На конкурсе лучших творческих работ «Я выбираю…», из Дагестана победителем, занявшим 3 место в ежегодном Всероссийском фестивале профессий «Выбор», проводимом в Санкт-Петербурге стала Рамазанова Юлия Алиевна – ведущий специалист Избербашского местного отделения Партии «Единая Россия», педагог по внеклассной работе городской средней школы №10. На этом же фестивале специальный приз получила Рамазанова Залиха Низамутдиновна – учитель истории, также живущая в Избербаше.
Дорога, по которой я иду…
Профессия, которую выбрала я, неслучайна. На генетическом уровне было предопределено, кем я могу стать в этой жизни. Любовь к педагогической деятельности у меня в крови. Моя бабушка всю жизнь посвятила себя детям, работая в детском доме, а мама – учитель физики, ныне директор школы, отдает все своё тепло детям по сей день. Но у меня полное осознание важности стать учителем пришло позже. Сначала я поступила на юридический факультет. Спустя долгое время, после учебы, я поняла, что хочу работать с детьми, заниматься общественной деятельностью, давать знания тем, кто в этом нуждается в школьные годы. Как я к этому пришла? Ответ непрост. Понять себя очень сложный процесс, у некоторых людей на это уходит целая жизнь, девушки и юноши не могут определить точно, чего они хотят от жизни, поскольку мешает главный фактор — финансовый. Даже совсем юное поколение задумывается сейчас не о том, чем они хотят заниматься, а о том, кем будет выгодно работать, несмотря на то, будет нравиться им будущая профессия или нет.
Задумываться о материальной стороне своей жизни, конечно надо, но в наше время деньги обретают некий культ. Денег, по мнению большинства, должно быть много, чтобы обеспечить свою жизнь в удовольствии. Но есть большая ошибка, которую совершает, не побоюсь ошибиться, каждый третий молодой человек, идя своей дорогой по жизни. Он хочет все и сразу. Много факторов современного мира лишает нас детства, разумных поступков и здравого смысла. Мы «ведемся» на красивую жизнь далеких звезд, думая, что, обретая все больше и больше материальных благ, мы обретаем счастье. Увы! Значимая информация должна фильтроваться в сознании на основе здравого смысла.
Лично моя взрослая жизнь началась очень рано. Мне было 18 лет, когда я начала работать. В тот момент я не могла решить для себя в каком направлении идти, как и большинство юношей и девушек моего возраста. Для молодежи в основном нет перспектив, если они не дети богатых олигархов со связями.
В студенческие годы я очень любила общаться и работать со студентами. Меня назначили старостой курса, и я вела активную общественную жизнь. Была создана студенческая газета «Годекан», редактором которой я стала. Оттуда я и научилась первым шагам в журналистике, общественной деятельности и взаимопомощи между студентами и преподавателями. На своем пути я пробовала себя в разных сферах деятельности, не понимая, что мне конкретно нужно, но свои поиски я прекратила, убедившись, что мое призвание — педагогика. Мы должны непрерывно искать то, что нас больше всего волнует и вдохновляет. Найдя свою нишу, мы получаем удовлетворение, как в духовном, так и в материальном плане. На данный момент я работаю педагогом по внеклассной работе, являюсь редактором информационно-познавательной газеты «Перспектива», учредителем которой является Избербашское местное отделение Партии «Единая Россия». Со своими учениками мы создаем частицу истории школы, учимся мыслить творчески и вести работу сообща.
Я осознала, что смогу помочь тем детям, которые нуждаются в моей помощи, порой, оказывающимся перед сложным выбором, но рядом отсутствует надежный и верный человек, который бы подсказал, возможно, даже наставил на правильный путь. В школьные годы и после окончания школы, в определенный период, психика ребенка подвержена эмоциональным перепадам. Они не знают, чего хотят, куда двигаться по жизни, нет точно поставленной цели, стимула, находятся в некоторой растерянности. В этот момент и должен им помочь либо кто-то из родителей, близких людей, либо учитель, который видит ученика или же своего студента почти каждый день. Хороший учитель — это психолог, наблюдающий за своими подопечными, готовый помочь не только в учебе, но и в трудную минуту жизни.
Издавна профессия учителя являлась одной из самых авторитетных в обществе. Обучение и воспитание молодого поколения считалось делом первостепенной важности. Учителя своим примером и передаваемыми знаниями готовили подрастающее поколение к жизни, наставляли на путь истинный. А на Востоке подготовка подрастающего поколения, согласно традициям, доверялась исключительно тем немногим мудрецам, для которых это было делом жизни. Люди, занимающиеся преподаванием, всегда составляли независимую, обеспеченную, уважаемую обществом социальную группу. Согласно восточной традиции, «Учитель – сильная личность, являющая собой сосредоточение знания и духовности, призванная Богом собирать мудрость тысячелетий и передавать ее своим ученикам из рук в руки от сердца к сердцу». (А. Саади. Педагогические мысли Востока).
Ситуация в сфере образования кардинальным образом изменилась. Можно сказать, что в настоящее время авторитет учительской профессии канул в Лету. Так уж сложилось в последние десятилетия, что для того, чтобы освоить профессию учителя, не нужно обладать необходимыми навыками и знаниями, мудростью, а всего лишь нужна «корочка» диплома. И в учителя сейчас идут в основном те, кто не может реализовать себя в других, более престижных областях. Правда, в школах все еще остались «зубры» отечественной педагогики, которые работают с советской эпохи. Но ведь многим из них уже пора на заслуженный отдых. Только кто придет на их место? Есть, конечно, молодые специалисты- альтруисты – правда таких у нас маловато. Ведь кто пойдет работать в школу за условные 5-6 тысяч рублей в месяц, когда, скажем, продавцом – консультантом в магазине бытовой техники можно заработать в 2-3 раза больше.
Почти треть учителей в России не знают свой предмет. В таком случае каким же образом обучаются наши дети? Приходится мириться с тем, что сегодняшние школы уже перестали нести воспитательную функцию, но ведь теперь они начали утрачивать и образовательную. Хотя изначальной целью школы является не только обучение знаниям, но и воспитание подрастающего поколения. В 90-х годах воспитанием молодежи занималась «улица», теперь же на смену ей пришла индустрия развлечений, которая включает в себя гламурный образ жизни – подражание звездам шоу-бизнеса, посещение различных развлекательных заведений и постоянное времяпровождение перед экранами телевизоров и мониторами компьютеров. Поколение «гопников» постепенно сменяется поколением «гламурных подонков».
Порой кажется, что предназначение сегодняшних школ – всего лишь обучение письму и чтению, ведь у многих школьных выпускников после 11 лет, проведенных в школьных стенах, напрочь отсутствуют элементарные знания по самым основным предметам – математике, биологии, истории, географии и др., — главное научить ребенка в школе читать и писать, а другими аспектами образования займутся киноиндустрия, СМИ и интернет. Правда, приходится сомневаться в истинной полезности потоков информации, которые текут из многих источников СМИ, только очень малая доля интернет-контента действительно является полезной, а фильмы с глубоким нравственным смыслом практически не пользуются особой популярностью. Складывается впечатление, что жизнь в современном обществе реализуется по принципу: «хочешь держать народ под контролем – лиши его знаний».
Я хочу, чтобы наша страна процветала в настоящем и будущем, чтобы мы уже сейчас задумались о проблеме воспитания современной молодежи, для того, чтобы она не повторяла наших ошибок, а ее будущая деятельность основывалась на принципах справедливости и высокой нравственности. Если представить, что люди стали справедливее и честнее, чем сейчас, хоть на минуту, то мы поймем, что людей, живущих в достатке и в удовольствии будет гораздо больше. Но, написав о своих рассуждениях, я понимаю: мир не изменится, люди останутся такими, какими и были, а возможно – еще хуже. Но почему? Потому, что процесс обезнравствования запущен, культ денег стал приоритетом, не осталось доверия к людям, предательство стало не новым явлением, напротив, встречается сплошь и рядом, сознание людей контролируется и вряд ли кто сможет найти в себе силы вырваться из этого. Это самый пессимистичный прогноз, но кто может знать, возможно, мы, молодежь, возьмем все в свои руки и начнем действовать, развиваться и выработаем в себе чувство собственного достоинства, не поддаваясь на ненужные соблазны, и не будем проживать свою жизнь впустую. Лозунг, который никогда не умрет и всегда останется правильным: «Молодое поколение – будущее каждой нации». Народы, которые не беспокоятся о воспитании своей молодежи, обречены на упадок.
Дорога, по которой я иду, неровная, на пути немало рытвин и ям. Но это моя дорога, определившись с которой, я стала счастливее. И Вам, дорогие друзья, я желаю найти свой путь!
Юлия Рамазанова