Мы продолжаем публикации материалов о Дагестане, его народностях, традициях, обычаях, образе жизни. Пожалуй, самыми самобытными являются аулы, начало начал многих, уже давно живущих за пределами Страны гор. Все они, на первый взгляд, могут показаться совершенно одинаковыми. В то время как каждый их них – уникальная жемчужина в ожерелье древнего горного края.
Публикации – это главы из книги «Все аулы Дагестана». Двухтомник – один из многочисленных проектов издательства «Эпоха». Его авторы – Шихабудин Микаилов и группа ученых, краеведов, журналистов, фотохудожников. Тираж издания сравнительно небольшой, поэтому есть уверенность, что в скором времени произведение станет библиографической редкостью.
Газета позволит ознакомить с содержанием книги большое количество читателей, интересующихся историей Дагестана.
Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего, это край многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученого мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа свои прославленные аулы.
Один аул известен гончарами, другой — знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий — сапожниками, четвертый — кузнецами. В одном ауле хорошие строители мостов и дорог, в другом — прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот — прекрасными яблоками, а другой — капустой и картошкой. В этом ауле — ткут ковры, радующие глаз, в другом — делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые — знатоками арабского языка, третьи — канатоходцами. И в каждом ауле есть свои талантливые музыканты, певцы, танцоры, потому что все народы Дагестана отличаются исключительной музыкальностью.
Каждый аул — это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул — это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории.
Человек пришел на территорию современного Дагестана в конце раннего палеолита. Это знаменательное событие произошло примерно 150 тысяч лет назад. С тех пор история этого сравнительно небольшого по размерам участка земли — история борьбы народов его населяющих, за право здесь жить и оставаться свободными.
Мы не можем с уверенностью судить о событиях, происходивших более двух тысячелетий назад, но за последние двадцать веков предки дагестанцев сражались за свою независимость с киммерийцами, гуннами, римлянами, хазарами, персами, арабами, монголо-татарами, турками. А с некоторыми из перечисленных и по нескольку раз.
На территории Дагестана образовывались и распадались государства. Одни достигали могущества и существовали столетиями. Их земли простирались от Черного моря до Каспийского, достигая Дона и скифских степей. Другие ограничивались лишь территорией одного аула и, засвидетельствовав свое рождение в трудах историков, уходили в небытие.
Наша благословенная земля, как известно, не всегда носила имя Дагестан. Это название впервые появилось у средневековых авторов в XV веке. Тогда им обозначали всю нагорную часть Северо-Восточного Кавказа. Позднее, лет через двести, историко-географическое понятие «Дагестан» сузилось и стало обозначать лишь территорию образовавшейся в 1860 году Дагестанской области. А до XV века Дагестан как только ни называли. И Джебел Каф — «Горы Каф», и Джебел уль-Элсине — «Гора языков», и Джебел-и-Мемлекет уль-Этрак — «Гора страны тюрок», и Джебели-Кубч — «Гора кубачинцев», и Джебел-и-Лан — «Гора аланов». Было и еще с десяток имен, объединённых общим корнем — «горы».
Взглянем на карту. На севере территорию современного Дагестана омывает река Кума, на юге — Самур. С востока его «поджимает» Каспийское море (самое большое озеро в мире), а с запада — Главный Кавказский хребет. Общая протяженность Дагестана с севера на юг чуть более четырехсот километров, а с востока на запад — около двухсот.
В IV веке прикаспийская территория к северу от древнего Дербента была захвачена племенами гуннов, Закавказье же вместе с Передней и Средней Азией оказалось во власти сасанидов. И те, и другие прилагали огромные усилия, чтобы закрепиться здесь. Захватчики стали строить оборонительные укрепления, самым грандиозным из которых была Дербентская крепость. В этот же период возник ряд самостоятельных политических образований (Гумик, Дербенд, Зерихгеран, Серир, Табасаран, Шандан, др.), в которых и происходило окончательное формирование основных народностей Дагестана.
В V веке распалась Кавказская Албания и в горах Дагестана (здесь и далее имеется в виду территория, составляющая современный Дагестан) возникло новое могущественное государство Серир.
В 642 году в Дагестане появились арабы. Они вместе со своей культурой принесли новую религию — ислам. В аулах Дагестана отныне жили не только по обычаям предков — адатам, но и по своду религиозных норм — шариату. Окончательно ислам утвердился в горах Дагестана только в XIV веке.
Под властью Арабского халифата Дагестан оставался вплоть до середины IX века. В 748 году очередное восстание охватило не только Дагестан, но и перекинулось на территорию современного Азербайджана. Завершилось оно в 752 году полным освобождением от арабского владычества.
В 864 году с Волги через Каспийское море на челнах в Дагестан приходили русы. Это первый известный историкам факт контактов предков нынешних дагестанцев и русских.
В X веке в Дербенте была открыта первая школа — медресе. Чуть позже медресе открыли в селении Цахур.
XIII век прошёл в войнах с монголами. Больше века понадобилось им, чтобы установить на территории Дагестана власть Золотой Орды и государства Хулагидов. В 1376 году предположительно в селении Чуртах на территории современного Лакского района родилась доблестная Парту Патима, поднявшая за собой народ в борьбе против тимуровских полчищ.
После того, как в 1396 году Тимур захватил Тарки, Акуша, Аркас, Мекеги, Доргели, объединенные силы дагестанцев вступили в совместную борьбу с захватчиком.
Ещё не раз «Сборная Дагестана» перед лицом опасности давала серьезный отпор иноземным агрессорам. Так было в августе 1742 года, когда в Андалалской долине близ сел Согратль, Чох, Мегеб, Бухты был наголову разбит иранский завоеватель Надир-шах. Полмира покорил этот грозный правитель, а в Дагестане потерпел сокрушительное поражение. Как пишет русский посол И. Калушкин, при отступлении Надир-шах потерял более 70 000 воинов, 33 280 верблюдов, мулов и лошадей, 79 больших и малых пушек. Горцы сумели захватить золотое седло шаха, его знамя, а также казну и царскую корону.
В Дагестане побывал великий российский император Петр I. 27 июля 1722 года он вместе со своими войсками высадился на побережье Аграханского залива. 12 августа того же года по приказу Петра был разбит лагерь, где впоследствии был основан город Порт-Петровск. На следующий день император побывал в селении Тарки — резиденции шамхала Адиль-Гирея. 23 августа Петр I прибывает в Дербент, где его с почестями встречает Имам-Кули-бек. Он дарит ему символический серебряный ключ от города и древнюю историческую рукопись «Дербенд-наме». Руководить всем Дагестаном Петр поручает шамхалу Тарковскому Адиль-Гирею.
В 1860 году была образована Дагестанская область. По сути это было первое административно-политическое объединение всех дагестанских земель.
История Дагестана в XX веке стала уже частью истории России. Это было столетие, насыщенное значительными событиями.
7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде победила социалистическая революция. В конце ноября Порт-Петровским Советом рабочих депутатов здесь впервые была провозглашена Советская власть. Ее руководящим органом стал Военно-революционный комитет. 13 ноября 1920 года Первый Чрезвычайный съезд народов Дагестана провозглашает автономию в составе Советской России. По поручению Центрального Комитета ВКП(б) Декларацию провозгласил народный комиссар по делам национальностей РСФСР Иосиф Сталин. А 20 января 1921 года учрежден Декрет ВЦИК об образовании Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. В таком статусе Дагестан просуществовал до 1991 года, когда ДАССР была преобразована в Республику Дагестан. Это произошло 13 мая 1991 года на III съезде народных депутатов.
Дагестан сегодня — это прежде всего его 30 народов, представители 102 национальностей, народностей и этнических групп с самостоятельными языками и диалектами, богатой культурой и традициями. Языки народов Дагестана относятся к трем крупным языковым семьям: северокавказской, алтайской и индоевропейской. Наиболее многочисленными национальностями являются аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, чеченцы, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, евреи, рутульцы, агулы, цахуры, украинцы, армяне и татары.
Республика Дагестан делится на 42 административных района. В ее состав входят 10 городов: Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Хасавюрт, Южно-Сухокумск.
Столица республики — город Махачкала. Сегодня это крупный промышленный и культурный центр, транспортный узел, морской порт. Основан город в 1844 году как военное укрепление Петровское. Среди горцев это место было более известно под названием Анжи-Кала. В 1857 году поселение при крепости получило статус города с наименованием Порт-Петровск. В 1861-1870 гг. здесь велось строительство искусственной гавани и порта. 14 мая 1921 года город переименовали в Махачкалу.
Недра Дагестана очень богаты. Здесь найдено около 90 видов полезных ископаемых. Промышленное значение имеют месторождения нефти и газа, серы, мергелей, кварцевых песков. Климат континентальный, что обусловлено большой удаленностью от океана. В Дагестане более 100 больших и малых рек. К наиболее крупным относятся реки Терек, Сулак, Самур и притоки, образующие Кара-Койсу, Казикумухское Койсу, Аварское Койсу и Андийское Койсу.
Дагестанские аулы во многом похожи друг на друга, но каждый в отдельности — это уникальный мир, созданный человеческим разумом и трудом вопреки силам природы, климату, рельефу. Вот как описал зодчество горского аула герой романа Ш. Казиева «Ахульго» адъютант генерала Граббе Милютин: «Во всех подобных кавказских аулах, все равно какому бы племени они принадлежали, резко выделяются две особенности их постройки. Во-первых, аул обращен к солнечной стороне и закрывается с севера горой, во-вторых, строится так, чтобы представлял возможно сильную оборону против неприятельского нападения. В виду этих двух главных, вполне соответствующих местным условиям и характеру населения обстоятельств на остальное уже обращалось гораздо меньше внимания, между тем, как, по нашим понятиям, это остальное и составляет главнейшие условия для населения. Горский аул не принимал в расчет близость воды, ее количество и качество, количество и качество распашной земли, удобство сообщения с ближайшими населенными пунктами и т.п.; все это для горцев были второстепенные вещи, лишь бы в зимнее время, при отсутствии топлива, пользоваться лучами солнца, обратившись тылом к суровому северному ветру, да иметь возможность каждому жителю порознь и всему аулу вместе отражать нападения, вызываемые или кровомщением, или враждой за спорную землю, или стремлением сильного соседа поработить слабейшего».
Акуша
Акушинский район
Акуша — административный центр Акушинского района. Расположен на берегу притока Казикумухского Койсу — реки Акушинки. Высота над уровнем моря — около 2000 м. Аул состоит из 6 частей (кварталов). Археологические памятники показывают, что окрестности Акуша были заселены людьми еще в каменном веке. Наиболее ранние письменные сведения об Акуша относятся к VI в. н. э. Они имеются в работах местных авторов, написанных на основе персидских, арабских, русских и др. источников и местных исторических хроник, не сохранившихся до наших дней.
Предположительно Акуша тогда входил в состав политического образования, куда также входили верхнедаргинцы, лакцы и часть аварцев. Согласно преданию, исповедовали жители Акуша христианство григорианского толка, сами акушинцы считали, что они по происхождению армяне. В VII — VIII вв. сюда пришли арабы, но ислам утвердился здесь гораздо позже, хотя и приняли его акушинцы раньше усишинцев, мугинцев и мекегинцев. В 1396 году Тимур возвращался после похода на земли Поволжья, Придонья, Приазовья, Северного Кавказа. Но Акуша он не разорил, а, наоборот, возвысил, подчинив акушинскому кадию все верхнедаргинские общества.
В XVII-XVШ вв. Акуша был уже довольно крупным аулом. Многолюдность Акуша давала возможность акушинцам выставлять большое войско и играть важную роль в политической жизни Дагестана.
В период третьего похода Надир-шаха на Дагестан акушинцы активно участвовали в его разгроме в Андалале.
Авторитет и влияние акушинского кадия в Дагестане делали его власть в Акуша-Дарго еще сильнее, а столицу федерации — аул Акуша – одним из политических центров Дагестана. Таким практически оставалось селение Акуша и после присоединения Дагестана к России, и в годы гражданской войны, и в период Советской власти.
Архит
Хивский район
Предание о возникновении аула повествует, что основан он выходцами из других селений: Абдулой из с. Гасик, Айдемиром из с. Хурик, Расулом из с. Рукат, Гаджимурадом из с. Цалак и др. Последние два селения ныне не существуют. Вокруг Архита находятся также развалины селений Хангер, Гумгит, Даграрик, Мехлерик. Причиной оставления всех названных селений предание называет нашествие змей, которые якобы даже падали с неба, как дождь. Это предание очень распространено в Табасаране и в некоторых других частях Дагестана. Оно же легло в основу фантастической сказки о легендарной змее, за один день отравившей все население брошенных аулов.
Основание селения архитское предание относит ко времени около четырех с половиной веков тому назад. Говорят, что на месте нынешнего Архита жили армяне.