Аулы Дагестана

Нижний Дженгутай

Аул Буйнакского района Дагестана.

Селение существует 800-900 лет. Сначала оно находилось в горах, около Аркаса и называлось Чиртав. Пришедшие сюда войска Чингисхана разрушили его, оставшиеся в живых жители обосновались на местности Байрамбулак (около Параула). Она носит такое название потому, что переселились сюда в день Ураза-байрама. Некоторое время спустя они освоили территорию нынешнего селения.

Селение было большое, состояло из 9 кварталов: Чанкааул, Балтаул, Гуренаул, Телетаул (по происхождению из Телетля), Чагараул, Мажахатаул, Еттиказанаул, Алиханаул, Гуринаул.

Ко времени завоеваний Чингисхана дженгутаевцы уже были мусульманами. Распространение здесь ислама связывают с именем Абу-Муслима. Тех, кто не принимал ислам, превращали в кулов и отдавали в рабство мусульманам.

Кадар

Селение Буйнакского района Дагестана.

Знатоки местной истории рассказывают, что было два брата — Карабудаг-атай и Губден. У них была сестра. Им принадлежали все земли нынешних селений Кадар, Карабудахкент, Губден, Гелли, Параул. Они поделили их между собой, выделив сестре в два раза меньше.

Ко времени нашествия Тимура вокруг Кадара были поселения в местностях Гагкилик, Хабраламуса, Эрбехерх, Хивстиверт, Ванадагурбе. Центром был Кадар, где насчитывалось 7777 хозяйств. Здесь жили и армяне.

Распространена в этих местах легенда о том, что Тимур был родом из Кадара. Он был телятником, жил с 90-летней матерью. Сельчане обижали ее. Тимур убежал в Дербент, стал там пастухом. Со временем, разбогатев, стал правителем. И тогда он послал в Кадар лазутчика. Через него получил все необходимые сведения и затем хитростью взял селение.

Взяв селение, Тимур разрушил его. Сюда стали перебираться и жители других сел. Первыми пришельцами были люди из Кулецма — Шиграали, Зазая-яхья, Дацила Сулейман и Кенцаали. Они были братьями, кроме Зазая-яхья. Потом сюда стали переселяться и из Мекеги, Акуша, Кумуха и других сел.

Селение разрослось, и тогда сюда для управления пригласили талхана Уцми-Гаджи из рода Данатал-хана из Бет-аула. Он взял земли, сколько хотел, построил себе хутор в местности Целдалаавлак. Лес его находился в Накайдубура. Жители Кадара обязаны были по одному дню пахать, выходить на прополку и сенокос талхана, заготавливать ему на зиму дрова. С пяти овец одну полагалось отдавать талхану. Выполняли на талхана и домашние работы. Без его разрешения никто не мог покинуть селение.

Рутул

Селение Рутульского района Дагестана.

Его на местном языке называют Мыхят или Мыхяд. По одной версии, это означает «большой аул», по другой — «саманник». Селение существует более 1000 лет. Сначала оно находилось в местности Мугра — в пяти километрах от теперешнего месторасположения и было одним из многочисленных поселений, в результате объединения которых образовалось современное селение Рутул. Причиной объединения поселений были бесконечные междоусобицы, в результате которых разорялись хозяйства. После образования объединенного селения Рутулу стали подчиняться окружающие села: Зрых, Лакун, Играх, Киче, Шиназ, Кала, Амсар, Пилек и др. Пастухам селения Рутул каждое хозяйство селения Зрых платило 1 киле зерна. Хрюгцы ремонтировали шерстяную обувь, шиназцы поставляли гончарную посуду, каждое хозяйство Кахула давало по одному данка костного мозга, амсарцы пасли овец рутульцев на горе Маик-дере.

В несуществующем ныне селении Хина жили ханы, которые затем стали править Рутулом. Хан Хина имел ярлык Персидского шаха. Здесь есть гора, которая называется Хан-субхуд (гора, где якобы отдыхал хан). Там же пасли его скот. Он заселился в Рутуле в квартале Кархи-махле (скальном квартале). Земли его — пахотные, сенокосы, пастбища, лес — остались в Хина. Были земли у него и в Рутуле. Ханы сдавали свои земли в аренду или устраивали мел (взаимопомощь). Рутульские ханы были лишь членами джамаата. Само селение Рутул не было зависимо от них. Им подчинялись другие села.

В Рутуле с образованием объединенного селения появилось несколько кварталов: Ахе, Хурасул, Карк, Иыюнья-ахе.

 

Шиназ

Селение Рутульского района Дагестана

Шиназ — название восходит к слову «нац» — «камыш». Местные жители называли свое селение Сназыр. После присоединения к России сначала называли Шназ, а потом Шиназ.

Согласно преданиям, селение было основано в XI—XII вв. человеком по имени Бирив — Али. С его разрешения здесь поселился пришелец из Багдада, которого звали Багдав. Затем стали заселяться пришельцы из Ихрека, Рича, Будука, Чираха. Так образовалось большое селение. Там, где сейчас ущелье, раньше рос камыш. Этот факт и был отражен в названии селения.

В самом селении в прошлом была башня, где находилась охрана. Другая сторожевая башня была между Шиназом и селением Кала. Из этой башни хорошо обозревались башня, находящаяся в селении, и Самурская долина. В случае появления опасности с этой стороны сразу же предупреждались караульные в башне в селении, и шиназцы готовились к обороне. Была еще одна башня в ущелье Куран в местности Каравлет-раг – в 18 километрах от Шиназа в сторону Чираха. Здесь также постоянно находилась охрана.

Переселенцы селились по кварталам, которых в селении было четыре.

Время до присоединения к России называют «уздан замана». В состав шиназского джамаата входило и селение Уна, располагавшееся в шести километрах от него. В некоторой зависимости от Шиназа находилось селение Пилек, с жителями которого шиназцы были в родственных связях.