ­ствует нормам и правилам. В каждом классе есть аквариумы, компьютеры, необходимые игрушки и другой школьный и игровой инвентарь.

Для отдыха и релаксации детишек есть специ­альная комната отдыха, где они могут поиграть, потанцевать, петь, заниматься гимнастикой, а если устали, то и прилечь, отдохнуть. Специ­ально оборудован и школьный туалет, в котором одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе инвалидов-колясочников).

Помимо этого, в школе функционирует поли­клиника, в которой работает профессиональный медперсонал, а также психолог и логопед. Здесь дети могут пройти все необходимые процедуры, начиная от оказания первой помощи и до при­вивок. Школа также располагает инвалидными колясками.

Дети находятся в гимназии полный день, полу­чают полноценное двухразовое питание в школь­ной столовой. С ними работают опытные учите­ля, воспитатели, врач-невролог и врач-ортопед. Все учителя и воспитатели имеют специальную подготовку, были участниками международных семинаров по работе с такими детьми в Москве, Астрахани, Нальчике, прошли курсы повышения квалификации при ДГПУ.

Учителя и директор школы подчеркивают, что с появлением детей с ограниченными физически­ми возможностями психологический климат сре­ди обучающихся существенно улучшился. Дети подтягиваются в учебе, стали более чуткими, го­товыми прийти на помощь другим.

Несколько лет назад Министерство образова­ния и науки РД подарило детям школьный автобус и специализированный микроавтобус «Газель», которые утром привозят детей в школу, а вече­ром после занятий развозят по домам. Маршрут автобуса составлен так, чтобы было удобно де­тям и родителям, и утвержден в ГИБДД. Детей обязательно сопровождает воспитатель. Школь­ный автобус удобен при посещении детьми теа­тральных представлений, экскурсий, различных городских мероприятий.

Директор гимназии Ирина Пашук с сожалени­ем отмечает, что ежегодно пятеро детей после окончания начальной школы переводятся на до­машнее обучение или в Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Это объясняется тем, что с переходом в среднее зве­но школы детям с ограниченными возможностя­ми будет трудно учиться по кабинетной системе, а на сегодня гимназия не располагает возможно­стью для продолжения обучения таких детей.

Сегодня школе необходимы капитальный ре­монт и реконструкция учебных мастерских, столо­вой, замена внутренних разводящих сетей кана­лизации и отопительной системы и частично элек­тропроводки, оборудования умывальных раковин в помещениях начальных классов, отсутствуют пожарные стояки и лестницы, обслуживание и ремонт системы пожарной сигнализации.

Проблемы махачкалинской гимназии №4 были озвучены и на недавнем межрегиональном фо­руме Общероссийского народного фронта, в рамках которого Президент РФ Владимир Путин встретился с активистами ОНФ.

Стоит отметить, что сегодня руководство Да­гестана и столицы республики старается уделять внимание проблемам инклюзивного обучения и реализации программы «Доступная среда». Так, в помощь школе Министерство образования и науки РД выделило средства для оборудования ее лифтом и строительства перехода из здания школы в корпус, где располагается столовая, а начальник Управления образования Махачкалы Тагир Мансуров оказал содействие в приобрете­нии школой мягкой мебели для оснащения ком­наты отдыха.

На протяжении последнего времени махач­калинцы могут наблюдать, что школы и другие социальные учреждения города все больше ос­нащаются пандусами, стеновыми поручнями, штангами, подвесными трапециями и т. д. Эти мероприятия проводятся в рамках реализации программы «Доступная среда». Особое внима­ние в этой программе уделяется обустройству школ и детских садов. Только в 2015 году Управ­лением образования Махачкалы при поддержке Министерства образования и науки РД в 25 об­разовательных учреждениях столицы созданы все условия для учащихся в рамках «Доступной среды». На 2016 год составлен список из 36 до­школьных учреждений и 8 общеобразовательных школ, где также будут проведены аналогичные мероприятия.

Амина Омарова