Ключевые слагаемые демократии
В Конституции РФ сформулированы важнейшие принципы организации и функционирования гражданского общества, такие как: демократический конституционный строй, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, верховенства права, свобода экономической деятельности многообразие форм собственности, идеологический и политический плюрализм, независимость СМИ, свобода местного самоуправления и пр. Это те принципы, которые необходимо не только, декларировать, намного важнее их практическое воплощение в жизнь.
Конституция Республики Дагестан закрепляет и развивает общепризнанные принципы демократического государства, подчеркивает твердость исторического выбора дагестанского народа – жить и развиваться в единой семье народов многонациональной России. Отразив в себе позитивные перемены, произошедшие в стране, современные тенденции государственно-правового развития России, Основной закон Республики Дагестан подтвердил верность дагестанцев курсу на укрепление российской государственности, стал прочной базой для дальнейшего повышения эффективности функционирования органов власти, развития демократии и позитивных процессов в жизни дагестанского общества.
Что касается ключевых слагаемых демократии, то для нынешнего поколения россиян важнее всего правовая основа демократического государства и возможности самовыражения в самых разных областях и сферах жизни общества. Практически каждый второй респондент (52%) отметил, что главным слагаемым любой демократической системы, в том числе и отечественной, является равенство граждан перед законом. Любопытно, что именно это идея, по мнению большинства россиян, наряду с идеей социальной справедливости, должна стать основополагающей в процессе модернизации страны.
С точки зрения наших соотечественников демократия – это, прежде всего работающая система, ориентированная на идею общего блага, эффективность которой определяется степенью влияния демократических институтов на политику властей, динамикой уровня и качества жизни, социальной защищенностью граждан, масштабами борьбы с коррупцией, реальным обеспечением личных и коллективных прав и свобод и т. п.
Очевидно, что многим из этих показателей отечественная демократия все еще не соответствует в полной мере. Тем более что, социально-экономические и политические отношения, реализованные за последние 20 лет, сформировали существенные дисбалансы в обществе. Недовольство рождается там, где отсутствуют объединяющие ценности, качества незыблемого фундамента общественно-политического и государственного строя, такие как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека, несогласие с несправедливостью, обманом, двойными стандартами и высокомерие чиновников. Причин много. Но самое главное – расслоение общества на богатых и бедных, на очень богатых и тех, кто оказался за чертой бедности. И это очень серьезная проблема нашего региона. Так современная жизнь дагестанского общества характеризуется процессами его социального расслоения, которые являются одним из катализаторов протестной активности. И на данном этапе развития правящему режиму все труднее становится обеспечивать диалог о ценностях социального равенства, социальной справедливости. Вряд ли способствует установлению социального мира и то обстоятельство, что в стране, в республике, где десятилетиями насаждались идеалы равенства и братства, богатые тратят на жизнь в десятки раз больше, чем бедные.
Анализ ситуации показывает, что в Дагестане процессы демократизации, федерализации имеют особую специфику. Так, демократизация и реформирование общества преподнесли нам целый спектр неожиданно возникших непредвиденных новаций, ситуаций, факторов: в обществе начал преобладать частный интерес. Наступило время не только приватизации собственности, но и приватизации власти. Разросшаяся бюрократическая структура обрела возможность извлечения дохода в силу своей причастности к собственности. Отсюда огромные масштабы коррупции. Идет процесс смены элиты. По мнению доктора политических наук, профессора Абдуллы Магомедова, не только отдельные люди, но и государственные структуры, политика уходят в частную жизнь. Руководитель акционерного общества, завода, глава администрации города или района, министр, депутат парламента, чиновник – все самоотдаляются от общества, не стесняются использовать социальное положение в личных целях.
Мировая практика показывает: при фактическом отсутствии политико-экономического плюрализма и системы правовых сдержек любая доминирующая в обществе сила, независимая от исповедуемой ею идеологии, стремится ограничить возможности оппозиции и увековечить свою власть.
По словам известного ученого-философа Османа Раджабова, отодвигая на задний план решение проблем межнациональных отношений, некоторые из авторов перестройки государства, особенно коррумпированные элементы, использовали их для разжигания межнациональной вражды, для дестабилизации обстановки в стране. В этих условиях демократия и гласность стали опасным оружием в руках не только тех, кто отстаивал единство нашего многонационального государства, но и тех, кто, прикрываясь вывесками и лозунгами, добивался его раскола на отдельные национальные государственные устройства и образования.
Эффективность борьбы против религиозно-политического экстремизма в нашем регионе и в целом в стране во многом зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования федерального законодательства. Это запрет на создание и деятельность общественных объединений направленных на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований.
И еще один очень важный момент. По утверждению экспертов, политик, претендующий на какую-либо выборную должность и идущий на выборы с националистическими идеями, должен быть осужден общественным мнением и лишен поддержки населения. В этой связи необходимо пересмотреть кадровую политику по всей стране – она должна способствовать достижению межнационального согласия.
Власть и общество – обратная связь
К сожалению, многие сегодня еще не знают, что местное самоуправление – это универсальный инструмент влияния жителей на власть. Что это конституционное право граждан. И если бы мы, наконец, научились им пользоваться, то обезопасили бы себя от многих серьезных неприятностей. И в первую очередь заставили бы власти использовать бюджет, землю, имущество с большей пользой для себя, для села, для района и города.
Конституция Республики Дагестан предусматривает, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления граждан.
Поскольку решение многих социальных вопросов Федеральный центр передал регионам, то и жизнь рядовых людей во многом зависит не только от федеральной, но и от региональной политики. А это значит, что от эффективности работы местной власти, от четкой системы управления зависит то, как мы живем сегодня и будем жить завтра.
В числе главных препятствий развитию демократии в России многие независимые эксперты называют не только власть, но и само общество. Однако исследования последних лет, причем самых разных социологических центров, свидетельствуют о том, что ситуация с демократией в России и ее восприятие населением страны выглядит не столь однозначной, одномерной и безысходной, как это определяется.
Власть в Дагестане существует не для самой себя, а для эффективного управления республикой в интересах граждан. По утверждению многих экспертов-политологов, именно к такой модели, основанной на общественном договоре между властью и обществом, которая создает взаимные обязанности сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом и стремится сегодня Дагестан, стремится новая политическая команда во главе с Главой республики Рамазаном Абдулатиповым.
Сегодня главное наше средство – демократия, конституционная демократия, то есть равноправное взаимодействие государственной власти и политически защищенного общественного мнения. При наличии общей цели – процветания общества – эти две категории работают плечом к плечу. Именно это взаимодействие и определяет характер и темпы развития общества.
Доверие людей друг к другу, доверие всего общества к власти должны стать главной ценностью в деле строительства свободного и процветающего государства, и власть должна первой оценить это доверие. Как-то Владимир Путин сказал: «Если власть держится только на том, чтобы строить общество на ограничениях и запретах, нормальному человеку хочется держаться от нее подальше — цена ей ноль. Если же власть открыта, предсказуема и использует свои рычаги, чтобы защитить достоинства граждан, их свободу, безопасность, право выбора, если она дает возможность стабильно и честно зарабатывать на хлеб — она по-настоящему эффективна и сильна».
Демократия не итог нашего развития, а процесс. Колебания, отливы и приливы возможны, даже неизбежны. Но это не основание для пессимизма. Бесспорно, что мы при всем при этом движемся вперед.
Ильман Алипулатов,
политолог, член Общественной палаты РД