Аулы Дагестана

Продолжаем публикации об аулах Дагестана. Читателям должен быть интересен взгляд автора книги «Предания, памятники, исторические зарисовки в Дагестане» Багомеда Гадаевича Алиева – доктора исторических наук, профессора. Он – автор более 550 научных работ, заслуженный деятель науки Республики Дагестан.

ПРЕДАНИЯ О СЕЛАХ

Известно, что в прошлом во многих дагестанских аулах составлялись хроники и летописи, где местные алимы записывали все основные события, связанные с общественно-политической жизнью села. Однако за редким исключением они до нас не дошли.

Урахи

(Сергокалинский район Дагестана)

В прошлом оно занимало территорию нынешнего квартала Кала-бухнала и называлось Дахша. Оборонительная стена ограждала селение с двух сторон. А с двух других был обрыв и в селение невозможно было проникнуть.

Недалеко от стены раньше находилось кладбище. Захоронения здесь немусульманские. Старожилы говорят, что здесь жили армяне. Значит, возникновение Дахша относится к доисламскому периоду.

Тогда же на нынешней территории урахинцев находились и другие поселения: Мулии, Кукяра, Хябрелакяб, Издагиши, Ганзебах.

Согласно преданиям, между жителями поселений Кукяра и Мулии происходили стычки. Одна из таких стычек закончилась кровавым побоищем. Произошел этот бой в местности Араула — между нынешними селениями Урахи и Аймаумахи. Жители Дахша пошли к ним и помирили их.

По одной версии, объединение поселений в одно с центром в Дахша произошло 500—600 лет тому назад, по другой — в период борьбы урахинцев с верхнедаргинцами. После их объединения оборонительная стена была отодвинута. В селение можно было попасть только через крепостные ворота: одни ворота находились в местности Дахша, другие в Карша – в квартале Илакот, третьи — в местности Хярхя-какри, четвертые в Харша — в квартале Алзикот и т. д. Всего было семь ворот: трое в Верхнем ауле, четверо — в Нижнем. День и ночь здесь дежурили сторожевые. Причём во время вражды Урахинского союза с Акуша-Дарго сторожевыми были кровники, в свое время изгнанные на определенный срок из селения, но в опасное время постановлением джамаата возвращенные в Урахи для несения караульной службы. Кровники-караульные не имели права отлучаться даже к себе домой. За убийство кровника, возвращенного в аул для несения караульной службы, виновного закидывали камнями. Число сторожей-кровников равнялось полсотне.

С объединением поселений с Дахша селение стало крупным. Оно было разделено на две части: Карша (Верхний аул) и Харша (Нижний аул). Каждая часть делилась на несколько кварталов. Кварталы Нижнего аула: Алзикот, Кярд, Харкот, Каркот, Инзикот; кварталы Верхнего аула: Кала-бухнала, Галабах, Каркот, Галакот, Бурхикот, Урахяллишила, Удиквяр.
Земли урахинцев были разбросаны на многие километры от селения. Жители ходили за 10 -12 километров заготавливать корм для скота. Доставка его в селение тоже была связана с немалыми трудностями. Далеко находились и пахотные участки. Поэтому владельцы скота стали переселяться на отдаленные от селения земли. Так образовались хутора: Аялизимахи, Аймаумахи, Аябурхиламахи, Вуцраула, Ванашимахи, Куллакент, Верхнее и Нижнее Махаргимахи, Сугурбашимахи, Хапкайкент, Аямахи и Чабази. Из Карша переселились в Аймаумахи, Чабазимахи, Ванашимахи, а из Харша в Сугуроашимахи и Ванашимахи.

Отселки и хутора входили в состав джамаата главного селения, откуда они вышли, и ориентировались на него, у них были общие адаты и традиции. Даже хоронили хуторян только на кладбищах главного селения.

Нижнее Мулебки

(Сергокалинского района Дагестана)

Название восходит к слову «мулк», или «мулерк» — «червь», и оно связано с тем, что в близлежащих водоемах ловили пиявок.

Селению более 1300 лет. Первоначально оно располагалось на самой верхушке горы. С одной стороны была естественная преграда — обрыв, с трех сторон — крепостная стена, толщина которой достигала 1—1,5 метра. Трое ворот выходило в сторону Верхнего Дарго, двое — на юго-восток и север. Место, где раньше находились ворота в сторону Акуша-Дарго, до сих пор называется «Иркай» — «ворота». Жители селения по очереди несли караульную службу. Отбывший свою очередь относил специальную палку во двор последующего. Перед селением на горке Цуллабах была сторожевая башня, откуда были видны подходы к селению. Дежурившие здесь по очереди мулебкинцы в случае появления опасности немедленно оповещали сельчан.

Селение разрасталось и со временем здесь стало тесно. После прекращения нападений
извне часть сельчан стала уходить на свои отдаленные земли, сначала в летнее время, а потом и на весь год. Эти переселенцы основали хутора: Миглакасимахи, Ханцкаркамахи, Кардамахи, Цурмахи, Арачанамахи, Бахмахи, Бурхимахи, Айнурбимахи, Уллукимахи, Кулькибекмахи. На месте вновь основанных хуторов в прошлом были поселения. Самый большой отселок Миглакасимахи образовался на месте поселения Аябик. Здесь же было другое поселение — Жугутла-шибаркнила (место строительства еврейского селения).

Селение раньше называли Хола Мулебки, т. е. Большое Мулебки в отличие от селения Верхнее Мулебки, которое находилось в Верхнем Дарго.

Селение Нижнее Мулебки входило в состав союза сельских общин Каба-Дарго во главе с Урахи.

Мюрего

Селение Сергокалинского района Дагестана возникло на территории семи поселений: Мяхяркябла, Шуллаая, Кизалацулламуза, Валкалаши, Кебяхшила (или Батурши), Зерила, Тантбелаварила. Эти поселения не имели своих земель. Поэтому их жители занимались разбоем. К шамхалу часто обращались жители окрестных селений с просьбой защитить от постоянных грабежей.

Шамхал решил разрушить все поселения и начал с Мяхяркябла. Жители поселений бежали в Кебяхши, наиболее укрепленное и большое. Разрушив все остальные поселения, шамхал подошел к Кебяхши. Однако не смог взять его. Защитники бросали сверху большие камни и не подпускали к себе. Шамхал вынужден был прекратить осаду. Однако перед походом он дал клятву или разрушить поселение или развестись с женой. Расставаться с любимой женой не хотелось и шамхал пошел на хитрость. Он уговорил жителей Кебяхши оставить селение, пообещав им лучшие земли. Они согласились на эти условия и переселились на место нынешнего селения. Кебяхши шамхал разрушил. После этого Кебяхши стало называться Батурши, что значит «оставленное селение».

Новое селение стали называть Мюрего. По одной версии это название произошло от даргинского слова «мерагар» — «безместный», «безземельный»; по другой якобы от арабского слова «мураккабун», означающего «объединенный», так как в одно селение объединились жители семи поселений.

Произошли эти события более 400 лет тому назад.

В лесу на местах поселений до сих пор сохранились кладбища с надписями на надмогильных памятниках.
До принятия ислама жители поселений исповедовали христианство. В могильниках Мяхяркябла находили христианские кресты.

Муги

Селение Акушинского района Дагестана

Это один из крупных населенных пунктов даргинцев. Когда оно возникло, кто были его первые жители — неизвестно.
Первоначально это было небольшое поселение, видимо, образованное выходцами из родственной группы людей, которые основали и селение Мекеги. У даргинцев существует поговорка о том, что мекегинец и мугинец близки как живот и спина одного человека.

Вокруг селения Муги когда-то располагались небольшие поселения, которые впоследствии объединились с Муги в большое селение.

Недалеко от селения Муги, к северо-западу от него 400—500 лет тому назад находились селения Харбук и Мемуги.
Вокруг селения Муги раньше поднималась высокая каменная стена с тремя оборонительными башнями, место, где была раньше крепость, называется Хачур. Тогда селение представляло собой неприступное укрепление. В него можно было проникнуть только с двух сторон— с севера и юга.

Селение несколько раз разрушалось иноземными завоевателями — арабами, монголо- татарами, войсками Тимура, персидскими шахами. Во время арабских походов все мужское население Муги ушло в горы. Тогда завоеватели, собрав стариков, женщин и детей, поголовно уничтожили их.

До принятия ислама мугинцы исповедовали христианство. Мугинцы, как мекегинцы и усишинцы, ислам приняли позже акушинцев.