При поступлении на отделение философии ДГУ и после меня спрашивали о будущей моей профессии. Мой ответ по-прежнему неизменен — преподаватель философии. Но сегодня на философию смотрю намного шире. Философия – это призвание. Она формирует глубину мысли, воспитывает душу. Учит быть свободным, самостоятельным в выборе, умозрении, действиях. Сегодня я понимаю, что востребованность в философских знаниях уже не ограничивается рамками преподавания в вузах и школах, необходим поиск новых форм.
Такие поиски и привели в 2005 году к открытию учебной специальности «философия» в Дагестанском государственном университете.
Философское образование очень ценно для формирования личности и может эффективно сказаться в любой профессиональной деятельности, способствуя повышению уровня ответственности и осознанию последствий принимаемых решений. Философия преображает образование и науку, целью которых является развитие личности.
Отсюда возникает вопрос: следует ли преподавать философию в школе? На мой взгляд – да, следует. Школа формирует индивида, являясь местом педагогического исследования, обеспечивает ребенка знаниями, которые становятся основой его мировоззрения. Поэтому и философия должна присутствовать в школе как часть культуры, наравне с музыкой, рисованием и т.п. Но мы должны понимать, что философия в школе к профессиональной философии имеет очень отдаленное отношение. Учитель в школе должен попытаться заинтересовать учеников заниматься философией, только тогда задача обучения будет достигнута.
В вузах же предмет философии является одной из обязательных для обучения дисциплин. В настоящее время, в эпоху глобализации и плюрализма культур преподавание философии в университетах становится все более сложной задачей, так как студенты поступают в вуз без какой-либо подготовки к овладеванию философскими знаниями. Дабы повысить интерес студентов Дагестанского государственного университета к философии, кафедра онтологии и теории познания ДГУ под руководством профессора М.И.Билалова организует всероссийские научные форумы, заседания республиканского интеллектуального клуба «Эпоха», студенческие конференции, а также ежегодно в Дни Всемирной Философии проводится «посвящение первокурсников в философы». Мустафа Исаевич, как инициатор создания отделения философии в вузе, поставил целью постараться более активно приобщать абитуриентов к подлинной философской культуре.
У него много единомышленников. Кафедра онтологии и теории познания ДГУ располагает высококвалифицированным кадровым составом. На сегодняшний день на ней работают доктора наук, профессоры М.И. Билалов, А.М. Буттаева, К.М.Алилова, кандидаты наук, доценты К.К. Абасов, И.А. Ахмедов, А.И. Ибрагимов, К.М. Магомедов и др. Кафедра призвана также качественно улучшить изучение и общевузовских дисциплин на факультетах университета – логики, философии, философских проблем естествознания, философии и методологии науки, истории и философии науки, методологии научного мышления и др. На факультете психологии и философии вуза проходит более качественная работа со студентами, предполагающая чтение и изучение первоисточников философской мудрости. При этом используется индивидуальный подход к каждому студенту.
Помимо этого на базе отделения философии создана возможность развития направлений по культурологии, религиоведению, социологии, очень нужных сегодняшнему дагестанскому обществу. Многие студенты овладевают знаниями и по этим направлениям. Мне представляется, что сегодняшняя задача факультета – учить не столько профессии, сколько призванию, готовить и выпускать педагогов и ученых, способных видеть целостный образ мира на фоне различных идеологических и мировоззренческих воззрений.
Молодое поколение призвано продолжить развитие философской культуры Страны гор, где каждый творческий и интеллектуально развитый человек сможет, стремясь стать субъектом в историческом процессе, стараться изменять общество, не приспосабливаясь к нему.
Бесханум Абасова,
студентка 4 курса факультета психологии и философии ДГУ