Дети-инвалиды должны получать право учиться как в специализированных, так и в обычных школах, где для них должны быть созданы особые условия. Каждому родителю, который хочет, чтобы его ребенок учился в интегрированных (инклюзивных) условиях, такое право должно быть предоставлено. В свою очередь государство обязано создавать условия для образования и в специальных, и в обычных инклюзивных образовательных учреждениях. Это и входит в программу «Доступная среда». В некоторых российских школах есть классы, где дети-инвалиды и здоровые дети учатся вместе. По мнению специалистов, такое соседство ни в коей мере не усложняет педагогический процесс, а наоборот, способствует успешной социализации ребенка.
В Махачкале специализированные классы для детей с церебральным параличом функционируют на базе гимназии №4. Еще в 2008 году здесь Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ дал возможность организовать первый в Дагестане кабинет для детей с ДЦП на уровне мировых стандартов. Фонд также обеспечил необходимым оборудованием комнату релаксации.
Школа была отмечена как лучшая инклюзивная школа на Северном Кавказе, при которой проводились специализированные семинары для аналогичных учреждений в СКФО.
«Сейчас ЮНИСЕФ этим проектом не занимается и все надежды руководства школы и родителей на Минобрнауки РД», – отмечают в школе.
Класс для детей с ДЦП не случайно создан на базе массовой школы. Это является принципом интеграции детей с ограниченными возможностями в систему образования обычных школ. Всё делается для того, чтобы не существовало социальной изоляции между детьми с ограниченными возможностями развития и нормальным психофизическим развитием ребенка.
Сегодня в специализированных начальных классах гимназии №4 обучается 31 ребенок. Шестеро детишек с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в 5–7 классах.
Для таких детей первый этаж гимназии полностью оборудован и адаптирован. У входа в школу установлены пандус и кнопка вызова; коридоры по всему периметру школы оснащены стеновыми поручнями. Полностью оборудованы классные комнаты специальными партами, стульями, шкафами и другой мебелью для детей с ограниченными возможностями. Мебель в классах расположена с расчётом на дополнительное пространство для свободного перемещения, что соответствует нормам и правилам. В каждом классе есть аквариумы, компьютеры, необходимые игрушки и другой школьный и игровой инвентарь.
Для отдыха и релаксации детишек есть специальная комната отдыха, где они могут поиграть, потанцевать, петь, заниматься гимнастикой, а если устали, то и прилечь, отдохнуть. Специально оборудован и школьный туалет, в котором одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе инвалидов-колясочников).
Помимо этого, в школе функционирует поликлиника, в которой работает профессиональный медперсонал, а также психолог и логопед. Здесь дети могут пройти все необходимые процедуры, начиная от оказания первой помощи и до прививок. Школа также располагает инвалидными колясками.
Дети находятся в гимназии полный день, получают полноценное двухразовое питание в школьной столовой. С ними работают опытные учителя, воспитатели, врач-невролог и врач-ортопед. Все учителя и воспитатели имеют специальную подготовку, были участниками международных семинаров по работе с такими детьми в Москве, Астрахани, Нальчике, прошли курсы повышения квалификации при ДГПУ.
Учителя и директор школы подчеркивают, что с появлением детей с ограниченными физическими возможностями психологический климат среди обучающихся существенно улучшился. Дети подтягиваются в учебе, стали более чуткими, готовыми прийти на помощь другим.
Несколько лет назад Министерство образования и науки РД подарило детям школьный автобус и специализированный микроавтобус «Газель», которые утром привозят детей в школу, а вечером после занятий развозят по домам. Маршрут автобуса составлен так, чтобы было удобно детям и родителям, и утвержден в ГИБДД. Детей обязательно сопровождает воспитатель. Школьный автобус удобен при посещении детьми театральных представлений, экскурсий, различных городских мероприятий.
Директор гимназии Ирина Пашук с сожалением отмечает, что ежегодно пятеро детей после окончания начальной школы переводятся на домашнее обучение или в Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Это объясняется тем, что с переходом в среднее звено школы детям с ограниченными возможностями будет трудно учиться по кабинетной системе, а на сегодня гимназия не располагает возможностью для продолжения обучения таких детей.
Сегодня школе необходимы капитальный ремонт и реконструкция учебных мастерских, столовой, замена внутренних разводящих сетей канализации и отопительной системы и частично электропроводки, оборудования умывальных раковин в помещениях начальных классов, отсутствуют пожарные стояки и лестницы, обслуживание и ремонт системы пожарной сигнализации.
Проблемы махачкалинской гимназии №4 были озвучены и на недавнем межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта, в рамках которого Президент РФ Владимир Путин встретился с активистами ОНФ.
Стоит отметить, что сегодня руководство Дагестана и столицы республики старается уделять внимание проблемам инклюзивного обучения и реализации программы «Доступная среда». Так, в помощь школе Министерство образования и науки РД выделило средства для оборудования ее лифтом и строительства перехода из здания школы в корпус, где располагается столовая, а начальник Управления образования Махачкалы Тагир Мансуров оказал содействие в приобретении школой мягкой мебели для оснащения комнаты отдыха.
На протяжении последнего времени махачкалинцы могут наблюдать, что школы и другие социальные учреждения города все больше оснащаются пандусами, стеновыми поручнями, штангами, подвесными трапециями и т. д. Эти мероприятия проводятся в рамках реализации программы «Доступная среда». Особое внимание в этой программе уделяется обустройству школ и детских садов. Только в 2015 году Управлением образования Махачкалы при поддержке Министерства образования и науки РД в 25 образовательных учреждениях столицы созданы все условия для учащихся в рамках «Доступной среды». На 2016 год составлен список из 36 дошкольных учреждений и 8 общеобразовательных школ, где также будут проведены аналогичные мероприятия.
Амина Омарова