«Власть. СМИ. Общество. Отношения на паритетной основе». Так называется новая книга известного общественного деятеля, политолога и публициста, руководителя общественно-политического ТВ ВГТРК «Дагестан», заведующего кафедрой электронных СМИ Дагестанского государственного университета Ильмана Субхановича Алипулатова. Автор анализирует и размышляет о серьезных и насущных проблемах современного дагестанского общества. Он утверждает, что в последние годы в Дагестане заложены серьезные основы деятельного развития СМИ, создана база для обеспечения творческого и материального потенциала. Но далеко не все проблемы решаются в области материального обеспечения, сегодня остро стоят вопросы взаимоотношений власти со СМИ и обществом.
На эту тему мы и поговорили с автором.
Как родилась сама идея написания книги?
Написать эту книгу меня побудила моя деятельность – и политолога, и публициста, и автора и руководителя аналитической программы «Акценты». Долгие годы я пытаюсь анализировать состояние общественно-политической ситуации в республике, анализирую, что происходит во власти, как это освещается в СМИ и естественно, как на все это реагирует общество. И чем глубже я изучаю эти вопросы, тем больше я убеждаюсь в том, что сегодня далеко не на все эти сложные вопросы есть ответы. Теоретически вроде все понятно: чем занимается власть, чем занимаются СМИ, и что такое общество. СМИ исполняют роль посредника между обществом и властью. Но весь вопрос в том, как они выполняют эту функцию. Здесь есть серьезные вопросы, проблемы. О них и идет речь в данной книге.
В аналитической программе «Акценты» Ваши собеседники, как правило, чиновники-руководители разного уровня. Можете ли Вы нарисовать портрет современного чиновника?
Чиновник – это человек, имеющий высшее образование, иногда даже кандидат и доктор наук. Но факт остается фактом. Сегодня образ человека во власти весьма негативен. И мне кажется, для этого есть серьезные основания. Какая-то часть руководителей используют свою должность, прежде всего, для собственного обогащения и ведения бизнеса, очень часто записанного на близких родственников или кого-то из своего окружения. Разумеется, в среде чиновников есть и порядочные люди, профессионалы. И все же если брать «среднюю температуру по больнице» — получается, что чиновник – это человек, который меньше всего думает о том, чтобы оказывать государственные услуги людям. И, тем не менее, нельзя все рисовать одной краской. Это в целом. Если брать в частности, то в новой политической команде Рамазана Абдулатипова есть руководители, которые вызывают уважение, которые стараются реально изменить ситуацию, работают инициативно, с полной отдачей сил. Это Рамазан Магомедович Алиев – руководитель Администрации Главы и Правительства Дагестана, заместители Председателя Правительства Рамазан Джафаров и Абусупьян Хархаров, и.о. мэра г.Махачкалы Муртазали Рабаданов, министры Зейдулла Юзбеков, Ширухан Гаджимурадов, Юсуп Умавов, руководитель Дагавтодора Загид Хучбаров, начальник отдела управления внутренней политики Администрации Главы республики и Правительства РД Алибег Алиев. И этот список можно продолжить.
Но команда Абдулатипова это не только те, кто занимают должности в органах государственной власти. Есть немало людей, которые без ложного пафоса и громких заявлений спокойно делают свое дело. И успех в развитии экономики Дагестана в немалой степени зависит от них, честных и порядочных дагестанцев. Мне кажется, мы все иногда забываем об этом. Почему-то в последнее время все больше говорим о важности тех, кто ничего не производит, не созидает, а больше заняты бумаготворчеством. А надо думать о Дагестане и дагестанцах, о будущем нашей республики, о наших детях и внуках…
О Дагестане в СМИ пишут весьма негативно. С чем это связано?
Это большой и сложный вопрос. Его решение связано, прежде всего, с информационной политикой ряда федеральных электронных и печатных СМИ. Многое, очень многое зависит от тех, кто определяет идеологию в Федеральном центре и информационную политику в Москве и в регионах. К сожалению, сегодня нет четкой программы освещения позитива на Кавказе, а значит и в Дагестане. Есть еще ряд объективных и субъективных причин. Многие из них связаны с уходом государства из СМИ, состоянием его выживания, коммерциализацией российского общества. И даже в таких сложных условиях работы немало зависит от представителей СМИ, наших коллег, которые своим трудом, творчеством должны создавать объективное общественное мнение. В Дагестане в этом плане работы непочатый край. Это касается и печатных, электронных СМИ. Это касается и руководителей государственных и не государственных СМИ.
В последние годы в республиканских министерствах, ведомствах появились пресс-службы, которые имеют технические и творческие возможности для более четкой организации работы. Какова эффективность этой работы?
Все зависит от того, кто возглавляет то или иное министерство и насколько он понимает роль и значение СМИ. Разумеется, важно, и то кто работает в самой пресс-службе. В последние время заметно активизировалась работа пресс служб прокуратуры РД, Верховного Суда, Министерства труда и социального развития РД, МВД по РД, Наркоконтроля и ряда других ведомств. Но в целом, работа многих пресс-служб городов и районов, отдельных министерств и ведомств оставляет желать лучшего. Далеко не все сегодня представляют место и роль пресс-служб и задачи, которые стоят перед ними. И в чем разница между пресс службой и СМИ? Надо помнить, что СМИ не могут исполнять роль пресс-служб органов власти. Это все же разные структуры, учреждения, да и у СМИ другие задачи. СМИ не может обнародовать только одну официальную точку зрения. Телевидение, радио, газеты, не могут, и не имеют права закрывать глаза на существующие в обществе проблемы. Это вовсе, не значит, что мы должны работать в режиме оппозиции или политических папарацци, гоняясь только за сенсациями. Нет, конечно. Существует золотая середина, линия разумной объективности, которой мы и должны придерживаться. Я неплохо знаю специфику нашего региона и имею моральное право говорить открыто о проблемах дагестанского общества, право работать на пользу своей республике.
Все мы думаем о завтрашнем Дагестане. Образ будущего нашей республики представляем светлым и процветающим.
В приоритетных проектах развития республики есть такая графа, как «человеческий капитал». И все же сегодня, мы наблюдаем такую картину, что лучшие умы и талантливая молодежь из нее уезжают. Как вы видите решение этой проблемы?
Трудный вопрос. Есть такое понятие, как элементарная несправедливость. Именно эта несправедливость является причиной того, что некоторые молодые люди уходят в леса. То есть, мы очень часто наблюдаем такую картину, что чиновниками, руководителями становятся люди мягко сказать, не очень подготовленные. И ведь на этом не заканчивается проблема несправедливости. Именно такой горе- руководитель начинает подбирать команду из своего ближнего окружения по тому же принципу. Он тоже берет на работу людей не компетентных, маскирующих ее хвалебными одами руководству. Это страшное явление, особенно в условиях нашего региона. И, так получается, что многие чиновники как-бы ходят в маске, говорят одно, делают другое. Но на этом не заканчивается проблема. Нередко получается, что, молодой человек, закончив с золотой медалью школу, и на «отлично» университет, порой просто не может найти работу по своим интеллектуальным возможностям. Впоследствии, у него появляется желание уехать отсюда, так как не находит здесь для себя перспективы. Что самое драматичное, что и там их никто не ждет. Очень неприятно, когда про нас кавказцев говорят плохо. Совсем недавно я встречался с несколькими нашими земляками, которые занимают в Москве руководящие посты. Исмаил Магомедович Османов, главный врач Тушинской детской больницы, доктор медицинских наук, профессор родом из Гумбетовского района. Давно живет и работает в Москве. Этот человек пользуется огромным авторитетом, а его больница одна из лучших в столице. Когда его назначили главным врачом в больницу, через какое-то время к нему обратился один дагестанец с просьбой принять его на работу. Он взял его с испытательным сроком. Однажды утром на пятиминутке ему докладывают, что этот человек не пришел на дежурство. Через некоторое время ему докладывают, что этот же врач прислал на очередное дежурство вместо себя человека, не имеющего медицинского образования. «Мне, конечно, пришлось его уволить – признается Исмаил Магомедович, и я дал себе слово из Дагестана никого не принимать». Горько осознавать, что среди наших соотечественников есть и такие. Но ведь это так. И конечно, что-то надо делать. А вот что, я, откровенно говоря, не знаю…
И все же, что надо сделать, чтоб наши молодые люди отсюда не уезжали?
Мне кажется, что решение этого вопроса за представителями властных структур, общественных организаций. Необходимо, чтобы слова не расходились с делами. Что бы конкурсы были конкурсами. Что бы руководящие должности в органах государственной власти занимали люди подготовленные, нравственно чистые, морально устойчивые. И именно тогда люди поверят власти. Кстати, год назад, когда Рамазан Гаджимурадович пришел в Дагестан, у наших соотечественников появились очень большие надежды на объективность и справедливость. Высок уровень ожидания перемен к лучшему и сегодня. Но, если будет так, что говорим одно, а делаем другое, то этот уровень доверия будет падать. Но я уверен, что, несмотря, на все сложности, мы можем вернуть доверие людей. Я понимаю, что у президента Дагестана свои сложности. За наш регион Дагестан сегодня отвечает Рамазан Гаджимурадович. Именно он и должен подбирать таких людей, которые не превращали бы свою работу в бизнес. А ведь такие есть, и их дагестанцы знают, хоть публично об этом, как правило, не заявляют. В сегодняшних приоритетных проектах развития есть отдельное направление – очищение экономики, а я хочу сказать, что надо очищать не только экономику, а саму власть, начиная сверху и донизу.
В Дагестане нет недостатка в СМИ. Также принято считать, что пресса в республике, относительно других регионов России, наиболее приближена к независимой. Что Вы вкладываете в понятие независимой прессы?
По мнению независимых экспертов в области СМИ, в Дагестане одним из ключевых субъектов определения повестки дня в телевизионных новостях, по-прежнему остается государство. А это значит, что зависимость региональных телеканалов от органов власти и отдельных чиновников самого высокого уровня все еще высока. Но справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время в вопросах освещения деятельности органов власти происходят позитивные перемены. Это в первую очередь связано с новыми кадровыми изменениями в руководстве Дагестана, с новым политическим курсом Рамазана Абдулатипова.
Мы видим как меняется ситуация в политической и общественной жизни республики. Меняются формы, методы и стиль работы руководящих органов власти и управления. Меняется и отношение к СМИ.
И пример доброжелательного, конструктивного сотрудничества с журналистами показывает сам Глава Дагестана.
С 2005 года вы возглавляете кафедру электронных СМИ. Какие проблемы сейчас существуют на отделении журналистики филологического факультета и что бы вы пожелали своим студентам, будущим журналистам?
Мне кажется, в журналистике Дагестана есть ряд серьезных проблем. Первая — это средний возраст журналистов – в республике это – 52 года.
Вторая проблема – в последние годы в республике появились новые СМИ – электронные, печатные, а квалифицированных журналистов явно не хватает. И третья проблема – это то что время уходит вперед, ситуация меняется, появляются новые технологии, надо поспевать за временем. Все эти проблемы надо решать нашему факультету, отделению, в целом вузу. А еще надо, что бы журналисты становились журналистами, не после того, когда получат диплом, а гораздо раньше. С этой целью мы три года назад создали в ДГУ учебную телевизионную студию, в которой наши ребята сами готовят передачи, снимают, монтируют. Но прошло три года и надо двигаться вперед, приобретать более современную технику, создавать новый полноценный телевизионный центр, с тем, чтобы выходить в эфир. Для этого требуются финансы, и кадры. И мне приятно констатировать, что и руководство ДГУ и многие другие прекрасно понимают, что надо изыскивать финансовые ресурсы и двигаться дальше. И у нас есть серьезные планы в создании медиа-холдинга. В ДГУ уже работает телевизионная экспериментальная молодежная студия. Но проблема не только в этом. У нас есть неплохие студенты, но нет преподавателей, которые готовы возиться со студентами на съемочных площадках и монтажных стойках. Вторая проблема – это сами студенты. Они разные. Есть те, кто, в самом деле, пришел учиться и осваивать профессию журналиста. А есть такие, которые попали на наш факультет случайно. Журналист – это профессия, которая требует каждодневного самообразования. Он должен быть активен и быть в курсе всего происходящего. Не все кто получает диплом журналиста, потом может работать журналистом. Я пожелал бы студентам, что бы они серьезно, основательно осваивали эту профессию. И чем раньше, тем лучше. Я считаю, что наши студенты с третьего курса должны пропадать не только в аудиториях университета, но и заниматься практической работой, в телекомпаниях и в редакциях газет, осваивать свою будущую профессию.
Что вам лично дала эта профессия?
Все что я имею в жизни – мне дала профессия, которой я посвятил более 40 лет жизни.
Для меня величие профессии журналиста заключается в том, что много бывает встреч с разными людьми. Многие не оставляют никакого значимого отпечатка в жизни, но бывают встречи судьбоносные и перерастают в многолетнюю дружбу. Так много лет назад я познакомился с Магомедом Мамаевичем Джамбулатовым, бывшим ректором Дагестанского сельскохозяйственного института. Это был мой старший друг и наставник, рецензент всех моих программ. Магомед Гитинович Абдуразаков, я его знаю с тех времен, когда он работал в комсомоле и так я могу назвать еще многих людей. Я благодарен судьбе, что выбрал профессию журналиста. Благодаря этой профессии, я приобрел замечательных друзей.
Как Вы оцениваете общественно-политическую ситуацию в Дагестане?
Как сложную, но контролируемую. В республике есть серьезные проблемы, связанные с безопасностью, созданием рабочих мест, обелением экономики. Но самое главное борьба с коррупцией. Здесь нужны не общие слова, рассуждения, призывы, декларации, а конкретные меры. И общие усилия власти, СМИ и общества.
Я оптимист по натуре. Уверен, что все эти сложные, трудные времена пройдут, мы сможем избавиться от многих пороков. И мы, дагестанцы научимся жить, созидать и построим новый Дагестан.
Беседовал Гусейн Кабардиев
P.S. Пользуясь случаем коллектив газеты «Дагестанская жизнь» поздравляет большого, давнего друга редакции, автора множества материалов, человека долга и ответственности, Гражданина с обостренным чувством патриотизма, с Днем рождения!
Ильман Субханович! Примите искренние пожелания здоровья, плодотворной работы и благополучия.