Барият Солтанмеджидовна Мурадова осталась в памяти современников как непревзойденный, исконно народный талант и актриса высокого профессионализма.
Родилась БариятМурадова в кумыкском селении НижнийДженгутай Буйнакского района. Дочь красного партизана, погибшего в революционных событиях, Мурадова воспитывалась в доме дяди, известного музыканта и певца ТатамаМурадова. Род Мурадовых подарил Дагестану целую плеяду талантливых деятелей искусства и культуры.
БариятМурадова выступала на сцене с трехлетнего возраста и вплоть до 80 лет не покидала ее. Искусство и творческий почерк Мурадовой тесно связаны с корнями народного театра, с манерой импровизационной народной культуры. Всю свою жизнь Мурадова отдала родному театру.
Ей были чужды понятия ограничения амплуа. Она могла появиться на сцене в любом жанре, играла в молодости и старости, а в 50 лет блистала в образе Лауры из пушкинского «Каменного гостя».
Мурадовой удавались как драматические, трагические, героические образы, так и лирические, сатирические, острохарактерные и откровенно водевильные, опереточные персонажи. В одни и те же годы она могла выйти на сцену то в роли смешной и простодушной Джумайсат (МоллаНасретдин» М.Курбанова), то шекспировской Джульетты, то чудаковатой Шакирхан («Под деревом» Г. Рустамова), то взбалмошной Живкой («Госпожа министерша» Б. Нушича), то мужественной Толгонай («Материнское поле» Ч.Айтматова) или поэтической Гюлькыз («Айгази» А.-П. Салаватова), которую актриса играла более 20 лет.
«Лаура в исполнении БариятМурадовой– один из лучших образов, увиденных мною на драматической сцене», — говорил на обсуждении спектакля в Москве главный режиссер театра им. Евгения Вахтангова Рубен Николаевич Симонов в апреле 1960 года.
Неослабный интерес зрителя и постоянный успех спектакля «МоллаНасретдин» на сцене Кумыкского театра в течение трех десятилетий был обязан сценическому дуэту БариятМурадовой (Джумайсат) и Таджудина Гаджиева (МоллаНасретдин). Не скупясь на краски, актриса показывает всем некрасивую на внешность, чудаковатую простолюдинку, которая в часы «творческого вдохновения» самозабвенно поет и пляшет или горячо спорит с мужем, кому качать люльку с ребенком.
Одетая в выгоревшее и потрепанное платье, Джумайсат ходит, широко и размашисто шагая. Ее немолодое лицо украшает увесистый нос-картошка, широкие ломанные брови вразлет моментально сходятся на переносице, когда она сердится. То, принимаясь энергично чесаться за пазухой, то визжа и покатываясь со смеху, отпускает грубые шуточки в адрес мужа, то, увлеченно барабаня ладонями по своим коленям, выводит незамысловатую песню. «Ее песня – это сольный номер со своей драматургией, виртуозный и комичный: Джумайсат-Мурадова высоко и плавно растягивает лицо в пленительной улыбке, жмуря от удовольствия глаза и поводит плечами, затем голос стремительно опускается в басовый регистр, и пение становится похожим на ропот горной реки, затем снова набирает высоту…»,- писала об ее игре театровед С.Нахшунова. А ведь когда Мурадова впервые прикоснулась к образу Джумайсат, ей было всего двадцать пять лет, и она параллельно играла лучших лирических и романтических героинь мировой драматургам.
Общительная, наблюдательная и чуткая к восприятию жизни БариятМурадова с детства училась у своего народа вечным истинам, цепкой памяти, точной оценке. Однажды увиденное в жизни она откладывала в копилку памяти, чтобы вытащить и показать народу то, что таится в нем самом. Таковы ее «фольклорные» и современные героини из народа: Сувсар («Карачач» А-П.Салаватова), Асият («Любовь Асият» А.Курбанова), Зайнаб («Сестры» С.Джетере), Салимат («Подарок Салимат» Г.Рустамова), Кыстаман («Красные партизаны» А-П.Салаватова) и другие. А какие разные и сильные характеры она создавала в классическом репертуаре. И среди них Мехменэ-Бану из «Легенды о любви» Н. Хикмета; глубоко страдающая, смертельно уставшая от человеческой лжи и предательства и, наконец, отчаявшаяся, оскорбленная от обманутой любви, поруганных чувств Лариса из «Бесприданницы» А Островского; трагическая, обреченная жертва тяжкого груза адатов в образе Сусанны из «Намуса» А. Ширванзаде или сильная, властная и постоянно внутренне сопротивляющаяся, подневольная жертва вековых адатов-Танкабике из пьесы М. Карима «В ночь лунного затмения». Роли — их было много в ее творческой биографии: от Кручининой и Агафьи Тихоновны до Соньки в «Аристократах» Н.Погодина и Маши в «Мужестве» Березки. То, воспевая величие человеческой души, то выставляя на осмеяние воинствующую серость и омещанившуюся посредственность, БариятМурадова заставляла зрителя заглянуть в собственную душу, в копилку мыслей и чувств, создавая зеркало, предупреждающее духовное банкротство.
Более 200 ролей сыграно БариятМурадовой за свой актерский век. А из всех них, особенно в последние годы, она отдавала предпочтение образам матерей. Благородство и сила духа были определяющими чертами характеров ее матерей. Олицетворение гражданственности и материнской славы в обобщенном образе Матери-Родины в спектакле «Сквозь бурю» М-С. Яхьяева. А Толгонай-Мурадова в «Материнском поле» Ч.Айтматова– многострадальная мать, в скорби которой воплощена скорбь всех матерей, потерявших сыновей. Потрясающего трагизма достигает она в монологе, обращенном к погибшим сыновьям, где боль бесконечных утрат и жажда мира, и заклинание, призыв к живым не допускать повторения кровопролитных войн, и мечта о мирном благородном труде землепашца вылились в горячее признание Матери-Земле.
Много было в творческой жизни БариятМурадовой работ с печатью высокого профессионализма. И все они нашли в душах зрителей благородный отклик. Талантливая, непостижимая, неповторимая… — эти и множество других эпитетов сопровождали всегда выступления Народной артистки СССР, первой Народной артистки СССР из Дагестана. Кстати, в 1936г. ей первой в республике было присвоено и звание Народной артистки Дагестана. Она была лауреатом премии им. К.С. Станиславского, кавалером многих орденов и медалей, лауреатом и дипломантом множества смотров и конкурсов.
БариятСолтанмеджидовнаМурадова – выдающаяся артистка Кумыкского театра, любимая и почитаемая всеми народами Дагестана. Нет сомнения, что народ не забывает своих героев, своих ярких, неугасаемых звезд. Именем БариятМурадовой названы улицы, школы, республиканские премии за лучшие женские актерские работы, назначены именные стипендии лучшим студентам актерского отделения Даггосуниверситета.
Ее имя, как и имена незабвенныхГамидаРустамова, АлимаКурумова, Амира Курбанова, Таджутдина Гаджиева золотыми буквами вписаны в историю Кумыкского музыкально-драматического театра.
Гулизар Султанова,
искусствовед