Профессия журналиста давно уже стала одной из самых привлекательных и опасных в мире. В последние годы представители региональных СМИ находятся на самом переднем крае, в числе тех, кто больше всего страдает от слабости демократического режима, беспринципности и беспомощности правящей элиты и общества, безнаказанности преступников и бандитов. По утверждению экспертов, сегодня правовой и социальный статус журналиста невысок.
Что это? В какой стране мы живем? Почему отдельные люди, как правило, наделенные властью, порой позволяют нарушать законы и при этом очень часто произносят высокопарные фразы о демократии, гласности и правовом государстве.
Дагестан занимает первое место в России по числу погибших журналистов: Магомед Сулейманов, Магомед-Салих Гусаев, Загир Арухов, Магомедгаджи Абашилов, Ильяс Шурпаев, Тельман Алишаев, Магомед-Вакиль Султанмагомедов, Загид Варисов, Саид Ибрагимов, Шамиль Алиев, Гарун Курбанов, Хаджимурад Камалов, Ахмеднаби Ахмеднабиев…
А если к ним добавить имена тех, кто не раз подвергался избиениям, угрозам, шантажу, разного рода провокациям, просто давлению со стороны высокопоставленных чиновников, преступных элементов, список этот будет еще более внушительным. К сожалению, по многим из этих убийств заказчики и исполнители так и не найдены. Цифры и факты свидетельствует о том, что убийство журналиста практически лишено какого-либо риска и заставляют всех нас задуматься всерьез о цене демократии и гласности.
И еще несколько цифр и фактов.
За последние 15 лет количество погибших журналистов в мире составляет 1580. По данным доклада международной организации «Репортеры без границ», опубликованном ранее, в 2013 году в разных странах мира были убиты 71 профессиональный журналист и 39 гражданских журналистов и блогеров, что немногим меньше, чем годом ранее: 88 и 47 соответственно. Кроме того, 87 репортеров похищены. более двух тысяч журналистов подверглись физическому насилию, 77 журналистам пришлось бежать из стран своего постоянного проживания, а число арестованных сотрудников СМИ составило 826 человек. Самой опасной страной для работников медиа стала Сирия, где только в прошлом году погибли 10 профессиональных и 35 гражданских журналистов. В списке журналистов, погибших в 2013 году из-за своей профессиональной деятельности, числятся двое россиян. Это представитель газеты «Новое дело» Ахмеднаби Ахмеднабиева, который был расстрелян в собственной машине в июле прошлого года в Махачкале. Вторым россиянином в списке стал главный редактор «Химкинской правды», активист-эколог Михаил Бекетов.
Не слишком ли дорогой ценой платим мы, журналисты, руководители СМИ за свободу слова, за правду.
Статья 49 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает, что «государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг». При этом нет определения понятия «профессиональная деятельность». А, следовательно, сам журналист и члены его семьи при его гибели, или травматизме не могут рассчитывать на надлежащий уровень социальной защиты, лечение, реабилитацию и т.д.
Статьей 209 Трудового кодекса РФ введено понятие «профессиональный риск», однако критерии определения профессионального риска для работников СМИ не установлены, хотя их труд по степени опасности и риска не сопоставим со стрессовыми и другими нагрузками, которые приходится испытывать представителям других творческих профессий.
Права профессиональных журналистов защищает всего одна статья Кодекса — 351-я, которая называется «Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений». То есть получается, что риск журналистов сопоставим с деятельностью цирковых и театральных артистов?
Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска» и другими документами, изданными на федеральном уровне, установлено, что организации, в которых трудятся работники СМИ, относятся к первому самому «неопасному» классу профессионального риска, в то время как таких классов — 32. Такое положение не может способствовать качественной профессиональной защите работников СМИ.
Сегодня не работает и 144-я статья Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста. По официальным данным за последние восемь лет до суда по этой статье было доведено лишь шесть дел, причем реальных приговоров ни по одному из них вынесено не было.
В настоящее время более чем в 50 странах можно попасть в тюрьму без суда и следствия за то, что человек выказывает свои убеждения, или просто за то, что он является тем, кто он есть. Более чем в 60 странах применяются пытки при допросах.
В таких непростых условиях приходится работать журналистам в российских регионах, в том числе и в нашей республике.
X съезд Союза журналистов России, состоявшийся 18-19 апреля 2013 года в Москве, начался с минуты молчания в память о погибших коллегах. По мнению собравшихся, — «национальным позором можно считать тот факт, что за два последних десятилетия в России погибло почти 350 журналистов, и при этом ни одно знаковое, резонансное дело до конца не расследовано, ни разу не названы заказчики этих преступлений. Уголовные дела по каждому из них по многу раз прекращались и возбуждались вновь, расформировываются уже находящиеся «в теме» следственные бригады, назначаются новые следователи».
«Совершенно нетерпимая обстановка в связи с этим сложилась в Дагестане, где только с 2000 года убито шестнадцать наших коллег, а правоохранительные органы лишь отделываются обещаниями, которые потом не выполняют. Мы настаиваем на привлечении к публичной ответственности тех сотрудников, которые раз за разом проваливают свою работу», — об этом в последние годы не раз говорил председатель СЖ Дагестана, секретарь Союза журналистов РФ Али Камалов.
13 апреля 2011 года Союзом журналистов России и международной федерацией «Защита прав журналистов в России» была представлена первая база данных, содержащая все случаи нападения на журналистов, избиений и угроз.
— «База данных позволяет нам проследить не только, как развивалась линия атак на журналистов, но и как на это реагировала редакция, сообщество, читатели, правоохранительные органы», — сказала секретарь СЖР Надежда Ажгихина на презентации проекта в Москве. По ее словам, база данных, опубликованная в интернете, позволит установить «реальный контакт между общественными организациями, правоохранительными органами, журналистами» для решения проблемы нападений на представителей СМИ.
К великому сожалению, нападение на журналистов сегодня в нашей стране, в том числе и в Дагестане стало обыденностью. Россия побила все рекорды по убийствам журналистов. Сколько это может продолжаться? Какие меры необходимо принять? Почему мы так равнодушны к преступлениям, которые совершаются против журналистов?
Все это, конечно, в какой-то степени настораживает многих наших коллег говорить правду, критиковать, анализировать ситуацию в республике. Но ведь кто-то это должен делать. Делать, несмотря на обиды, подозрения, шантаж, угрозы, и даже убийства. И даже несмотря на то, что профессия журналиста в последние годы стала одной из самых опасных в мире.
Можно ли сегодня говорить правду?
Журналистское сообщество требует сегодня лишь одного, на мой взгляд, просто самого элементарного – создания цивилизованных условий для выполнения своих профессиональных обязанностей. А как быть, если власть (федеральная, региональная, муниципальная) не в состоянии в полной мере обеспечить справедливость по отношению к жертвам насилия – журналистам?
По словам известного журналиста Руслана Гусарова, в Дагестане до сих пор недооценивают роль представителей СМИ и их значение в общественной жизни страны. К большому сожалению, в нашей республике люди уже давно привыкли к происходящим вокруг преступлениям, и в частности, терактам, в которых гибнут десятки людей, в том числе и журналисты.
Профессор Римского университета, доктор медицины, наш земляк Джалал Саидбегов в одном из интервью дагестанскому телевидению высказал мнение: «Не может быть никакого развития демократии, объективных «СМИ» там, где журналистов пытаются запугать и тем самым создать невыносимую атмосферу для выполнения журналистами своих прямых профессиональных обязанностей». А по утверждению известного общественного деятеля, преподавателя отделения журналистики ДГУ Алика Абдулгамидова, именно журналист может дать независимую оценку работе государственных структур или выявить какие-либо общественные пороки или изъяны. Поэтому убийства журналистов — это покушение на наше право получать оперативную, полноценную и максимально объективную информацию о том, что происходит в нашей республике, стране и за ее пределами.
И вот для того, чтобы право журналистов было гарантировано, конечно, государство должно самым внимательным образом следить за их трудом и принимать необходимые решения в случае посягательства на их здоровье или на жизнь. «Журналистам в это непростое время надо помогать и защищать их, особенно в регионах. Ведь это люди, которые находятся в зоне риска, и государство должно более внимательно относиться к их служебной деятельности. Потому что задача журналиста – рассказывать правду, рассказывать о людях, о событиях в стране и делать это профессионально и честно», — заявил на одной из встреч с представителями федеральных СМИ Дмитрий Медведев.
Избиение московского журналиста Олега Кашина стало серьезным поводом для размышлений, принятий решений на государственном уровне. В частности, в статью 277 Уголовного кодекса внесены изменения об ужесточении наказания за покушение на журналистов. Речь идет об особой ответственности за нападение на государственных и общественных деятелей. Журналист работает на общество и следовательно профессия значима. И поэтому, покушение на журналиста, по тяжести приравнено к ответственности за покушение на жизнь государственных и общественных деятелей. Это предусматривает наказание от 12 до 20 лет лишения свободы, а в особо тяжких случаях — от 20 лет до пожизненного.
В свое время президент Владимир Путин поручил СКР проработать концепцию по защите журналистов и усилению контроля за расследованием совершенных против них преступлений.
По данным «Известий», СКР подготовил такую концепцию, которая и легла в основу подписанного 27 марта 2013 года главой Следственного комитета России Александром Бастрыкиным распоряжения «О дополнительных мерах по организации расследования уголовных дел о преступлениях против журналистов».
Согласно этому документу, руководству подразделений ведомства по всей стране поручено взять под особый контроль преступления, совершенные против представителей СМИ, а также регулярно проверять законность и ход их расследования. Следователям поручено наладить взаимоотношения с МВД и ФСБ, чтобы совместно расследовать преступления против сотрудников СМИ, а также обмениваться информацией об угрозах их безопасности. Они также должны будут налаживать контакты с профессиональным медийным сообществом, чтобы вместе расследовать инциденты и преступления против журналистов.
И еще одна мысль, навеянная за долгие годы работы в печатных и электронных СМИ — журналистика, несомненно, является уязвимым звеном. И поэтому, сегодня журналисты нуждаются в настоящей системе защиты, неважно, примет ли она форму независимого профсоюза или профессиональной ассоциации. Я имею в виду не просто организацию, защищающую корпоративные интересы, но и самый настоящий центр, способный ориентировать и формировать, а также проследить, чтобы его члены действовали согласно критериям, которые выработаны ими совместно по отношению к власти. На мой взгляд, контрольные функции СМИ состоят в этом и только в этом.
Права журналистов нарушают часто еще и потому, что у нас нет солидарности. Состояние проблемы требует немедленной реакции журналистского сообщества и выработки стратегии по защите трудовых прав и статуса профессии в целом.
— «Грустно от того, что уходят наши коллеги, люди, которые погибли за наше право свободно говорить и мыслить, за право телезрителей, радиослушателей, читателей получать непредвзятую информацию. Торжественность момента заключается в том, что журналистское сообщество выступило инициатором возведения памятника своим коллегам, боровшимся за права журналистов. Убийства журналистов — это выстрелы в свободу слова, в право граждан получать объективную информацию».
Журналистика – это профессия смелых, мужественных людей. И даже в эти сложные и опасные времена мы работаем на Дагестан и дагестанцев. Работаем с тем, чтобы каждый день доносить до своего читателя, зрителя, слушателя объективную информацию, правду. А это очень дорогого стоит. Иногда — здоровья, а порой даже и жизни.
Ильман Алипулатов,
политолог