Аулы Дагестана

Бутри

Село Акушинского района Республики Дагестан.

Слово «бутри», говорят, произошло от «батур» (т. е. «оставили»). Передают, что какие-то пришлые враги напали на село, стали уводить людей. Жители сопротивлялись. Враги долго не могли взять аул, но, в конце концов, ворвались в селение и разорили его. Уцелел лишь маленький хутор, расположенный недалеко от села. Когда оставшиеся в живых сельчане увидели неразрушенный хутор, они стали кричать: «Битур!» («Они прошли!»). Отсюда и произошло название села Бутри.

Сохранилось предание, рассказывающее, что раньше бутринцы называли себя армянами. В местности Асият-ла-Къаб произошло столкновение между арабами и местными жителями. На этом месте находят погребения людей.

Существует предание, что бутринцы первыми приняли мусульманство и стали ревностными сторонниками ислама.Бутринский кадий силой оружия пытался внедрить ислам в этих местах. В силу этих обстоятельств, видимо, был период, когда бутринцы играли главенствующую роль среди даргинских сел в их политической и хозяйственной жизни. Тогда бутринцы распевали песню:«Мы — бутринцы, гинтинцы, Даргинские головы!»

По преданиям, раньше в с. Бутри было много пленных грузинского и иранского происхождения.

Передают, что в ауле некогда жил талкан по имени Аку с четырьмя братьями. Но не было согласия между талканом и сельчанами. Братья были такими же насильниками, как и он. Жители села взбунтовались против своих угнетателей и изгнали их в Акушу.

Потом бутринцы вошли в состав Акуша-Дарго и судились акушинским кадием.

Население Бутри делилось на «къаты» (кварталы), их было четыре: Халакъат, Ургабкъат, Урабкъат, Биштскъат. Каждый «къат» имел свои земли и распоряжался ими.

Варсит

Село Варсит Кайтагского района, расположено в Кайтагском районе, на высоте 1500 м над уровнем моря, в 27 км от Маджалиса. Природа Варсита неописуемо красива. Приезжие гости называют эти места райским уголком или «Даргинской Швейцарией».

С возникновением Кайтагского уцмийства, местное население стали облагать непомерными налогами, отбирали лучшие земли. Свободолюбивый народ, не вытерпев издевательств и произвола, восстал. Восстание жестоко подавили, и часть выселенных из рода Баширти, Кадайтни, Маматни, Янтни поселились в том месте, где в настоящее время находится село. Они на первое время устроились под «варси», то есть под бурками, от чего и произошло название села Варсит. Часть плодородных земель, виноградников и озер, где добывали соль, были сохранены за изгнанными варситцами, и они пользовались ими до 1939 г. Там они добывали соль, выращивали виноград, а осенью на быках привозили в Варсит.

Сегодня в центре села находится мечеть. На южной ее стороне имеется надпись, где указаны годы постройки – 1662-1664 гг. Рядом с Варситом на западной возвышенности горы Мистай — святилище Шайх аттала пир и фрагменты стены разрушенной мечети, куда и по сей день ходят на зиярат жители соседних сел и районов и где совершают жертвоприношения.

По преданиям село не раз подвергалось нападениям со стороны иностранных завоевателей. Это подтверждает запись на западной стене мечети. В каждом случае нашествия все четыре рода Баширти, Кадайтни, Маматни, Янтни объединялись и давали отпор завоевателям.

Варситцы принимали участие в боях за установление советской власти в Дагестане.

После установления советской власти в селе Варсит был организован батрацкий комитет, руководителем которого стал красный партизан Манап Ахмедов. Этот комитет послужил основой для создания колхоза. Затем Батрацкий комитет преобразовали в сельский совет.

Всего здесь 132 хозяйства, а численность населения составляет 442 человека. В муниципальном образовании «Сельсовет Варситский» функционируют средняя и начальная школы, два фельдшерско-акушерских пункта, есть телеретранслятор.

Основное производственное направление хозяйства – животноводческо-зерноводческое. Общая площадь земель – 4748 гектаров, в том числе сельскохозяйственных угодий – 3287.

В Великой Отечественной войне приняли участие 67 варситцев, из которых 49 погибли или пропали без вести, десять вернулись инвалидами. Варситцам, павшим в боях Великой Отечественной войны, сооружен памятник, установленный на возвышенности возле дороги у въезда в село.

Старики, женщины и дети выполняли оборонительные работы в Бабаюрте и в Дагестанских огнях — рыли окопы. Пятеро варситцев награждены медалью « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

Вачи

Селение Вачи Кулинского района образовалось около 1500 лет тому назад, во время нашествия албанских завоевателей на Кавказ возглавляемого царем Албании по имени Вачи.

Населенный пункт был назван его именем и по сей день называется с. Вачи. Археологические и другие данные об образовании села передавалось в устной форме из поколение в поколение. Наиболее достоверные сведения о с. Вачи, о его жителях, частично в письменной, частично в устной форме датированы второй половиной XIX века и началом XX века. До октябрьской революции основное население села было занято земледелием и скотоводством, их стали называть крестьянами. Часть сельских крестьян после сельскохозяйственных работ стала заниматься отходничеством – это мужское население, было наиболее старательным, талантливым и трудолюбивым. Среди них были: сапожники, шапочники, лудильщики, кузнецы, которые выезжали в плоскостные районы Дагестана и даже в Закавказье.

Они имели торговые связи и со странами восточной Европы и средней Азии. Вот этих вачинцев в те годы прозвали продавцами иголок.

В годы гражданской войны в России и на Кавказе вачинцы вернулись домой к родным очагам. 15 вачинцев до революции побывали в Хадже.

В 1926 году в с. Вачи была открыта первая, в то время начальная школа.

Векелар

Название села Сулейман-Стальского района, видимо, происходит от слова «векь» (трава), а «векьелар» означает «место, где много травы».

И правда, вокруг села одни луга, а само оно расположено на вершине горы, откуда открывается удивительная панорама Яркинской и Курахской долин, как на ладони видны многие села Кюре, просторы Каспийского моря. Вокруг села много красивых мест.

В 100 м к востоку от села находится памятник архитектуры – источник. К юго-востоку от окраины села – Пир-святилище. В северной части села архитектурный памятник – мечеть.

По данным переписи 1886 года в селе было 91 хозяйство, численность населения составляла 472 человека (251 мужчин и 221 женщина).

До 1970 г. село входило в сельский Совет «Алкадарский». В настоящее время Векеларцы обосновались большей частью в с. Орта-Стал.