«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать»
(Дени Дидро)
Эти слова актуальны и сейчас, так как решение проблемы привития интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. Детское чтение – педагогически направленный процесс приобщения детей к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умение правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры. Педагоги должны помочь родителям в осознании ценности чтения для образования и воспитания школьников, успешности их будущей жизни. Опрос, проведенный среди школьников, показал, что сегодня лишь 10-15% школьников интересуется чтением. Главной помехой чтению родители и сами дети считают нехватку времени.
Если из 24 часов, имеющихся в сутках, вычесть время, потраченное на сон, посещение школы, подготовку уроков, общение с друзьями, прогулки, просмотр телевизора, работу с компьютером, а также на занятия в кружках и на факультативах, что же остается? Где взять время еще и для чтения? На этот вопрос, есть ответ французского педагога Д.Пеннака: «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь – это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Речь идет не о дополнительном выделении времени на чтение, а о более разумном его использовании. Умный родитель использует следующий испытательный ход – обращается к ребенку с просьбой: «Почитай мне, пожалуйста, пока я работаю, убираю (готовлю, шью и т.д.)». Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют и время перед сном.
Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря ему развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. Мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении. Многие сегодня считают, что телевидение является главным конкурентом книги. Нельзя отгородить ребенка от микробов, но он должен выработать иммунитет от них. Мы, взрослые, должны научить детей отличать «хорошее» от «плохого», формировать у школьников собственную позицию в отношении тех или иных телепередач. Голубой экран притягателен для ребенка. Но общение с книгой имеет свои преимущества, оно способно доставлять ни с чем не сравнимое наслаждение уединения, погружения в мир образов, созданных собственной фантазией. Да, телевидение отвлекает ребенка от книг. Но оно способно и привлечь к ней. Например, известно, как усилился интерес к чтению после демонстрации фильмов «Идиот» по Ф.Достоевскому, «Два капитана» по В.Каверину и т.д.
Неоднозначное влияние на детей оказывает сегодня и компьютер. С одной стороны, через Интернет ребенку открыт доступ к мировому потоку информации. Существует множество полезных сайтов. Нельзя не упомянуть компьютер и как средство читательского общения детей, открывающее возможность для виртуальных обсуждений прочитанных книг. Вместе с тем компьютер может нанести ребенку и вред (сайты, где пропагандируется жестокость, межнациональная ненависть и др.). Поэтому для правильного отбора информации необходимо развивать у ребенка критическое мышление. Задачу по формированию у ребенка устойчивости к негативным воздействиям также придется решать нам, взрослым.
Для ребенка одним из самых сильных стимулов к чтению является испытанный им катарсис – эмоциональное потрясение, возникающее в результате сопереживаний с героями книги и полностью захватывающее читателя. Так чтение и включается в жизнь человека и становится для него внутренней необходимостью.
Гусейн Магомедов,
учитель истории средней школы, с.Мокок Цунтинского района