Аулы Дагестана

Селение Акушинского района Дагестана напоминает скирду, почему и дали ему такое название. «Хинта» на даргинском языке означает «скирда».

Гинта образовались из нескольких поселений: Гумралаая, Аялакаб, Ая, Холасаннабек. Жители каждого из них заселились отдельно от остальных и образовали свои кварталы. Жители поселения Гумралаая образовали квартал Холакат; Аялакаба — квартал Багникат; Ая — квартал Цулхакат; Холасаннабека — квартал Палжни.

Поселения объединились для борьбы с внешними завоевателями. Со времени образования селения прошло более 1350 лет. Примерно до конца 600-х годов хиджры оно находилось в местности Гумралаая. Со временем аул был разрушен, а жители переселились на территорию нынешнего селения Гинта.

В четырех кварталах проживали следующие тухумы: в квартале Багникат — Акайкали; в квартале Холакат — Цеппукали и Саламкали; в квартале Палжни — Куссакали и Мяхкали; в квартале Цулхакат— Янускали и Пархкали.

Бутри

Селение Акушинского района Дагестана. Согласно свидетельствам старожилов, оно было основано более 600 лет тому назад. Находившиеся на территории нынешнего Бутри поселения Гумрилаши, Гумрилаэлабек, Ургалаэлабек, Адамлаэлабек, Холадуцлабек, Талханнаэлабек объединились в одно селение в интересах обороны от внешних завоевателей. Однако нападения извне не прекращались. Сохранилось предание о том, что иноземные завоеватели, озлобленные непокорностью бутринцев, собрали их детей в местности под названием «Галалаиниц» (там есть родник, поэтому местность получила такое название; «иниц» — по даргински «родник») и растоптали своей конницей.
Возникновение названия селения связывают с приходом сюда не то тимуровских войск, не то персидских завоевателей, которые дошли до селения, но ушли, не разрушив его. Как называлось селение до этого, никто не знает. До сих пор старожилы селение Бутри называют Батурши, что значит «неразрушенноё, оставленное селение» («батур» — по-даргински «оставил»).

Персидский шах Аббас был хорошо принят жителями селения: здесь жили талханы, которые и организовали встречу. Поэтому шах не разрушил селение и не взял дань с жителей. Обрадованные, они говорили друг другу «батур», «батур». Шах поинтересовался, что значит это слово. Ему ответили, что люди радуются и говорят: «Оставил селение, не разрушив». Тогда шах повелел называть селение Бутрунт (Бутри).

С объединением в одно селение образовалось четыре квартала: Холакат (большой квартал), Ургакат (средний квартал), образованный переселенцами из поселения Ургалаэлабек, Никакат (маленький квартал) и Куркур (название дано было из-за того, что у жителей этого квартала рождалось много детей). Кварталы были образованы четырьмя братьями.

Бутри было образовано на заселенной ранее территории, об этом говорят старые кладбища с домусульманскими захоронениями. До принятия ислама бутринцы исповедовали христианство. В прошлом здесь между кладбищами находились церковь и баня. В местности Гумри был дом священника, поставленного талханом. После принятия ислама священника стали звать Адиль-Гирей. О распространении здесь раньше христианства говорит и то, что на местах бывших поселений до сих пор находят железные и каменные кресты. Когда-то в Бутри велась летопись селения, или хроника. В ней было сказано, что бутринский талхан являлся братом кайтагского талхана. А один из братьев жил в селении Усиша. Талханы владели большими землями, получали дань не только с окрестных селений, но и с ряда лакских обществ. В селении на каменном столбе были записаны законы талхана и подати, которые должны были платить бутринцы: воск, яйца, уздечки и многое другое, что можно было собрать с местного населения.

Талханы жили в местности под названием «Гальалабек» — «макушка крепости или замка». Здесь находился их дворец. Бутри было центром верхнедаргинцев. Хроника также свидетельствует о том, что бутринскому талхану принадлежали земли Терекеме, а это говорит о родстве его с кайтагскими талханами.

Рядом с талханом жили рабы, находившиеся в зависимости от него. Они использовались в основном в качестве пастухов.
Более 600 лет тому назад бутринским талханом был Акуш. При нем общинники стали сильнее. Не выдержав издевательств талхана, они изгнали его из Бутри, а близких родственников его убили (двух сыновей и трех двоюродных братьев). Убежав из Бутри, Акуш основал селение, которое получило название Акуша.

После изгнания талхана селение Бутри вошло в состав Союза верхнедаргинских обществ, во главе которого стояло усишинское общество. Союзнические отношения связывали его с усишинской, а затем с акушинской общинами. Плохие отношения с гинтинским джамаатом возникли вследствие постоянных столкновений из-за земель.

Основным занятием бутринцев было земледелие и скотоводство. Занимались и домашними промыслами, делали, в основном, домашнее сукно, которое продавать возили не только в другие села, но также в Нуху и Шемаху, где взамен покупали хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Какашура

Селение Карабудахкентского района Дагестана. Сначала селение находилось в местности Капшур (около сел. Урма). Из-за постоянных нападений извне оно было перенесено в местность Гертмалар — в девяти километрах от нынешнего его месторасположения. И здесь оказалось небезопасно, его перенесли в Юртланибаш (в четырех километрах от нынешнего селения). Какашуринцы вынуждены были уйти и отсюда, часть из них осела около нынешнего селения Халимбекаул (там сейчас Новая Какашура), а часть ушла в местность Канавур (напротив Уйташа). Через какое-то время они вернулись и основали нынешнее селение.

Первыми переселенцами на нынешнее место были 12 семей, среди которых Абу-Бакар, Иса, Баба-Ахмад, Гамач-Ахмад, Гамай-Али, Баммат, Кара-Будах, Вали. Они разделили земли между своими  семьями.

Название селения связано с тем, что здесь раньше было болото или озеро и узкое ущелье. («Кака» — «узкое место», «шурай» — «озеро»). Сначала селение было только с западной стороны ущелья, позднее восточную часть заселили пришельцы из Акуша и других горных сел. К тому времени, когда сюда переселились даргинцы, здесь жило около 500 семей.
Территория Какашуры вплоть до Карабудахкента, некогда принадлежала кадарцам. В прошлом местным жителям постоянно приходилось воевать с внешними врагами: сюда приходили войска Тимура, шаха Аббаса и Надир-шаха, некоего Ахмедхана.

В 1598—99 гг. Какашуру окружил Уллу Ахмед-хан. Он обещал тому, кто убьет правителя и разрушит его дом, красивую девушку. Хунзахец по имени Муталим, который был вместе с Ахмед-ханом, согласился на это. В это время в Какашуру пришли войска кизилбашей (персов). Селение было подчинено Ахмед-хану. Но затем он был убит персами. У него было три сына: Мартук, Ахмед-Гаджи и Али-Султан. Ахмед-хана наследовал Мартук, а потом Али-Султан. После смерти последнего сын его, Хасан-хан, устроил большое угощение и просил джамаат оставить его правителем Какашуры. Но шамхал выгнал Хасан-хана.
В памяти народа Уллу Ахмед-хан и Али-Султан известны как самые жестокие правители. Во второй половине XIX в. какашуринцы обратились к местным властям с просьбой об облегчении их жизни. С жалобой от имени джамаата, почему бий является старшиной селения, отправили Битанав-Гебека, который после разбирательства был назначен старшиной. После его назначения люди бия каждую пятницу кричали: «Ва, Гебек, чего ты хотел, добился, теперь живи спокойно». Изменений в жизни какашуринцев не произошло. На бия каждая семья работала по 12 дней на пахоте, жатве, сенокосе, заготовке дров на зиму. У него были все лучшие земли. Не завершив работы на бия, нельзя было приступать к работам в своем хозяйстве.