Авторитетнейшее военное издание «Независимое военное обозрение» в № 48 в статье Виктора Мясникова подвело итоги главных военных событий 2013 года, где особо говорилось о борьбе с терроризмом в Сирии. Начавшаяся летом 2011 года война в Сирии превращается в глобальный межконфессиональный конфликт между мусульманами-суннитами и шиитами. Повстанцев-суннитов финансируют и снабжают оружием монархии Персидского залива, на их стороне воюют боевики из более чем 70 стран мира. Правительство Сирии, представленное алавитским меньшинством, пользуется поддержкой Ирана, шиитов Ирака и ливанской группировки «Хезболлах», а также финансовой помощью шиитов нескольких арабских стран. Фактически на территории Сирии идет война между Саудовской Аравией и Ираном за полное владение исламским миром.
Повстанческая Сирийская свободная армия, вооружаемая США и ЕС, фактически устранилась от участия в конфликте, поскольку большая часть ее вооруженных отрядов перешла на сторону исламистов. Без массированной подпитки оружием и людьми из-за рубежа оппозиция давно проиграла бы войну.
По подсчетам международных экспертов, за время войны погибли около 130 тыс. граждан страны, 2 млн. находятся в лагерях беженцев в соседних государствах. Еще около 5 млн., в основном представители религиозных и этнических меньшинств, в том числе христиан эмигрировали в разные страны.
Успехи сирийских правительственных войск в последнее время родились не на пустом месте. Вооружённые силы, умело используя наработанные формы борьбы с оппозицией, применили весь свой арсенал вооружений, что и привело к успехам.
Во-первых, эксперты обратили внимание на высокую активность сирийской авиации. В последнее время лётчики президента Сирии Башара Асада действуют свободно и уверенно. Одной из причин этого является то, что мятежники испытывают большие трудности с приобретением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Запад после решения вопроса химического оружия потерял большой интерес к Сирии и не торопится оказывать помощь исламистам. Тем более те в любой момент могут использовать ПЗРК против самих европейцев и американцев. Боевики могут продать это оружие своим бородатым братьям в любую страну, к примеру, в Афганистан. Но есть и другая причина серьёзных успехов сирийской авиации. Не так давно турецкая пресса опубликовала любопытную информацию. По их утверждению, в настоящее время сирийские ВВС способны производить 100 боевых вылетов в день. А ведь ещё недавно эксперты НАТО предрекали авиации Асада скорый крах. Однако ситуацию удалось переломить. Как считают турки, произошло это благодаря тому, что Россия и Иран оказали Сирии серьёзную военную помощь. Она включает в себя как техническое содействие, так и подготовку нужных кадров — лётчиков и техников.
Второй фактор успехов правительственных войск в последнее время — в донесениях из Сирии в основном фигурируют ПТРК «Конкурс» и «Корнет». Любопытно, что ещё совсем недавно бойцы с обеих сторон не особо вникали, как точно называются наши противотанковые ракеты. Все отечественные ПТРК в Сирии называли по имени советского комплекса первого поколения «Малютка». Однако жизнь заставила сирийцев и пришлых бандитов выучить точные названия наших ракет. Это неудивительно — они показывают очень высокую эффективность. Дело дошло до того, что недавно один из лидеров террористической исламистской организации Джабхат ан-Нусра (Победный фронт) даже проклял в своём твиттере конструкторов «Корнетов». Всё дело в том, что иностранные боевики из Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, Ливана, Франции, Великобритании, составляющие костяк этого подразделения «Аль-Каиды», понесли в недавних боях от наших противотанковых ракет большие потери.
С их помощью силы, верные президенту Асаду, уничтожили очень большое количество террористических «тачанок» — пикапов высокой проходимости с установленными на них тяжёлыми пулемётами или ракетными комплексами. Впрочем, мятежники могли это предвидеть. Всё те же «Конкурсы» и «Корнеты» прекрасно зарекомендовали себя ещё во время второй ливанской войны в 2006 году. Тогда с их помощью боевики шиитской группировки «Хезболла» уничтожили и повредили по разным данным от 60 до 150 единиц израильской бронетехники. В том числе от 48 до 52 танков. Давно не секрет, что «Хезболла» воюет сейчас и в Сирии на стороне законного правительства.
Третий фактор — небывалые холода, обрушившиеся в последние дни на страны Ближнего Востока. Снег выпал даже в Египте, где его не было сто лет. А продолжающиеся боевые действия в Сирии стали напоминать какой-то мини-Сталинград. Из страны поступает масса видеосюжетов, из которых видно, что боевики и правительственные солдаты ведут боевые действия, находясь в засыпанных снегом окопах. Есть даже атаки по снежным полям. Для полного сходства не хватает разве что белых маскхалатов и лыж. Тяжелее всего на сирийских фронтах приходится пришлым исламистам из южных стран. К примеру, из Саудовской Аравии. Тамошние бородатые экстремисты, в отличие от более северных сирийцев, никогда не видели снега. Понятно, что эти люди совершенно не представляют, как надо вести себя в подобной «ледовой» обстановке. Как сообщили на днях источники, «в результате снежной бури и жестокого мороза, обрушившегося на Сирию, насмерть замёрз один из командиров исламистской бригады Сукур аш-Шам». Сообщается, что данный 40-летний боевик околел по дороге из Идлиба в Хомс.
Любопытно, что «жестокими морозами» теплолюбивые исламисты называют температуру чуть ниже нуля. Получается, что если бы в Сирии ударили морозы ниже минус 10 градусов, то война была бы закончена за несколько дней. Все исламисты просто бы вымерзли. К тому же правительственные силы вооружены советскими танками Т-55 и Т-72. Они отлично приспособлены к ведению боевых действий зимой. А «тачанки» мятежников — нет.
Впрочем, проблем у боевиков хватает и без снега, который, конечно, быстро растает. Западные СМИ продолжают лить слёзы из-за того, что в последнее время Сирийская свободная армия (ССА) теряет силу. Произошло это по разным причинам. Отряды ССА кроме правительственных сил активно теснят и радикальные исламисты, среди которых преобладают иностранцы.
В последнее время правительственные войска добились серьёзных успехов. Недавно силы, верные президенту Башару Асаду, освободили расположенный в 20 км к юго-востоку от Алеппо город Сафира. Этот населённый пункт имеет важное стратегическое значение. По сути, правительственным силам удалось разблокировать осаждённый Алеппо. До взятия Сафиры снабжение находящихся там войск велось по узкому коридору шириной чуть более 10 км. Теперь же путь на север открыт. Понимали весь этот расклад и мятежники.
Именно поэтому, ожесточённые бои за город велись около месяца. Но в результате мощного наступления повстанцы были отброшены, Удары по ним наносились с трёх сторон буквально непрерывно. В какой-то момент оборона боевиков оказалась полностью дезорганизованной. Силам Асада удалось занять еще несколько населённых пунктов севернее Сафиры. Это поражение вызвало серьёзные противоречия среди разных банд. Их представители теперь обвиняют друг друга в бегстве с позиций и даже предательстве. Аналитики отмечают, что в ходе взаимных стычек и вооруженных столкновений погибло уже около 1000 боевиков оппозиции.
Несладко приходилось боевикам и в регионах, контролируемых курдами. По последним данным, за несколько дней курды заняли 19 населённых пунктов на северо-востоке Сирии. Ранее они были захвачены исламистами. Бандиты пытались контратаковать, но это не удалось.
Правительство Великобритании недавно приняло решение о лишении гражданства тех, кто выступал с оружием против правительственных войск Башера Асада. И в этой ситуации необходимо учитывать, что может ожидать наших соотечественников из России, когда они вернутся в родные пенаты — северо-кавказские и татарские боевики из Сирии. Достаточно вспомнить три теракта в Волгограде, а также взрыв в Пятигорске около здания ГИБДД и понять, что правоохранительные органы и спецслужбы России «достойно» встретят сирийских специалистов по терактам с российскими паспортами. Около 300 выходцев из России наемников оказались на войне в Сирии. Воевали в основном за деньги, но и кое-кто получил там свой первый боевой опыт, а кое-кто оттачивал свой террористический военный профессионализм, что получил на двух чеченских войнах на Родине в России.
Эксперты по-разному оценивают количество чеченских боевиков, воюющих в Сирии. В заметке «Чеченские боевики в Сирии обещают залить весь мир кровью», опубликованной в «Аргументах недели» № 48(388) от 28 ноября 2013 г. приводятся цифры от 200 до тысячи человек. Судя по видеороликам, публикуемым террористами во Всемирной сети, они отличаются особой жестокостью и решительностью. Недавно такие впечатления подтвердил и итальянский журналист Доменико Куирико, встречавшийся в Сирии с выходцами с Северного Кавказа. В Алеппо боевики из Чеченской Республики и других регионов Кавказа сформировали целое подразделение под названием «Аль-Мухаджирин». Переводится это просто и очень незвучно — «эмигранты». Тем не менее, большинство из боевиков-гастарбайтеров ещё до прибытия в Сирию получили опыт боевых действий. Понятное дело — в России. Именно с такими головорезами и встречался корреспондент газеты Lа Stamра. По его словам, «аудиенция» произошла в квартале Салах-эд-дин города Алеппо. Этот район давно покинули все сирийские «революционеры» — сейчас там воюют только иностранные наёмники. В основном это чеченцы, которые, как утверждает журналист, «первыми из иностранных боевиков приехали в Сирию со своими чёрными знамёнами исламистов». По свидетельству Куирико, большинство из чеченцев одеты в чёрное — по моде афганских талибов. Некоторые носят банданы с зелёными строками из Корана.
В статье Виктора Крестьянинова « В Сирии началась Чеченская война», опубликованная в еженедельнике «Аргументы недели» № 1 (393) 16-22 января 2014 года, — автор пишет: «С началом нового 2014 года война в Сирии пошла по неожиданному сценарию. Не на жизнь, а на смерть между собой схлестнулись различные суннитские исламистские группировки. Ещё недавно они плечом к плечу воевали против режима Башара Асада и поддерживающих его шиитов из Ливана и Ирана.
Но сейчас взаимное ожесточение между суннитскими радикалами достигло каких-то невероятных размеров. Кажется, они уже просто забыли о свержении ненавистного им президента и увлечённо вырезают друг друга. Причём первыми под раздачу попали иностранные боевики – чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы, казахи, узбеки, албанцы, уйгуры и арабы из разных стран. Некоторые из них переселились в Сирию со своими семьями. Резня началась внезапно». Вот как описывает в статье эти события один из боевиков с Кавказа: «Солдаты ССА начали расстреливать машины моджахедов, подъезжавшие к их постам. Их встречали шквальным огнём. В первый день конфликта большое количество братьев стало шахидами. В тот вечер только на две базы, где я побывал, привезли больше 20 тел. В нашем джамаате было 5 шахидов (убитых) и более 10 раненых. У братьев казахов 6 шахидов. Также известно, что в плену оказалось около 10 сестёр из числа жён с детьми».
Чтобы не выглядеть голословным, боевик назвал и имена некоторых убитых: Абу Муслим — Казах, Абу Вакас Руси, Абу Муаз Руси из Астрахани, Абидин — Кумык, Абу Муаз Агулви из Дагестана. По ним нетрудно установить происхождение погибших – все они из стран СНГ и регионов России. Есть и ещё один момент, объединяющий расстрелянных: они были членами крупной суннитской группировки – Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Сейчас за её членами в Сирии началась настоящая охота. ИГИЛ была образована в 2006 году. Цель – создание страны, живущей по законам шариата. Коренные сирийцы мало обращали внимание на пришлых из Ирака боевиков, пока те не стали захватывать власть во многих городах и селах на севере и востоке Сирии. Непокорных сирийцев иракские бандиты похищали, пытали, отрезали головы. В результате начались противоречия с местными бандами и ИГИЛ стал угрожать интересам Саудовской Аравии. Руководитель ИГИЛ иракец Абу Бакр аль-Багдали – крайне жестокий и властный человек — бывший офицер армии Саддама Хусейна.
Отряды ИГИЛ – настоящая армия численностью 7-10 тыс. человек. Из них выходцев из стран СНГ около 2 тыс. человек, кавказцев – 500-700 – это примерные цифры. Присягнул Аль-Багдали один из чеченских командиров – рыжебородый Абу Умар Шишани (шишани – «чеченец» по-арабски). Он командует отрядом в 700-1000 штыков. Из них несколько сотен выходцев с Кавказа. Но потери среди боевиков ИГИЛ уже огромны – почти 10 %.
Возвращаясь к терактам в Волгограде, хочется отметить, что террористы выбрали этот город для своих атак не случайно – в этом сходится абсолютное большинство экспертов. Одним из главных мотивов многие считают именно идеологическую составляющую. Ведь Волгоград – один из символов мужества, героизма и непобедимости советских людей. Исходя из этого, террористам крайне важно было осквернить национальную святыню, создать негативные ассоциации, заодно и попасть в телеэфир и получить широкое освещение в средствах массовой информации, привлечь к себе внимание как можно большего количества людей.
Из других задач, решаемых такими терактами, следует отметить попытку внести раскол в общество по всем направлениям: национальной, религиозной, и в отношении к федеральной власти.
В середине 90-х годов наша Родина – Россия подверглась нападению враждебных вооруженных сил – желающих изменить конституционный строй нашей страны: были сепаратисты; экстремистки настроенные радикальные исламисты; откровенные бандиты – «волки войны», а также наемники-иностранцы – и вот эта свора врагов терзала нашу Родину войной – особенно Северный Кавказ, пытаясь отторгнуть его от России.
По сведениям Генеральной прокуратуры России, все кровавые теракты последних лет, совершаемые на Северном Кавказе, в Москве, а также в других городах России, в том числе и в Волгограде, являются результатом преступной деятельности международного террористического подполья.
Дадим слово военному эксперту «АН», Ярославу Вяткину, который постоянно делает военные обзоры в «Аргументах недели». В своей статье «Где ждать новую войну после Сирии» он прямо указывает на то, что будет после разгрома основных банд и перевода конфликта в «дотлевающую стадию», которая, кстати, может продлиться достаточно долго? Куда двинется «бандитско-исламистский интернационал» дальше?
Сейчас в Сирии находится от 70 до 100 тыс. бандитов. По некоторым данным, около половины — иностранные наёмники. Небольшая часть — профессионалы войны. остальные — навербованное по всему миру «на джихад» безмозглое и необученное «мясо в шлёпанцах». Но даже «мясо», повоевав и выжив, кое-чему успевает научиться. Конечно, многие местные останутся — кто-то переметнётся на сторону властей, если крови на руках мало, кто-то заляжет на дно. А кто-то будет продолжать воевать, устраивая теракты и нападения на дорогах ещё не один год.
А вот большинство остальных вряд ли вернётся вкалывать в свои закусочные в Лондоне или на плантации в Турции. Те, кто поумнее, поймут, что в следующий раз удача может отвернуться. Но таких очень мало. Остальные поедут «делать джихад» куда-то ещё. И тут для них наблюдается широкое поле для деятельности.
Вероятно, что одной из следующих целей может стать Украина. Этому способствуют общая слабость государства, развал армии и нерешительность властей страны, которые даже запрещённую почти везде радикальную ваххабитскую партию «Хизб ут-Тахрир» у себя разрешили.
А вот Россия, несмотря на мрачные прогнозы, вряд ли станет целью джихадистов. Свои границы наша страна контролирует. Да и армия уже однажды разгромила исламистов и сепаратистов, и вряд ли у кого есть желание пробовать еще раз.
Конечно, различные попытки обострить ситуацию, утроить теракты будут наверняка, но вторжение банд, как было в Сирии — это из области фантастики.
Хочется ещё раз напомнить землякам, что на террор необходимо наступать, а не обороняться от него. Бояться должны не добропорядочные граждане, а преступники. Это они должны испытывать страх и ужас перед неотвратимостью наказания, перед законом, перед мощью правоохранительных органов, а в конечном итоге – перед государством, на устои которого они попытались поднять руку.
Борьба с бандформированиями на Кавказе, поддерживаемая международными террористическими организациями – дело нелегкое, но опыта и таланта нашим военным и полицейским не занимать. Враг несет большие потери, но, к сожалению, в этой борьбе и мы теряем наших боевых товарищей. Погибшим солдатам правопорядка – наша память. Они погибли, защищая нашу Родину – Россию.
Николай Варавин,
ветеран боевых действий
на Северном Кавказе