Ситковский Александр Николаевич родился 15 мая 1914 года в селе Урожайное Ставропольской губернии (ныне Александровского района Ставропольского края) в семье служащего. Жил в городе Махачкале (Дагестан), окончил 7 классов неполной средней школы №1 и индустриальный техникум. Работал слесарем, автомехаником, шофёром. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии, служил в горно-стрелковой дивизии в городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ). Затем был направлен в Качинскую военно-авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1940 году. Служил в Приморском крае.
С апреля 1943 года лейтенант А. Н. Ситковский в действующей армии. Боевой путь начал в небе Кубани командиром звена истребителей на Северо-Кавказском фронте. Свой боевой счёт открыл в небе над Малой Землёй.
К концу января 1944 года заместитель командира эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка (278-я истребительная авиационная дивизия 8-ой Воздушной армии, 4-го Украинского фронта) старший лейтенант А. Н. Ситковский совершил 105 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил 15 самолётов противника.
13 апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К маю 1945 года майор А. Н. Ситковский произвёл около 160 успешных боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 31 самолёт противника.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Имя Героя долгое время носила пионерская дружина Махачкалинской средней школы № 1.
На фронт Александр Ситковский попал в апреле 1943 года и в составе 15-го истребительного авиаполка, принял участие в боях на Кубани. Ратная удача была исключительно благосклонна к Ситковскому в начале боевого пути: 20 апреля в тяжёлом и кровопролитном бою ему удалось сбить на Як-1 сразу 3 вражеских истребителя Ме-109, в следующем боевом вылете он сбил два пикировщика Ju-87, а ещё через день уничтожил два бомбардировщика Ju-88. За эти бои лётчик был награждён своим первым орденом — Отечественной войны 1-й степени, ему досрочно было присвоено воинское звание «Старший лейтенант». В одном из боев Ситковский был сбит и ранен, но сумел посадить машину на просеку.
Затем в составе 8-й Воздушной армии Южного и 4-го Украинского (Южный фронт так был переименован) фронтов участвовал в Донбасской и Мелитопольской операциях, уничтожении Никопольской группировки противника. Только в воздушных боях на Днепре после перевооружения на Як-9Т, сбил 5 вражеских бомбардировщиков (4 Не-111 и Ju-88) и штурмовик Hs-129.
С июля 1944 года Ситковский уже на Як-3 участвовал в освобождении Белоруссии, Польши. В ходе боёв в Германии он сбил 9 «Фокке — Вульфов», дважды сделав дубль в бою.
Кроме заданий по прикрытию наших войск и свободной охоты он принимал участие в штурмовке наземных войск. В июне 1943 года в качестве командира группы прикрытия участвовал в ночной штурмовке вражеского аэродрома в Анапе (Краснодарский край). На железнодорожной станции города Сталино (ныне — Донецк, Украина. ) при штурмовке вражеских эшелонов, которые отправляли советских людей в Германию, уничтожил 4 паровоза, замаскированных под вагоны. В феврале 1944 года на дорогах уничтожил 37 автомашин с солдатами и грузами, поджёг 2 цистерны с горючим.
К концу января 1944 года заместитель командира эскадрильи 15-го истребительного авиационного полка старший лейтенант А. Н. Ситковский совершил 105 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника.
23 февраля 1944 года в воздушном бою в районе города Никополь (Днепропетровская область) получил ранение в ногу, потерял в полёте много крови, но сумел посадить самолёт на своём аэродроме. Лечился в различных госпиталях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, старшему лейтенанту Ситковскому Александру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Осенью 1944 года, после излечения Ситковский вернулся в родную часть и продолжил боевую работу.
8 апреля 1945 года лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточённой борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт.
Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. Основная роль в этих боях принадлежала истребителям 3-го истребительного авиационного корпуса. Они за день выполнили 833 вылета и в 84 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Итоги дня для корпуса являлись рекордными за весь период его участия в Великой Отечественной войне.
Всего на счету Александра Николаевича Ситковского 160 успешных боевых вылетов, 50 воздушных боёв, 31 сбитый самолёт противника. Среди них 9 двухмоторных машин, в том числе 5 тяжёлых бомбардировщиков Не-111.
Войну закончил в звании капитана, командиром авиаэскадрильи 15-го истребительного Оршанского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка им. Ф. Э. Дзержинского.
После войны продолжал служить в ВВС, осваивал реактивную технику. Демобилизовался в 1957 году в звании подполковника. Жил и работал в Махачкале. Был председателем ДОСААФ Дагестана.
Автор книги воспоминаний о войне — «В небе «Соколы», выпущенной в Махачкале в 1990 году.
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}