На войне встретились двое: санитарка Татьяна из Белоруссии и боец из Кандаур-аула Хасавюртовского района Абдулмажид. Они попали в плен, но им удалось бежать. Укрылись от погони в партизанском отряде в белорусских лесах. Фашисты отступали. Наши части наступали. Партизанский отряд собрал крепких бойцов. И тут, видимо, устав от войны, птица любви посетила лес, где скрывались партизаны. Таня с Абдулмажидом полюбили друг друга. В отряде сыграли свадьбу под грохот пушек. У счастливой пары родилось двое детишек: в 43-ем году Майя и в 45-ом — Юра.
После войны семья прибыла в Дагестан. Подарки вручили всей родне. Невестка Таня понравилась отцу с матерью, детишки – тоже. Но через некоторое время родные стали напоминать Абдулмажиду о том, что для него еще до войны была засватана девушка, что она до сих пор ждет его, замуж не выходит. Загоревал Абдулмажид. Заплакала и Таня. Но, уважая семейный обычай, она сказала Абдулмажиду:
— Не огорчай родителей, женись на той девушке, что тебя ждала всю войну. Счастье с тобой я уже испытала. Не пропаду. Поеду в Хасавюрт, буду работать. Хоть официанткой в столовой, только бы мы все были рядом с тобой. Ты же от нас не откажешься?
— Что ты Таня, никогда! – воскликнул Абдулмажид. – Люблю только тебя. Нас с тобой война поженила. Другая мне не нужна.
— Нет! – улыбнулась сквозь слезы Таня. — Женись. А я поблизости буду. Мы с детьми не пропадем. Ты любишь нас, и это главное.
Когда Абдулмажид женился, Таня с детьми сняла квартиру в Хасавюрте. К ней из Белоруссии приехала старшая сестра. Так они и жили все вместе в Дагестане, рассуждая: отец детей – дагестанец, дети – тоже дагестанцы, и другого отца им не надо.
Казалось бы, можно обозлиться на весь белый свет! Но Таню и «партизанских внуков», как их в шутку называли, полюбила Забия, мама Абдулмажида, знавшая по-русски всего два слова: «плохо» и «хорошо». Она привозила детям и старшей невестке продукты, какие-то нехитрые пожитки и часами сидела у Тани, все смотрела на нее и не могла успокоиться, считая, что война во всем виновата: так безжалостно вмешалась она в жизнь их тухума, что у Абдулмажида теперь две семьи. Она заведовала птицефермой, где с ней работал ее муж Латип, который, во всем поддерживая жену, не был против посещения внуков и старшей невестки: он иногда приезжал к ним в гости вместе с женой. Сроднились Дагестан и Белоруссия. Абдулмажид не оставлял семью без помощи. По-прежнему горячо любил Танюшу, детей баловал игрушками. Так они и существовали на два населенных пункта: Кандаур-аул и Хасавюрт.
Прошли годы. «Партизанские» дети выросли. Майя вышла замуж и переехала жить в Каспийск, а Юра с семьей поселился в Курганинске Краснодарского края. Но родственные связи остались и передаются от старших младшим: сильна дагестанская кровь. О войне и жарких партизанских боях вспоминают в майские праздники, поминая родителей. Пример любви Тани и Абдулмажида, которых уже нет в живых, вызывает по-прежнему восторг и поклонение в родовом тухуме Салимурзаевых, что в мирное время немаловажно. Птица любви и в наши дни иногда посещает не только Белоруссию, но и Кавказ, помогая людям верить в любовь и в будущее.
Татьяна Воронина